12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сигутина Алина Владиславовна20
Россия, Московская обл., Клин

 

Семейный бюджет. Открытый урок по предмету Экономика по компетенции «Гостиничное дело»

Разработка: Сигутина Алина Владиславовна, преподаватель спецдисциплин.

 

     Оборудование урока:

     - компьютер

     - мультимедийная презентация

 

Урок по теме: Семейный бюджет для обучающихся 1 курса специальности «Гостиничное дело»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

 

Технологии: здоровье сбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, информационно-коммуникационные

Цель: Формирование знаний и умений планирования семейного бюджета и навыков рационального ведения бюджета семьи у обучающихся.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие семейного бюджета; рассмотреть различные виды семейного бюджета; ознакомить с основными

источниками доходов и расходов; сформировать представление о структуре бюджета семьи;

Развивающие: сформировать качества рационального хозяина; сформировать навыки ведения семейного бюджета;

Воспитательные: сформировать экономическое мышление, культуру потребления; сформировать уважение к собственности, ответственность, экономичность.

Основные понятия и термины: Семейный бюджет, доход, расход, виды бюджета.

Виды деятельности: фронтальная беседа; мозговой штурм; формирование умений добывать и реализовывать новые знания; коллективное выполнение заданий, предложенных преподавателем с помощью компьютера, обсуждение выполнения домашнего задания, обсуждение и комментирование выставленных оценок.

Планируемые результаты:

1) Личностные: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; сопоставление доходов и расходов семьи, участие в принятии решений о семейном бюджете.

2) Метапредметные:

Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3) Предметные: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи; проведение простых финансовых расчётов; знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

Ход занятия.

Основная часть (25 минут)

Здравствуйте, уважаемые обучающиеся я, Сигутина Алина Владиславовна, преподаватель экономических дисциплин, рада вас приветствовать на потоковом занятии по экономике.

Прежде чем мы перейдём к теме нашего сегодняшнего занятия предлагаю вам рассмотреть ситуацию: У мужа и жены общие деньги. И супругу необходимо сделать подарок супруге так, чтобы она об этом не узнала. Какие варианты решения данной проблемы вы можете предложить мужчине?

(обучающиеся предлагают варианты)

Глядя на ситуацию, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (обучающиеся предлагают варианты)

Молодцы, правильно, действительно тема у нас сегодня называется семейный бюджет.

Тема актуальна абсолютно для всех людей в этом мире, в том числе и для обучающихся по специальности «Гостиничное дело», так как грамотное ведение семейного бюджета помогает нам улучшить своё финансовое состояние, а вместе с ним и свой уровень жизни!

А теперь давайте подумаем, какая цель нашего занятия?

(обучающиеся предлагают варианты)

Правильно, мы сегодня с вами должны научиться грамотно планировать свой бюджет и рационально его вести.

Для этого в первую очередь мы:

Сформируем понятие семейного бюджета;

Рассмотрим различные виды семейного бюджета;

Познакомимся с основными источниками доходов и расходов.

Для специалиста Гостиничного дела обязательно надо усвоить эти понятия, так как в дальнейшем вам предстоит изучать такую дисциплину как бухгалтерский учет, а в трудовой деятельности вы можете выполнять работы, связанные с формированием бюджета.

Итак, переходим к изучению нашей темы

Начнём с того, что грамотное планирование бюджета начинается с финансового планирования.

На этом этапе мы с вами должны проанализировать: есть ли у нас долги? Если да, то какие? Очень крупные (такие как кредит, ипотека) либо же мы заняли у друга 5000 рублей и с первой же зарплаты можем избавится от этого долга? Понятно, что от ипотеки не так то просто избавиться и скорее всего нам придётся очень много работать, чтобы ее погасить. так как ипотека даётся на очень большой срок (10,15,20 лет) ну и соответственно суммы ежемесячного платежа будут составлять от 15 тысяч рублей.

