Игра-викторина для 1–4 классов на тему «Будьте с огнём осторожны всегда!»

6
0
Материал опубликован 26 June 2018 в группе
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное

Питерского района Саратовской области»
Муниципальный конкурс детского творчества по пожарной безопасности «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра!»

Номинации «Методическая разработка»

 Игра-викторина

«Будьте с огнем осторожны всегда!»


 


 


 


 


 

Автор-составитель:

Зам. по ВР, социальный педагог:

МОУ «СОШ с. Запрудное»

Байгалиева Ю.Ю.


 

2018 год

Цель: формирование безопасного поведения в сфере пожарной безопасности.

Задачи: - углубить представления детей о роли огня в жизни человека;

- закрепить знание правил пожарной безопасности;

- формировать образные представления, нравственные понятия,

уважительное отношение к труду пожарных;

- развивать творческие способности, познавательные интересы детей,

воображение, наблюдательность.

Место проведения: актовый зал.

Оформление: плакаты и рисунки на тему противопожарной безопасности; выставка книг; плакаты — «Спички не тронь, в спичках огонь!», «Чтобы ваш дом не настигла беда, будьте с огнем осторожны всегда!», пословицы и поговорки: От искры сыр-бор загорается. От искры Москва загорелась. Берегись, не ожгись! Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит. Не шути с огнем, обожжешься. Огонь не вода — охватит, не выплывешь. Огонь не вода — пожитки не всплывают.

На экране слайды о работе пожарных. Звучит фонограмма песни «01», (муз. В. Шаинского, сл. Л. Ошанина).


 

Ход мероприятия.

Отгадав загадки, вы сможете назвать тему сегодняшнего мероприятия

Без рук, без ног, а на гору ползет.

В камне спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол полетел.

Дрожит свинка — золотая щетинка.

Красный кочеток по жердочке бежит.

Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все любят меня, и все губят меня.

Да, тема мероприятия огонь. Как вы понимаете пословицы?
«Огонь не вода — схватит, не выплывешь», «Воры обкрадут, стены
останутся, а огонь в разор разорит», «Огню да воде бог волю дал», «”Спи, царь Огонь”, — говорит царица Водица.

(Ответы детей).

Голос за кадром

Ноль-один — зазвонил телефон,

Чей-то крик принесли провода,

Чей-то плач уловил микрофон —

Значит, где-то случилась беда...

(На сцёну выходят Огонь и Спички.)

Огонь: Я — огонь, я друг ребят.

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом. (Кружится по сцене.)

1-я спичка: Человеку друг — огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловаться,

То беды не миновать,

От огня несдобровать!

2-я спичка: Знайте, в гневе он сердит:

Ничего не пощадит!

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома все кругом.

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

3-я спичка: Огонь силен он может сжечь деревню.

Он беспощаден, зол, напорист, груб.

И сгубит он столетние деревья

Быстрее, чем умелый лесоруб.

4-я спичка: И там, где он проходит,

Сгорает лес, сгорает весь дотла.

Недаром поговорка есть в народе:

«Бояться как огня».

5-я спичка: Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!

Все спички (хором). Это помните всегда!

На сцену выходят двое учеников в форме пожарных.

1-й ученик: Бояться степи, горные просторы -

Ею горячих, беспощадных лап. Но есть такие люди, для которых

Он как прирученный — послушен, тих и слаб.

2-й ученик: Они ею к земле прибьют, потушат,

В горящий дом, бесстрашные, войдут.

За жизнь других они, не сомневаясь,

Свои жизни отдадут.

Голос за кадром

«Таких людей, ведущих бой с огнем,

Мы нашими пожарными зовем!»

Ученик читает стихотворение.

С дымом мешается

Облако пыли.

Мчатся пожарные

Автомобили,

Щелкают звонко,

Тревожно свистят,

Медные каски

Рядами блестят.

Миг — и рассыпались

Медные каски.

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте —

Один за другим —

Лезут

По лестницам

В пламя и дым...

С. Маршак.

Выходит ведущий и рассказывает об истории возникновения огня, о правилах поведения при пожаре и подвигах пожарных. (Информационная страничка – приложение №1).

Ведущий. Ребята, кто из вас хотел бы стать пожарным? Как вы думаете, каждый ли человек может стать пожарным?

(Выслушивает ответы детей.)

Ведущий. Огонь может быть человеку другом, а может врагом, и тогда надо знать как правильно себя вести. Этому учит наша викторина.

(Далее ведущий проводит викторину, задавая вопросы.)

