Игра-викторина «Знатоки инженерной графики»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
(СГТУ имени Гагарина Ю.А.)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ИГРА - ВИКТОРИНА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.01 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
23.02.07 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ
г. Саратов 2023 г.
Составитель: Кондрашова Инна Александровна, преподаватель Профессионально-педагогического колледжа СГТУ имени Ю. А. Гагарина
Рецензент: Панфирова Елена Владимировна, преподаватель высшей категории Профессионально-педагогического колледжа СГТУ имени Ю. А. Гагарина.
В данной методической разработке представлено внеклассное мероприятие игра-викторина по дисциплине ОП.01 Инженерная графика с применением средств ИКТ и цифровых образовательных ресурсов по ОП.01 Инженерная графика для специальностей 15.02.08 Технология машиностроения 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Совершенствование подготовки будущих специалистов связано с умением анализировать, делать выводы и производить расчеты. Поэтому проведение внеклассных мероприятий по дисциплине «Инженерная графика» способствует пополнению профессиональных знаний, расширяет кругозор, развивает творческую познавательную активность студентов.
Основной акцент в проводимом занятии приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие пространственно-образного мышления. Так как одной из важнейших формируемых способностей в ходе изучения дисциплины является способность мыслить пространственными образами. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания является применение игровых технологий в процессе преподавания изучаемых дисциплин. Использование игровых технологий в инженерной графике позволяет усилить интерес к изучаемому материалу и активизировать деятельность студентов. Важное значение имеет и обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей. Цель викторины - в игровой форме способствовать развитию пространственных представлений, развивать способности анализа форм и конструкций предметов, их графических изображений.При этом использование средств ИКТ и интерактивных презентаций дают возможность активизировать работу на занятии.
В процессе изучения студентами инженерной графики воспитывается точность, аккуратность, развивается внимание, наблюдательность, зрительная память, формируется активная жизненная позиция и другие лучшие личностные качества.
| |
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
СХЕМА ЗАНЯТИЯ | 6 |
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ | 7 |
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | 9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 18 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Современные требования к профессиональной подготовке выпускников в системе СПО, заключаются в формировании в процессе обучения ключевых компетенций, дающих им возможность легко адаптироваться к изменяющимся условиям современной действительности и быть востребованными на рынке труда.
Навыки чтения, переработки и создания графической информации необходимы в наши дни специалисту любого профиля. Современный графический язык, являясь основным средством делового общения, содержит в себе геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Он используется людьми в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Дисциплина «Инженерная графика» является источником развития пространственных представлений. Это необходимо для формирования как общих компетенций, так и профессиональных.
Дисциплина «Инженерная графика» тесно связана с рядом общетехнических и общеобразовательных предметов: математикой, «Допусками и посадками», «Метрологией и стандартизацией», «Средствами и методами измерения», полученные знания им необходимы при прохождении практики и в обычной жизни.
Структура внеклассного мероприятия:
- Организационный этап;
- Актуализация знаний: постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся;
- Викторина;
- Кроссворд;
- Рефлексия (подведение итогов занятия);
СХЕМА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Этап урока | Время, затраченное на этап | Деятельность преподавателя | Краткое содержание | Деятельность студентов |
1.Организа-ционный момент | 5 мин | Приветствие. Проверка готовности аудитории к уроку, создание благоприятной атмосферы в аудитории. | Приветствие. Запуск интерактивной презентации на экране. Создание положительной атмосферы, подкрепление настроя на учебную деятельность. Мотивация. | Приветствие. Представление команд.. |
2.Актуализация знаний | 10 мин | Озвучивание темы и содержания занятия Формулирование целей, обсуждение целей и хода мероприятия | Использование мультимедийной презентации для демонстрации хода и целей занятия | Ознакомление с содержанием занятия целями, участие в обсуждении. |
3.Викторина | 30 мин | Консультирование при обсуждении допущенных ошибок и их коррекция. | Использование интерактивной презентации для демонстрации заданий и их контроля. Студенты выбирают задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей. | Выбор категории вопроса, ответ на вопрос, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля студентами в процессе блиц-опроса. Совместный поиск верных ответов, Переоткрывание знаний в обсуждении проблемных вопросов. |
4. Кроссворд | 30 мин | Консультирование при обсуждении допущенных ошибок и их коррекция. | Использование интерактивной презентации для демонстрации заданий и их контроля. Студенты выбирают вопрос из предложенных. | Выбор вопроса, ответ на вопрос, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля студентами в процессе заполнения кроссворда. Совместный поиск верных ответов, |
5 Рефлексия (подведение итогов занятия) | 15 мин | Подведение итогов, комментарии. Соотнесение целей учебной деятельности и ее результатов | Рефлексия, подведение итогов. Использование мультимедийной презентации и для демонстрации вопросов. | Студенты дают оценку деятельности по её результатам. |
Итого | 90 мин. | | | |
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Тема занятия: «Знатоки инженерной графики».