А можно ли сделать так, чтобы погасить ее досрочно? Я скажу вам, что все, конечно, зависит от многих факторов, например, от уровня вашей зарплаты, или от других постоянных обязательств, если вы платите не только ипотеку, но и еще, предположим, кредит на машину, то рассчитаться с ипотекой станет гораздо сложнее.

А может быть у вас все отлично с финансами, и вы наоборот, имеете возможность получать пассивный доход, предположим, что бабушка оставила вам квартиру, а у дедушки был гараж, так как у вас пока нет машины, гараж вы можете сдавать, получая пассивный доход.

Для того чтобы поскорее рассчитаться по своим долгам и вообще быть финансово грамотным нам необходимо сформировать подушку безопасности.

Запомните самое главное правило: Заплати сначала себе! Что это значит? Как только мы получаем зарплату, нам необходимо отложить минимум 10 % от неё, на банковский вклад. Финансовая подушка безопасности должна составлять от 3 до 6 месячных окладов. И нужна она для того, чтобы в случае непредвиденных ситуаций (увольнения с работы, длительного больничного и тд) вам было на что жить.

Специалисты, в том числе и в гостиничном деле, также не застрахованы от риска заболеть, на длительный срок, поэтому необходимо обратить внимание, как рационально относиться к своему бюджету.

После формирования нашей подушки безопасности можно уже начинать копить на крупные покупки. как? опять же начав откладывать на специальный счёт в банке. почему именно на специальный счёт, а не просто на банковской карте хранить свои сбережения? все очень просто, банковская карта может потеряться, ей могут завладеть мошенники, и в случае списания ваших средств ни один банк вам их не возместит, без длительных разбирательств. тогда как все банковские вклады застрахованы до 1 400 000 руб. если сумма ваших накоплений больше, то вы можете открыть вклады в нескольких банках сразу.

 

Итак, избавление от долгов и накопление на крупные покупки и будет ключом стабильности и благосостояния вашей будущей семьи.

Что же такое семейный бюджет и из чего он состоит?

Запишите, пожалуйста определение семейного бюджета

Семейный бюджет — это баланс доходов и расходов, представленный в таблице, за определенный период, как правило, за месяц.

Доходы это совокупность всех поступающих средств.

К доходам мы можем с вами отнести конечно же зарплату, то есть вознаграждение за труд, за отработанный промежуток времени. если мы имеем в собственности гараж, например, и его сдаём, то получаем пассивный доход с него, то есть доход от имущества, а возможно, мы монетизировали своё хобби, и получаем доход от предпринимательской деятельности теперь. Так же к доходам можно отнести различные выплаты от государства, так называемые трансфертные платежи

Знаете ли вы, как можно увеличить свои доходы? (Варианты обучающихся)

Найти вторую работу- плохой вариант, так как вам необходимо работать чтобы жить, а не жить ради работы. лучше всего увеличивать стоимость своего часа, конечно же. тогда, за то же отработанное время вы будете получать больше денег, ну или искать пассивный доход, чтобы пока вы отдыхаете ваши деньги работали за вас.

Расходы — это совокупность всех затрат.

То есть на еду, коммунальные услуги, одежду, проезд, кредиты, ипотеку и так далее.

Теперь рассмотрим с вами виды бюджета.

Они бывают трёх видов: общий, раздельный и частично общий.

1 общий бюджет.

То есть когда все члены семьи, получающие доход, складывают деньги на общий счёт или конверт. И тратят они их тоже вместе.

У этого бюджета свои плюсы и минусы. Например, + в том, что супруг, зарабатывающий меньше, не чувствует себя ущемлённым. легче копить на крупные покупки

Но, если один из супругов жаден, а другой слишком расточителен, то это может привести к ссорам и скандалам.

Или как в нашей сегодняшней ситуации мужу срочно надо было думать, откуда взять деньги на подарок жене, так как бюджет общий и супруга увидела бы, какую сумму супруг взял. отсутствие собственных средств и постоянный отчёт кто сколько взял может не всем понравится.

