Игра -викторина «В мире необычных слов»
Игра -викторина
«В мире необычных слов»
Цель: обогащение и активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, используя игровую деятельность в изучении многозначных слов и выражений.
Задачи:
- Закрепить знания детей о многозначности слов, крылатых выражениях. Формировать грамматический строй речи детей в процессе работы с многозначными словами. Воспитывать интерес к родному языку.
- Развивать коммуникативные качества, использовать приобретённые навыки в повседневной жизни при общении друг с другом.
- Способствовать расширению словаря детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
- Способствовать созданию психологически комфортных условий для
эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей
Материал: слайды с картинками-символами к многозначным словам (золотой, идёт, ползет, язык); предметы, обозначающие разное значение многозначных слов(ручка, мышь компьютерная, ключ. кран, лук, звезда, (галстук),шишка, головка(чеснок),шляпка, перо, лист, заяц), иллюстрации фразеологизмов; чудесная коробка, шариковые ручки (для призов).
Ход викторины:
Ведущий: Внимание! Рады приветствовать всех на нашей игре-викторине «В мире необычных слов». В нашей викторине принимают участие четыре команды.
Первая команда называется «Витаем в облаках».
Девиз: Мы витаем в облаках, мы любители мечтать и конечно побеждать.
Вторая команда называется «Не разлей вода»
Девиз: Не разлей вода! Мы- друзья. Побеждаем всегда
Третья команда: «Как в воду глядим»
Девиз: Как в воду глядим, мы всех победим!
Четвертая команда: «Зарубите на носу»
Девиз: Зарубите себе на носу, победим всех хоть в зной, хоть в грозу.
Ведущий: Оценивать выступление команд будет жюри (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ). За каждый конкурс команда может получить очки, если задание будет выполнено без ошибок. Итак, начинаем!
1. Конкурс «Разминка»
командам по очереди задаются вопросы:
- Объясните название своей команды: «Витаем в облаках», «Не разлей вода!», «Как в воду глядим», «Зарубите на носу».
- Конкурс «Ярмарка слов»
- 1. Командам по очереди показываются на экране картинки-символы к многозначным словам (одной команде - золотой, второй – идёт, третьей-ползет, четвертой-язык.).
- Вопросы: Какое слово спрятано? Почему так решили?
- золотой - (золотая осень, кольцо из золота, у мастера золотые руки, золотой человек)
- идет - (дождь идёт, часы идут, мальчик идёт, снег идет, время идет).
- ползет- червяк, черепаха, машина, ребенок.
- Язык-ботинок с язычком, пламя, огонь, кошка лакает молоко, человек дразнится.
3.Конкурс «Кто больше .. ». (участники команд записывают на листе бумаги ответы, затем представляют другим участникам)
1. - Кто или что может плыть? (рыба, человек, облако...)
2- Кто или что может расти? (цветок, ребёнок, дом...)
3- Кто или что может мчаться? (конь,поезд,..)
4- кто или что может хлопать? (человек, дверь и т.д.)
Что может быть:
- Глубокое — озеро, чувство
- Добрые — руки, слова, люди
- Тяжелый — чемодан, характер
- Кислое — яблоко, выражение лица
1. Малиновый — звон, цвет, вкус, аромат
2. Железная — решетка, дисциплина, воля
3.Золотые — руки, украшения, золотое сердце
4.Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина
4. Скажите иначе:
1к.- свежая рубашка (чистая),
2к. свежий ветер (прохладный)
3к.- свежий хлеб (мягкий)
4к. свежая газета (новая).
4. Конкурс «Аукцион» Записать как можно больше фразеологизмов со словами «зубы», «нос», «уши», «ноги».
Музыкальная пауза: Каждый ребенок выбирает картинку с многозначным словом, под музыку дети танцуют, как только музыка заканчивается –находят пару-участника с картинкой с другим значением.
5. Конкурс "Крылатые фразы"
1. "Отгадайте загадку, о какой части человеческого тела идёт речь"
1 команда- Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а ими хлопают.
Не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.
А ещё на них можно вешать лапшу. (уши)
2 команда- Иногда в них пускают пыль,
Их можно сделать большими.
А ещё они могут разбегаться в разные стороны. (глаза)
3 команда-их можно заговаривать, сквозь них можно говорить, а еще их можно скалить. (зубы)
4 команда-их можно уносить, на них можно вставать то на одну, то на другую, можно даже встать не на ту (ноги)
6. конкурс. «Отгадай без слов» (в конкурсе принимают участие родители) одному участнику крепиться многозначное слово, но он его не видит, участники команды должны объяснить слово, не прибегая к словам, а ведущий должен назвать слово.
7. Игра «Подбери слово»
1Нос: орган на лице у человека, морде животного; передняя часть лодки, корабля, самолёта; клюв птицы.
2 Язык: орган в полости рта человека, животного; стержень из металла, ударяющий о стенки колокола; есть у костра).
3 Острый: отточенный, хорошо режущий, колющий; нос у Буратино; нож которым можно порезаться.
4 Золотой: цвет блестяще - желтый (кудри, осень); человек который может выполнить любое дело хорошо, из него делают украшения для мамы.
8. конкурс «Волшебная коробка» (в коробке лежат различные предметы. Дети должны на ощупь угадать предмет. Список предметов: ручка, мышь компьютерная, кисть, ключ, кран,лук,звезда,бабочка(галстук),шишка,головка(чеснок),шляпка,перо,лист,заяц.
Жюри подводит итоги игры, объявляет победителей.
Ведущий: Сегодня все участники команд старались, поэтому я всем хочу вручить призы. Они находятся в чудесном мешочке. Я хочу подарить …. Отгадайте, что у меня в чудесном мешочке. (это есть у чайника, у кастрюли, у куклы, у человека, у сумки, у школьника, у отвертки, лопаты, у чашки).
(Дети высказывают свои предположения: шариковая ручка, ручка у чашки, чайника, куклы).
- А что вы хотите получить в подарок? Какую ручку? (шариковую)
Вручение призов, награждение победителей.