Игра-квест для учащихся 5–8 классов «Колыбель Санкт-Петербурга»
Игра-квест
«Колыбель Санкт-Петербурга»
Разработчик: Дубровская И.В.
Учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Актуальность: в реалиях современного мира остро стоит вопрос о сохранении и передачи культурного наследия следующим поколениям. Методы изучения истории по учебникам и книгам не вдохновляют нынешнее молодое поколение в следствие этого появляется необходимость поиска новых, нестандартных подходов к преподнесению и усвоению информации.
Цели:
привить интерес к истории города и развитию России в целом.
преподнести и актуализировать уже имеющиеся знания о Петре I, периоде его правления.
способствовать развитию логического и творческого мышления
Аудитория: данная игра подойдет для учеников 5-8х классов.
Место проведения: Петропавловская крепость
Способ реализации: Игра подходит для внеурочного мероприятия. Для проведения, участников необходимо разделить на команды (оптимально 5-7 человек, возможно большее количество, зависит от комфорта участников) Для удобства проведения игры необходимы 1-3 взрослых (учитель-организатор, сопровождающие)
После разделения на команды, участникам вручается карта местности (маршрутный лист) на котором отмечены места этапов и порядковые номера. Далее организаторы расходятся на места и проводится сама игра.
В игре 4 этапа. Три из них на указанных местах, один этап (фото марафон) подразумевает под собой необходимость найти на территории объекты по подсказкам и сфотографироваться на их фоне (для сохранения памятных моментов)
За прохождение каждого этапа участникам вручается часть числового кода (собрав все части полностью необходимо правильно его составить)
По окончании квеста, участникам вручаются памятные призы (зависит от возможностей и желания организаторов)
Все материалы для проведения квеста приведены ниже. Порядок этапов организатор выставляет самостоятельно в зависимости от количества команд и удобства организации.
1 этап, Зайка на Иоановском мосту
Для этапа нужно заготовить 10 любых монет на каждую команду
Текст организатора.
Заячий остров - колыбель Санкт-Петербурга. Именно здесь и был заложен первый камень будущего города. Как вы думаете, почему для строительства крепости был выбран именно Заячий остров?
Примерные ответы: подходящий размер, удачно расположение, относительно ровный, глубина возле берега достаточна велика для приближения судов.
Спасибо за ваши предположения, они очень интересны. Заняв эту территорию ей нужно было дать какое-то русское название, понятное для людей. Финское название острова – Ениссаари. У шведов остров назывался Хазенхольм, оба названия переводятся как «заячий остров». Почему остров так называли?
Версия 1. Самая популярная.
Во время одного из наводнений на остров прибыл Пётр и когда он сошёл на берег, заяц спасающийся от прибывающей воды, прыгнул к нему на сапог.
Версия 2. Самая сказочная.
Легенда конца 18 века: когда царь Пётр сошёл на остров к нему со всех сторон стали выходить звери и первым был заяц
Версия 3. Самая реальная.
Название берет начало от культуры языческих племен, которые населяли этот остров. Часто они выбирали себе богов сравнивая их с животными. Зайца сравнивали с темным божеством. Темные боги должны были жить вдали от всех, уединенно, остров отлично для этого подходил. Божеству поклонялись, совершали жертвоприношения чтобы тот избавил людей от болезней, бед и несчастий. С тех пор у местных, остров приобрел название остров Зайца или Заячий остров.
В какую версию верить вы можете выбрать сами, а мы сейчас стоим у фигурки зайки, который встречает нас у входа в крепость, говорят если попасть монеткой на пенек, на котором он сидит, сбудется ваше желание. Выбирайте самого ловкого, давайте пробовать
10 попыток (независимо от исхода команда получает часть кода)
Этап 2 Ботик Петра (ботный дом)
Текст организатора у здания
Мы с вами находимся около небольшого сооружения, это своего рода «дом», как думаете кто в нем живет?
Ответ: лодка
Верно лодка/вы предположили интересные варианты, но не угадали, здесь живет лодка.
В 1688 году в селе Измайлово в одном из амбаров будущий император Петр I нашел старое суденышко. Расспросив о нем у местных, он узнал, что это английский бот, предназначенный для плавания в море. Петр распорядился починить его и спустить на реку. Давайте зайдем внутрь, в гости. И посмотрим, как же выглядела эта лодка
Внутри
Это лодка называется Бот. Или как её называл Петр ботик, потому что она достаточно небольшая. Это точная копия того судна, которое нашел Петр, настоящая стоит в Зале Славы Российского флота Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге
Ботик Петра I представляет собой небольшое беспалубное одномачтовое судно из дуба, управляемое с помощью паруса и гребцов. Его длина примерно 6 м. Мачта высотой 6,6 м. Масса около 1,5 тонн. Поскольку он достаточно тяжелый, не исключено, что на каждое из весел садилось по два гребца. Бот был вооружен четырьмя миниатюрными пушками, посмотрите какие они маленькие, но не смотря на размер они могли стрелять ядрами по 163 грамма, но использовались они только для холостых выстрелов во время салютов.