Второй вид бюджета раздельный, то есть когда у каждого из супругов свои деньги, и на бюджет друг друга они не претендуют. Подходит как раз для тех, у кого отношение к деньгам разное. Тут ссор будет значительно меньше, так как каждый будет следить за своим кошельком.

Не подойдёт такой вид бюджета тогда, когда один из супругов не работает.

Третий вид бюджета частично общий, когда оба супруга откладывают лишь часть своей зарплаты, скорее всего берётся либо определенный процент с зарплаты каждого супруга, либо же фиксированная сумма которую супруги обсудили заранее. например 20% от зарплаты, или же по 10 тыс. руб.

Каждому из вас предстоит создать свою семью и вести бюджет. Какой он будет- решать только вам. Сегодня вы узнали плюсы и минусы каждого из них.

Какой на ваш взгляд вид ведения бюджета более удачный и почему?

(обучающиеся предлагают варианты)

Для того чтобы грамотно распоряжаться своим бюджетом необходимо соблюдать три важных правила:

всегда видите учёт доходов и расходов! Это поможет вам определить куда именно уходят ваши средства и какие расходы необходимо сократить в первую очередь для того, чтобы откладывать деньги.

Контролируйте свои траты. Идите всегда в магазин со списком продуктов, не ходите в магазин на голодный желудок, так есть соблазн купить больше ненужных или «вредных» вещей. Покупайте одежду и обувь во внесезонное время (летом шубы, зимой босоножки)

Планируйте свои траты заранее. Планирование может быть краткосрочным, то есть здесь и сейчас вам нужно пойти в магазин за продуктами. Как правило, планирование считается краткосрочным до года. Если в ближайшие 2-3 года вы хотите поменять автомобиль, то такое планирование будет считаться среднесрочным (от года до 5 лет) А вот если через 10 лет вы хотите продать квартиру и переехать в загородный дом, то такое планирование будет считаться долгосрочным ( свыше 5 лет)

Какие же доходы семьи у нас бывают? Все доходы подразделяются на реальные и номинальные.

Номинальные доходы-это количество средств, которое приходит к нам на карту или же выплачивается наличными. Например, ваша зарплата 50 000 рублей. Это и есть номинальная зарплата.

А реальная, это количество товаров и услуг, которые вы можете позволить себе приобрести за номинальные деньги. Например 10000 вы отложили, 5000 заплатили за квартиру, 15000 потратили на еду, 5000 заправили машину и тд.

К сожалению, в наше время, очень часто происходит ситуация, когда номинально доход растёт, а вот реальные доходы остаются на том же уровне. происходит это из-за инфляции. Как с ней можно «бороться» разберёмся чуть позже.

Как правило, люди, работающие в сфере гостиничного бизнеса, меньше страдают от инфляции. Их реальные доходы растут более заметно, чем у госслужащих, так как они работают на частное лицо.

Семейный бюджет состоит из активов и пассивов.

Активы это все, что приносит деньги и помогает заработать (сдача имущества в аренду, монетизация хобби и тд). для финансовой стабильности и улучшения благосостояния необходимо увеличивать доли активов в вашей жизни. старайтесь делать так, чтобы любой ваш пассив, мог выступать ещё и активом. ведь если вы работаете в офисе по 8 часов в день, то свою машину можно сдавать в это время

Пассивы-это все, что доходы забирает, например оплата бензина, квартплата и тд. к сожалению, без пассивов в нашей жизни тоже не обойтись, ведь нам надо жить где-то.

Семейный баланс-это умение свести доходы и расходы таким образом, чтобы остались сбережения

самый грамотный подход в ведении бюджета как раз таки достижение семейного баланса, чтобы быть уверенном в завтрашнем дне необходимо иметь сбережения! никогда не забывайте про главное правило успешного ведения бюджета: Заплати сначала себе.