Почему номер пожарной охраны 01? (Простой номер; легко запомнить; короткий, а во время пожара дорога каждая секунда; его легко можно набрать в темноте.)

Что нужно делать при пожаре? (Срочно сообщить в пожарную охрану; принять меры к эвакуации.)

Назовите основные причины возникновения пожара. (Неосторожное обращение с огнем; детская шалость с огнем нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, газом, печами; газовые разряды, поджоги.)

Что нёобходимо сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара? (Выключить свет; отключить электроприборы; спрятать спички от маленьких детей.)

Можно ли бить стекла окон во время пожаров? (Нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение).

Если в вашей квартире пахнет газом, произошла утечка, можно ли включать и выключать свет? (Нельзя, так как при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.)

Назовите средства тушения пожара. (Вода, песок, земля, кошма, асбестовое одеяло, огнетушители.)

Многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют готовить обед или гладить белье. Это очень хорошо, но надо помнить о противопожарной безопасности. Запомните, дети, эти правила!

На сцену вновь выходят двое учеников в форме пожарных.

1-й ученик

Плитку не ставь на лавку,

Это запрещается!

Плитку ставь на подставку,

Которая не воспламеняется!

2-й ученик

Не суши белье над газом –

Все сгорит единым разом.

1-й ученик

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.

2-й ученик

Костер вы бросили в лесу –

И вот несчастье на носу

1-й ученик

Когда без присмотра оставлена печь-

Один уголек может целый дом сжечь.

2-й ученик

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур,

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

Ведущий продолжает викторину. (Игровая ситуация.)

У вас загорелся телевизор. Ваши действия? (Обесточу аппарат ,т.е отключу от электросети; накрою влажным одеялом; при нео6ходимости вызову пожарных.)

Для наглядности используются телевизор, макет пламени из бумаги, ведерко с водой, одеяло, ведерко с песком.

На сковороде горит масло. Ваши действия? (Отключу газ, накрою влажным полотенцем.)

Для наглядности используются сковорода, кружка с водой, полотенце.

На тебе горит одежда. Твои действия? (Упаду на пол (землю, снег, траву); покатаюсь или накроюсь влажной тканью; 6ежать не стану, этого делать нельзя.)

Увидишь человека в горящей одежде; что ты будешь делать? (Накрою горящего тканью; повалю на пол; огнетушителем тушить не буду, этого делать нельзя.)

Я хочу спросить у ребят, сидящих в зале, вы все знаете, сак себя вести при пожаре? Тогда скажите, от чего люди гибнут? (От огня, дыма, ядовитых газов, обвалов. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ. Достаточно одного, двух вдохов — и человек теряет сознание.)

Как надо преодолевать дымное место? (Пригнувшись, так как теплый дым, поднимается вверх; задержать дыхание; использовать мокрое полотенце.)

1-й ученик

Вы усвоили, друзья,

Что с огнем играть нельзя?

2-й ученик

(показывает медаль)

Медаль «За отвагу» дадим лишь тому,

Кто не задохнется в «загадочном» дыму.

Двое учеников (пожарных) проводят конкурс загадок.

1-й ученик

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажёг.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его... (водой).

2-й ученик

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те... (отнять).

1-й ученик

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам, -

Надо будет потрудиться

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро все…(убрали).

2-йученик

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова -

Целый час, а может, два.

Ты его рукой не тронь –

Искусает всю ладонь…(огонь).

1-й ученик

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (Пожар.)

2-й ученик

Летела мошка — осиновая ножка.

На стог села — все сено сгорело. (Спичка.)

1-й ученик

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход,

Остановишь — горе,

Продырявит море. (Утюг.)

2-й ученик

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

1-й ученик

Мы были соснами и пихтами,

И вот бренчим в коробку впихнуты.

Мы были гордостью тайги-

А вот тепёрь ее враги. (Спички.)

2-й ученик

В маленьком амбаре

Лежат сто пожаров. (Спички.)

1-й ученик

Жевать — не жую,

А все поедаю. (Огонь.)

2-й ученик

Как ножка воробьиная тонка,

Скользит по стенке коробка.

Скользнет - и высечет огонь,

Когда горит - ее не тронь,

Играть с ней скверная привычка.

Опасная игрушка... (спичка).

1-й ученик

Четыре солнца у бабушке на кухне,

Четыре солнца горели и потухли.

Готовы щи, компот, блины –

До завтра солнца НЕ НУЖНЫ. (Газовая плита.)

2-й ученик

Красненький петушок

По улице бежит. (Пожар.)

1-й ученик

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал!

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер...