На этом суденышке Петр катался сначала по р. Яузе, а затем на Измайловском пруду и Переяславском озере, вскоре там была создана целая "флотилия" подобных судов. С этих прогулок под парусом началось серьезное увлечение будущего императора корабельным делом. Давайте выйдем на улицу и там продолжим.
(так как в здании располагаются кассы и магазин, чтобы не мешать лучше продолжить на улице, но в случаи плохой погоды можно остаться внутри)
До 1722 года ботик хранился в Москве. Весной 1723 года, после многих побед русского флота, Петр I вспомнил о своем "любимце", и по его приказанию ботик перевезли в Петербург. 11 августа 1723 года бот, управляемый самим Петром 1, в сопровождении 200 галер, под грохот залпов из полутора тысяч орудий и громкие крики "ура" прошел вдоль строя кораблей Балтийского флота.
На следующий день он как памятник рождения русского регулярного военного флота был поставлен «для вечного хранения» в Петропавловскую крепость. А после празднества, на торжественном обеде в честь победы над шведами Петр I дал ботику прозвище, которое зашифровано в ребусе. Ваша задача разгадать ребус и узнать, как Петр ласково его называл
(дедушка русского флота). В случае затруднения детям можно помочь, разгадав ребус они получают часть кода
Этап 3 Основатель Петр Алексеевич (у памятника Петру I)
Примерный текст организатора, возможны различные вариации, на усмотрение учителя.
О Петре рассказывать можно много, о том, как он правил с братом и сестрой будучи еще совсем ребенком, о том, как его сестра Софья пыталась совершить переворот и учинила стрелецкий бунт. Из-за этого, мама Петра Наталья Кирилловна Нарышкина боялась за его жизнь и отправила его к родственникам в село Преображенское под Москву, где он рос с обычными крестьянскими детьми, обучался различным ремеслам (столярному, кожевенному, кузнечному), где он создавал потешные полки, ездил веселиться в Немецкую слободу и даже хотел жениться на дочке хозяина местной таверны. И это лишь его детство и юность
А что еще можно о нем рассказать? (дети предлагают свои варианты, что они знаю о Петре)
Великое посольство (притворялся обычным плотником Петром Михайловым, спал в шкафу в Голландии, восхищался анатомическим вскрытием)
Северная война – дело всей жизни Петра Великого, в угоду которому он перевернул Россию с ног на голову. Все реформы Петра были спонтанны, и совершились чтобы выиграть войну, войну с самым могущественным соперником того времени Швецией
Темы глубоких реформ не затрагиваются, остаются для уроков.
О его любимой второй жене Марте Скавронской, простой кухарке, которая не знала даже своих родителей, но имела магическое воздействие на Петра, была его боевой подругой, соратницей и единственным человеком, кто мог его успокоить. В крещении она получила имя Екатерина Алексеевна, а после его смерти стала императрицей Екатериной I.
Петр поистине великий правитель, талант организатора был дарован ему свыше. За свои заслуги в 1721 году, после окончания Северной войны, ему даровали титул императора, а Россия стала не Московским царством, а значимой европейской империей.
Не смотря на все свои заслуги и титулы, Петр вел жизнь довольно скоромную, не любил золотые интерьеры, а предпочитал дерево, одежду предпочитал простую, хотя зачастую ему приходилось носить парадный сюртук.
Давайте проверим как вы знаете нашего великого императора
Ученикам предлагается кроссворд, для осуществления рефлексии услышанного материала. По итогу за большее количество правильных ответов получают часть кода, если ответов мало, код не получают и при итоговом составлении придется угадывать.
Москва
Екатерина
Швеция
Кораблестроение
Империя
Бастион
Потешные 10 Михайлов
Софья 11 Парадиз
Заячий 12 Романов
1 какой город Петр не любил больше всех
2 Русское имя любимой жены Петра
3 С какой державой Петр вел Северную войну
4 Любимое ремесло Петра
5 После победы в Северной войне Петр стал императором, а Россия……..(им.падеж)
6 Важнейшим элементом обороны крепости это
7 В детстве Петр с соседскими крестьянскими мальчишками создавал шуточные полки, как они назывались
8 Как звали старшую сестру Петра, которая устраивала против него стрелецкие бунты
9 На каком острове построена Петропавловская крепость
10 Под какой фамилией Петр путешествовал чтобы его не узнали
11 Как сам Петр называл Санкт-Петербург
12 Какая была настоящая6 фамилия Петра
Этап 4 Фотомарафон
1 фото с памятником 12 стульев
2 фото напротив здания, которое до 2012 года считалось самым высоким в Петербурге
3 фото с Петром I
4 фото с зайцами
5 фото на месте куда причаливают корабли
6 фото напротив здания, где делают деньги в прямом смысле слова
Сделанные фото прислать учителю (если у учеников есть номер телефона) или показать организатору) Если фото сделаны в верных локациях получают часть кода. За креативные фото можно добавить какой-либо бонус.
Числовой код 27.05.1703 день основания Санкт-Петербурга ( код разрезается на 4 части.
27 05 17 03
Карта Петропавловской крепости (маршрутный лист) номера этапов расставляются организатором)