Дата: 24.03.2023
Группа: ТМС-921, ТОД-921
Продолжительность мероприятия: 1 час 30 минут.
Цели викторины:
Обучающая цель: повторение, обобщение, применение и интеграция ранее изученных знаний.
Развивающая цель: развитие логического мышления и пространственного воображения, развитие культуры взаимоотношений при работе в коллективе.
Воспитательная цель: повышение интереса к изучаемой дисциплине, воспитание культуры общения.
Методическая: показ эффективного формирования познавательных компетенций студентов, демонстрация активизации деятельности студентов при помощи применения интерактивных мультимедийных средств обучения.
Задачи викторины:
-выявление наиболее способных и одаренных обучающихся по дисциплине;
-предоставление возможности обучающимся для самореализации;
-активация творческой деятельности обучающихся и преподавателей, внедрение в учебный процесс инновационных технологий.
Общие компетенции, формируемые на уроке (ОК):
По специальности 15.02.08 Технология машиностроения:
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
По специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов:
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК.02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Межпредметные связи:
ОУД.04 «Математика», ОУД. 09 Информатика, ОП 02 Компьютерная графика, ОП. 05 «Метрология и стандартизация», ОП.12 «Допуски и посадки».
Комплексное методическое обеспечение и оборудование урока:
компьютер, мультимедийный комплекс;
мультимедийные, интерактивные презентации;
раздаточный материал, карточки-задания.
СТРУКТУРА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный этап
Демонстрация слайда 1.
Преподаватель и Эксперт: Приветствие, проведение проверки посещаемости и готовности к занятию. Создание благоприятной атмосферы в аудитории.
- Здравствуйте. Рады Вас видеть на уроке. Сегодня у нас немного необычное занятие. Но мы с вами волноваться не будем. Нас ждет увлекательная игра, в которой мы узнаем как можно весело и интересно изучать инженерную графику. И так начнем…
Студенты: Приветствие. Капитаны команд представляют команды и передают списки присутствующих.
(Ребят попросили самостоятельно разделиться на две группы, придумать название команд. А так же выбрать счетную комиссию. В итоге сформировались две команды: ТОД и ТМС.)
2. Актуализация знаний
Демонстрация слайда 2
Преподаватель: сообщает название внеклассного мероприятия: игра-викторина по дисциплине ОП.01 Инженерная графика «Знатоки инженерной графики. Озвучивает ход мероприятия:
Приветствие
Викторина
Кроссворд
Подведение итогов
Демонстрация слайда 3
Преподаватель: Перечисляет цели внеклассного мероприятия.
Цель нашего мероприятия: повторение, обобщение, применение и интеграция ранее изученных знаний. Сегодня мы будем развивать логическое мышление и пространственное воображение, культуру взаимоотношений при работе в коллективе. Повысим интерес к изучаемой дисциплине, уделим внимание культуре общения. Исходя из поставленных целей, как вы считаете, каких результатов мы достигнем?
Студенты: участвуют в обсуждении целей внеклассного мероприятия.
4.Викторина
Демонстрация интерактивной презентации.
Преподаватель: Предлагаем командам проверить себя в блиц-турнире. Вам предстоит исследовать чертежи, отвечать на вопросы и решать ребусы и чертежные задачки.
На экране появляется таблица с номерами вопросов, затем, на некоторое время, слайд с категориями вопросов: красный – «Задача», желтый – «Вопрос?», зеленый–«Ребус».
Участвуют все члены команд по очереди, выбирая любой номер вопроса. Каждый правильный ответ категории «Вопрос» и «Ребус» принесет команде 1 балл. В категории «Задача» вопросы разного уровня сложности от 1 до 2 баллов. Если студенты не могут осветить на вопрос, то передают слово другой команде, либо зрителям.
