Обучающая игра «Семейный бюджет»
Выполняли работу: Рушнова Светлана Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ «Ново-Александровская ООШ» Суздальский район; Исакова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Стародворская СОШ» Суздальский район.
Актуальность В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становиться особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки. Когда мы будем мудро распределять средства, которыми обладаем, и когда у нас на все будет хватать денег, тогда в семье наступает спокойствие и благополучие.
Итоговое занятие внеурочной деятельности по теме «Семейный бюджет»
Общая характеристика занятия Характеристика условий реализации занятия Объект: образовательное учреждение. Участники занятия: учащиеся 4 класс, родители. Вид деятельности учащихся: образовательная. Тип занятия: обобщение и систематизация знаний. Форма проведения: занятие-игра. Межпредметные связи: математика, окружающий мир, литературное чтение, русский язык. Оборудование: проектор, компьютер, экран. Средства обучения: презентация, раздаточный материал.
Педагогическая характеристика занятия Тема: «Семейный бюджет» Цель занятия: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Семейный бюджет» через игровую деятельность. Задачи занятия: Развивать способности применять предметные знания в решении финансовых задач; Развивать способности принимать обоснованные решения и совершать эффективные и рациональные действия в семейной экономики; - Закрепить навыки работы в группах, принятии коллективных решений в процессе обсуждения проблемы; - Воспитывать любознательность в процессе игровой деятельности. Основные понятия: бюджет, расход, доход, прожиточный минимум, зарплата, минимальный размер оплаты труда, пенсия, стипендия, необходимые расходы, обязательные расходы, желательные расходы, долги, налоги, штраф, сезонные расходы, ежемесячные расходы, коммунальные услуги.
Место занятия в учебно – тематическом планировании рабочей программы «Основы финансовой грамотности» Модуль «Семейный бюджет» № П/П Тема урока 1 Откуда в семье берутся деньги 2 На что семья тратит деньги 3 Как планировать семейный бюджет 4 Правила составления семейного бюджета 5 Итоговое занятие по теме «Семейный бюджет»
Педагогическая характеристика занятия Личностные: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых экономических ситуациях; - развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки. Предметные результаты: Называть основные источники дохода, различать регулярные и нерегулярные доходы семьи; Называть основные расходы семьи, различать обязательные и необходимые, планируемые и непредвиденные расходы; Считать доходы и расходы семейного бюджета на условных примерах; - Делать простые денежные расчеты.
Педагогическая характеристика занятия Метапредметные результаты: - правильно использовать изученные предметные и межпредметные понятия по теме «Семейный бюджет», соотносить явления и объекты к известным финансовым понятиям; - объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы. владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера. - постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; - проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; - корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей; - умение слушать и слышать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение; - умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений.
Этапы и типы задания для учащихся Этап Продолжительность Действия экспертов Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся Эмоционально-установочный 3 мин Эмоциональный настрой. Стихотворение. Смайлик Вступление в межличностный контакт для решения практических и жизненных задач. Подготовительный 5 мин Создание условий для успешного включения в деятельность. Сказка Колобок, Буратино. Загадки,. Проблемный вопрос. Подготовка к деятельности и выбор способов её реализации ( мотивационная) , формулирование цели и задач занятия. Деятельностный 25 мин Организация игры Своя игра. Активно включаются в предлагаемую игровую деятельность. Выполняют практическое задание по правилам игры. Подведение итогов игры Рефлексия 7 мин. Напоминание правила составления синквейна, принципы определения своей позиции. Пантомима Коллективный анализ полученных результатов. Самоанализ участника
Рефлексия
Описание учебного процесса Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися Этап Метод Эмоционально-установочный Метод организации групповой работы Подготовительный Проблемное обучение, наглядный метод, работа в группах Деятельностный ИКТ, проблемное обучение, наглядный методы, работа в группах. Подведение итогов игры Рефлексия Метод самоанализа.