Все хором: Ноль - один.

Далее ведущий проводит игры с детьми.

Игра «Доскажи словечко». Тот, кому попадет шар, должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Этот шар в руках недаром.
Раньше,
если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар—

Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди, —

Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам букет
злой... (пожар)

Раз, два, три, четыре —
У кого пожар в... (квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил... (утюг)?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками... (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над... (газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички... (зажигал)?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег... (костер)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег... (траву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые... (предметы)?

Помни каждый гражданин

Этот номер... (01).

Дым увидел — не зевай

И пожарных... (вызывай).

- Кто может назвать, какие предметы в доме являются пожароопасными?

Отгадайте ребусы «Пожароопасные предметы». (Приложение №2).

Игра на внимание. Ведущий читает четверостишия, участники после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это — я, это — я, это все мои друзья!», а если неправильно, молчат.

Ведущий.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От огня?

Ребята: « Это — я, это — это все мои друзья!»

Ведущий.

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? (Ребята молчат.)

Ведущий. Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Ребята: « Это — я, это — это все мои друзья!»

Ведущий. Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол —

Еле сам живой ушел!

(Ребята молчат.)

Ведущий. Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

Ребята: «Это — я, это — это все мои друзья!» .

Игра «Собери пословицу». Слова: «до пожара», «беду», «до удара», «тушим», «искру», «отводим». (Искру тушим до пожара, беду отводи до удара.)

Игра «Отгадай кроссворд». На экране появляется кроссворд, ведущий читает задания, верные ответы высвечиваются. (Приложение №3).

На сцену выходят двое учеников.

1-й ученик: Правила пожарные без запинки знайте!

Правила пожарные строго соблюдайте!

2-й ученик: Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать зла.

Костер не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Не бери из печки жар-

Ведь он таит пожар.

Уголек, хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.

Газ на кухне, пылесос ли

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый -

Наш надежный старший друг.

Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

Не теряться никогда,

Действовать умело.

Если слаб огонь, скорей

Ты водой его залей.

2-й ученик

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать!

Если же большой огонь,

Дымом все объято,

Выбегать из дома вон

Нужно всем ребятам.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

Быть нельзя огню вблизи

Там, где краска, газ, бензин;

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Опасно»!

Не шуги, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Будьте с огнем осторожны, дети,

Твердо запомните правила эти!

Итог. Ведущий: ну, вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнем шутить опасно и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.


 


 


 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЧКА Приложение №1

Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет, и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы согреваться, готовить пищу. Заставили работать машины, но одновременно они узнали и разрушительную силу огня; в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы скот, леса, целые деревни, города. Огонь из доброго слуги человека может превращаться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнем, соблюдал осторожность возле электронагревательных приборов, каминов, печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечками. Несчастье может случиться у новогодней елки, если вместо электрогирлянды используют свечи или бенгальские огни, в праздник устраиваю в квартире фейерверки.

Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать по телефону 01 пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес, или обратиться к соседям по квартире, по лестничной площадке. Нельзя прятаться под кровать, убегать в другую комнату — лучше совсем убежать из квартиры.

Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар — не случайность, а результат неправильного поведения.

Каждый час у нас на планете происходит семьсот пожаров и загораний. За год их бывает более пяти миллионов. Убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн двадцатого века. Из десяти пожаров девять происходят по вине человека, каждый пятый пожар — из-за детской шалости с огнем. Наши пожарные постоянно ведут с ним бой.


 

Ребусы «Пожароопасные предметы» Приложение №2. \


 

Кроссворд «Что может привести к пожару» Приложение №3.


 

По проводам без ног бежит,

В дома к хозяевам спешит.

Без зубов, кусается,

Хота для нас старается. (Электричество.)

Волшебный ящик посмотри.

Экран и кнопки две и три.

Он обо всем расскажет,

Весь мир тебе покажет. (Телевизор.)

3) Гладит все, чего касается, а дотронешься — кусается. (Утюг.)

4) В маленьком амбаре лежат сто пожаров. (Спички)

5) Я опасна на огне, если супа нет во мне? (Кастрюля.)

6) Все ест — не наедается, а попьет — сразу умрет. (Огонь.)

Список использованной литературы.

Внеклассные мероприятия: 5-11 классы\ Авторы-составители: Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева. – М.: ВАКО, 2007. С. 100-107.

Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы\ Авторы-составители6: Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2010. – 272с. – (Мастерская учителя). С. 192-194.

Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4классы\ Авторы-составители: Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2009. – 368с. – (Мастерская учителя). С. 223-228.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.