Сценарий родительского собрания «Семейный бюджет и ребенок»
Сценарий родительского собрания «Семейный бюджет и ребенок»
Цель родительского собрания: Обсудить с родителями направления воспитания ребенка как полноправного, неэгоистичного, думающего о проблемах семьи члена семьи.
Задачи:
- определить проблемные «зоны» в воспитании ребенка в семье;
- определить основные финансово-экономические функции семьи
Форма: беседа
Ход родительского собрания
Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители. Нашу встречу я хочу посвятить очень интересной и актуальной теме: «Семейный бюджет и ребенок».
Сначала определим, что же такое семейный бюджет и из чего он складывается?
А теперь предлагаю вам составить доходную часть вашего бюджета.
На первый взгляд может показаться, что тема эта касается каждой отдельно взятой семьи и не может быть подвержена коллективному обсуждению. Однако реалии современной жизни дают мне, как педагогу, сделать вывод о том, что у так называемого поколения «Next» материальные ценности преобладают над духовными.
У современных детей появился культ денег, в большинстве своем они стремятся к легкому заработку, а культура траты денег и вовсе отсутствует. А т.к. основы этой культуры закладываются, в первую очередь, в семье, то становится понятным, почему назрела необходимость поговорить об этом.
Уважаемые родители, а вы помните, на что вы потратили свою первую зарплату?
Ответы родителей…….
Подобный вопрос я задала и вашим детям: «На что бы вы потратили свой первый заработок?» Ответы меня поразили.
10 % - потратили бы на еду
15% - на отдых с друзьями
20% - отдали бы деньги маме
55% - на личные нужды (купили бы компьютер, плеер, сотовый телефон, модные вещи и т.д.)
Не правда ли, над этими результатами стоит задуматься. Материальные ориентиры наших детей акцентируются, в первую очередь, на себе, и лишь потом на семье. Они не имеют понятия о семейном бюджете, из чего он складывается, и как им распоряжаться.
А как планируется в вашей семье семейный бюджет, ведете ли вы книги доходов-расходов?
Вы считаете это бесполезным занятием?
Позвольте вам привести интересный пример:
Одна японская семья недавно сдала в архив несколько томов бухгалтерских книг, в которых были данные их семейной бухгалтерии. В течение 50 лет они считали расходы и доходы и определяли возможную экономию, сократив не всегда обоснованные траты. Итог поразил всех: при подсчете оказалось, что семья за эти годы сэкономила сколько, сколько стоит их дом.
Конечно, у нас иной менталитет, иные экономические условия, но пример более чем поучителен.
Семейный бюджет отражает ту модель жизни, которую сформируют ваши дети. А скопируют они его из семьи, из телепередач, мультфильмов, книг. С самого раннего детства ребята сталкиваются с литературными героями, которые тратят деньги, порой, бездумно. Попробуйте вспомнить эти персонажи.
- Муха-Цокотуха
- На что она потратила найденную копеечку? – на праздник с друзьями.
- Буратино – хорошая идея покупки куртки папе Карло, но привела она к финансовому мошенничеству. Вот к чему привел обмен знаний на развлечение (букварь на театральное представление).
А вот Кот Матроскин – купил дом, корову – прекрасный эконом и хозяин.
- Многим из нас знакома такая ситуация: Мама с ребенком идут мимо прилавков магазина. Любимое чадо настоятельно требует купить ему очередную игрушку или шоколадку. Мама или растерянно смотрит по сторонам (ей неудобно перед людьми), или кричит на ребенка (у нее сдают нервы). Нужно найти оптимальный для двух сторон выход их ситуации. Как вы поступите?
Ответы родителей …..
Учитель: Да, у вас есть житейский опыт и мудрость.
А вот что советуют психологи: Если ребенок просит купить что-то дорогостоящее, на ваш взгляд, ненужное ему, договоритесь, что он получит желаемое, если, например, будет выносить мусор ежедневно. Так он получит урок: чтобы чего-то добиться, нужно приложить усилия.
Еще одно средство от привязанности к ненужным тратам – научить ребенка считаться с интересами родителей: например, скажите ребенку, что в этом месяце хватит денег только на новый мобильный телефон для мамы.
РЕЗЮМЕ: не выполняйте желание «маленького кумира» по первому требованию. Дайте ему понять, что интересы других членов вашей семьи не менее важны, чем его интересы. Попробуйте, составляя план покупок на следующий месяц постепенно привлекать ребенка, так он поймет стоимость денег, что деньги – не бумажки, которые мама ловит, как снежинки, а это способ улучшить жизнь всех членов семьи.
Необходимо воспитывать у детей культуру тратить деньги. Попробуем обратиться к западной модели воспитания: на Западе ребенка обучают искусству общения с деньгами с раннего возраста. Папа миллионер – а сын моет машины, зарабатывая себе на новый ноутбук. Наши же миллионеры воспитывают в своих детях вседозволенность. Я не сторонник западной модели воспитания, у нас иной менталитет, но в данном случае, нам есть чему поучиться.
Сэкономить, значит заработать, сказал А.Смит. Все верно, но есть статьи, на которых экономить не следует. Это….(ответы участников) (Если они не участвуют, то – здоровье) Можно сэкономить на дорогой и очень модной одежде, но нельзя экономить на хорошей книге, на билете на хороший спектакль, на хорошей музыке – они помогут вам окрасить мир в новые краски. Помните, что за деньги не купить хорошее настроение, или уважение близких, или их любовь. Не обедняйте себя и своих детей, стараясь соизмерять все с деньгами. Давайте не забывать, каков бы ни был ваш семейный бюджет, потратить вы его должны не только на материальную пищу, но и на духовную, питающую внутренний мир вашего ребенка.
Данная тема не вмещается в 20-ти минутный формат. Поэтому я решила продолжить заочное общение с вами, уважаемые родители. И для этого подготовила советы психолога. Надеюсь, они помогут вам в воспитании ваших детей. Спасибо за общение.