Если доходы соответствуют расходам, то такой бюджет называют сбалансированным. это не самый правильный вариант ведения бюджета, но и не критичный. так как при таком бюджете ваши доходы равны расходам, накопить у вас, к сожалению скорее всего не получится, но зато в долги вы тоже не залезаете, так как живете «по средствам». здесь надо взять свои траты под контроль и постараться накопить хотя бы финансовую подушку безопасности. вообще, как только вы начнёте вести учёт доходов и расходов вы удивитесь, как много свободных денег у вас может появиться

Если расходы превышают доходы, то такой бюджет называется дефицитным. к сожалению Такой семейный бюджет будет нас загонять в долги, потребительские кредиты и так далее. здесь надо постараться взять себя в руки, чтобы исправить ситуацию. строго вести учёт доходов и расходов, составить план по досрочному погашению всех долгов и постараться увеличить свой доход.

Вообще, чтобы быть финансово неуязвимым у человека должно быть как минимум 5 источников дохода, а лучше 7. какие источники дохода вы могли бы назвать прямо сейчас? (зарплата, сдача квартиры, сдача автомобиля, домашнее хозяйство, монетизация хобби, бизнес, фондовый рынок, доход от роялти (авторский гонорар, патенты, вознаграждение за изобретения)). Именно наличие нескольких источников дохода поможет вам «обгонять» инфляцию.

 

Закрепление материала (15 минут)

 

А теперь закрепим пройденный материал и решим задачу

На основе данных о доходах и расходах, приведенных в таблице, требуется рассчитать сбережения по каждой группе семей записать решение и сделать вывод. Ваша задача сейчас просчитать сбережения по каждой группе семей. Для этого из колонки доходов надо вычесть колонку расходов. чертить таблицу не надо. просто пишите семья 1 сбережения =0 и так далее. На решение даю вам три минуты.

 

Группа семей

Сумма на одного члена семьи

 

Доходы (Д)

Расходы на потребления (Р)

Сбережения (С)

1

13500

13500

0

2

14700

14430

270

3

16850

16170

680

4

18200

17940

710

5

20000

18350

1650

 

Итак, какой вывод вы сделали?

Вывод:

Из данных, приведенных в таблице мы видим, что у семьи под номером 5 больше всего сбережений. Это говорит нам о том, что с повышением уровня доходов откладывать денежные средства получается лучше.

Для закрепления материала пройдём небольшой тест

У вас будет самопроверка, так что вы должны записать на листке номер вопроса и рядом с ним букву ответа, которую считаете правильным, по итогам теста на слайде будут даны ответы, вы проверяете себя и ставите себе оценку. исправлять ответы нельзя-так как исправление будет считаться ошибкой, так что внимательно читайте вопрос и хорошо думайте над ответом.

долгосрочные цели имеют срок:

а) до 1 года

б) от 1 года до 5 лет

в) от 5 лет и выше

сбережения — это:

а) активы

б) пассивы

3. в состав доходов не входят

а) оплата труда

б) трансфертные платежи

в) кредиты

4. семейный бюджет называют сбалансированным, если соблюдены условия

а) доходы больше, чем расходы

б) доходы равны расходам

в) расходы больше, чем доходы

5. заработная плата сотрудника составляет 40 000 руб. это:

а) номинальный доход

б) реальный доход

 

Ответы

1

2

3

4

5

в

а

в

б

а

 

РЕФЛЕКСИЯ.
Подведём итог.

Какую тему вы сегодня изучали?

С какими понятиями познакомились?

Что нового вы узнали о семейном бюджете?

Как вы думаете, данная тема пригодиться вам для дальнейшего изучения вашей профессии?

 

Домашнее задание

Прочитать страницы 22—24 учебника «Экономика для СПО» А.И Гамола. 2022 г.

Ответить на контрольные вопросы 1—5 стр. 24

Творческое задание.

Проанализировать бюджет своей семьи (источники доходов и расходов в тетради), определить вид бюджета (общий, раздельный или частично общий)

 

Список литературы:

«Основы финансовой грамотности». Учебное пособие. В.А. Кальней, М.Р. Рогулина, Т.В. Овсянникова, 2022г-248 стр

«Экономика для СПО» практикум А.И Гамола. 2022г.-144 стр

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.