Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом» (средняя группа).
Цель: учить детей драматизировать сказку, имитируя движения животных, развивать выразительность речи, определять самые дружеские эпизоды, оценивать поступки героев. Дать детям возможность совершенствовать разговорную драматическую речь, отображать в речи эмоциональные отношения - она звучит, то радостно, то печально, то жалостно в зависимости от ситуации, в которых находятся персонажи. Воспитывать у детей дружеские отношения, нравственные качества (доброту, сочувствие, вежливость) развивать социально-коммуникативные качества.
Словарная работа: обогащать речь словами-определениями (смелый, добрый, быстрый, шустрый, прыткая), пополнить словарный запас (дождь льет, переждать дождь, уместился, вода ручьем течет, в тесноте, да не в обиде).
Предварительная работа: внести в книжный уголок книгу-сказку
В. Сутеева «под грибом», рассматривание иллюстраций, знакомство с содержанием, лепка и аппликация «Большой и маленький гриб».
Материал: элементы костюмов, макеты гриба большого и маленького, аудиозапись с воспроизведением дождя.
Система постепенного введения элементов драматизации:
А) Знакомство с содержанием сказки;
Б) Беседа по содержанию;
В) Как начинается сказка?
Г) Кто вам больше всего понравился в сказке?
Д) Почему добрый Муравей? (пустил всех под гриб и спрятал от дождя?).
Е) А какая была Лиса? (хитрая).
Ё) Как можно сказать про Бабочку? (мокрая, беззащитная).
Ж) Какой Зайчик? (маленький, трусишка).
З) Какие Мышка и Воробей? (быстрые, шустрые).
И) А что можно сказать про Лягушку, какая она? (веселая, прыткая).
К) Почему сначала одному Муравью под грибом тесно было, а потом и впятером место нашлось? Догадайтесь!
Л) Какими словами закончилась сказка?
М) Какая это сказка? (интересная, добрая).
Игровые роли:
- воспитатель (ведущая и гриб);
- Муравей;
- Бабочка;
- Мышка;
- Воробей;
- Зайчик;
- Лиса;
- Лягушка;
2. Рассказывание сказки с использованием фланелеграфа и фигурок (помочь детям запомнить сюжет и его последовательность, проявлять речевую активность).
3. Пересказ сказки по ролям.
4. Театрализованная игра – драматизация: Поиграем в сказку и вместе побываем в ней (распределяем роли).
Воспитатель (ведущий):
Как – то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибком – дождь пережидает, а дождь идет все сильнее и сильнее. Ползет к грибку мокрая Бабочка: Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу!
Муравей: Куда же я тебя пущу – я один тут клее-как уместился. Ничего, в тесноте, да не в обиде.
Воспитатель: пустил Муравей Бабочку под грибок, а дождь еще сильнее идет… Бежит мимо Мышка.
Мышка: Пустите меня под грибок, вода с меня ручьем течет.
Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
Мышка: Потеснитесь немножко!
Воспитатель: Потеснились – пустили Мышку под грибок, а дождь все льет и не перестает…
Мимо гриба воробей скачет и плачет.
Воробей: Намокли мои перышки, устали крылышки. Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать.
Муравей: Тут места нет!
Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!
Муравей: Ладно.
Воспитатель: Подвинулись – нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Заяц: Спрячьте – спасите! За мной Лиса гонится!
Муравей: Жалко Зайца, давайте еще потеснимся.
Воспитатель: Подошла Лиса поближе, понюхала.
Лиса: Не тут ли он спрятался?
Муравей: Где же ему тут прятаться?
Воспитатель: Махнула лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошел, солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба и радуются. (Песня с движениями). Дождик, дождь престал, солнце засияло, на полянке весело всем стало. Муравей задумался и говорит: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Лягушка: Ква-ха-ха! Ква-ха-ха!
Воспитатель: Все увидели, что на шляпе гриба сидит лягушка и хохочет.
Лягушка: Эх вы! Гриб – то… Не досказала и ускакала.
Воспитатель: Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом было тесно, а потом и пятерым место нашлось. А вы догадались?
Игровое упражнение «Круг дружбы» ( под музыкальное сопровождение «Как прекрасен этот мир»)
Составила и провела воспитатель первой квалификационной категории Ю.О. Карпекина. г. Новосибирск МКДОУд\с 430.
Смирнова Марина Александровна
Климова Елена Викторовна