Вопросы викторины представлены в таблице:
№ | Вопрос | Ответ |
Решите ребус | Ластик | |
Что означает знак R в инженерной графике? | Радиус | |
Определите проекции соответствующие наглядному изображению модели | Д | |
Что означает знак Ø в инженерной графике? | Диаметр | |
Решите ребус | Шаблон | |
Что означает знак S в инженерной графике? | Толщина детали | |
Найдите ошибки на чертеже | - | |
Решите ребус | Модель | |
Что означают буквы мм.в инженерной графике? | Миллиметры | |
Найдите ошибки на чертеже | - | |
Назовите понятие | Стандарт | |
Решите ребус | Вид | |
Укажите номера правильно подготовленных инструментов | 3, 5 | |
Решите ребус | Диаметр | |
Назовите линии чертежа | 1Штрихпунктирная, центровая; 2сплошная основная, линия контура детали; 3основная тонкая, волнистая; 4разомкнутая, линия разреза | |
Решите ребус | Точка | |
По наглядному изображению найдите соответствующий ему чертёж с фронтальным разрезом | 2 | |
Как расшифровывается аббревиатура ЕСКД? | Единая система конструкторской документации | |
Решите ребус | Стрелка | |
Какие буквенные обозначения следует нанести над сечениями вместо вопросительных знаков | 1-Д-Д,2Г-Г,3Б-Б,4В-В,5Е-Е,6А-А | |
Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерной линией? | 10 | |
Задание: построить третий вид по двум данным | | |
Эти размеры всегда больше других, на чертеже их располагают дальше от изображения, чем остальные | Габаритные | |
Решите ребус | Циркуль | |
Задание: построить третий вид по двум данным | | |
Какое расстояние оставляют между параллельными размерными линиями? | 7 мм | |
На каком чертеже правильно записаны размерные числа. В чем ошибки остальных чертежей? | В | |
Что означает знак cперед размерным числом? | Квадрат | |
Решите ребус | Развертка | |
Определите, на каком чертеже правильно нанесены величины диаметра и квадрата | В |
Преподаватель: В случае возникновении затруднений с помощью наводящих вопросов подводит обучающихся к верному решению. Помогает переоткрыть знания в обсуждении проблемных вопросов.
Эксперт: Участвует в обсуждении, оценивает правильность ответов, уточняет и комментирует ответы. Анализирует и обсуждает с обучающимися выполненные практические задания. Подводит итог.
5.Кроссворд
Демонстрация слайда 4.
Преподаватель: Объявляет следующий этап мероприятия.Предлагает заполнить кроссворд.
- Предлагаем группам проверить свое умение анализировать, применять свои теоретические знания на практике. Команды отвечают по очереди, выбирая вопрос. За каждыйправильный ответ команда получает балл.
Студенты: В ходе продуктивной дискуссии отвечают на вопросы по темам дисциплины.
Преподаватель: Заполняет каждое угаданное вместе с командами, демонстрируя ход решения кроссворда на экране.
Счетная комиссия подводит итоги, совместно с экспертом определяют заработанное командами количество баллов.
Вопросы кроссворда:
По горизонтали:
1. Изображение детали, имеющей элементы, расположенные параллельно разным плоскостям, развёрнутой на плоскости.
3. Отношение линейных размеров изображаемого предмета на чертеже к его натуральным
4. Полученное изображение с помощью прямых линий - лучей, проведенных через каждую характерную точку предмета до пересечения этих лучей с плоскостью
6. Изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями.
7. Название резьбы наиболее часто применяемой в крепежных деталях
8. Как называется резьба, применяемая для подвижных соединений?
9. Прямая ограниченная двумя точками.
10. Отношение диаметра основания конуса к его высоте или отношение разности диаметров двух поперечных сечений конуса к расстоянию между ними.
11. Прибор для построения и измерения углов
13. Наглядное построение элемента детали
14. Прикладная техническая учебная дисциплина, изучая которую учащиеся познают, прежде всего, графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранении информации о сооружениях, отдельных предметах и состоящих из частей, соединённых между собой тем или иным способом, сложных изделий.
16. Нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств
18. Инструмент для построения окружностей
19. Переход от одной поверхности к другой по цилиндрической или торовой поверхности
20. Определяется размерами внешней рамки, выполненной тонкой линией, по которой производится обрезка листа
21. Особенность изображения, позволяющая представить изображённый предмет.
22. Замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от данной точки (центра о.), лежащей в той же плоскости, что и кривая
23. Набор чертежных инструментов, размещенных в специальном футляре
По вертикали:
1. Инструмент, применяемый для проведения линий тушью
2. Как называется резьба, применяемая для неподвижных соединений?
5. Процесс получения изображения предмета, на какой либо поверхности
10. Прибор для вычерчивания окружностей малого диаметра
12. Техническая область прикладной геометрии, в которой изучаются способы изображения математических соотношений посредством линий и точек, располагаемых на поверхности чертежа.
15. При резьбовом соединении двух деталей одна из них имеет резьбу, выполненную на внешней поверхности. Как она называется?
17. При резьбовом соединении двух деталей одна из них имеет резьбу, выполненную в отверстии. Как она называется?
Демонстрация слайда 5.
Правильно решенное задание
6.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Демонстрация слайда6.
Преподаватель:
1. Вам понравилось проведение занятия в такой форме?
2.Комфортно ли Вам было работать на занятии?
3.Что нового вы узнали?
4.Какие вопросы у Вас остались, что осталось непонятным?
Студенты: Отвечают на вопросы. Дают оценку деятельности по её результатам.
Эксперт: Объявляет результат.Подводит итог занятия. Соотносит цели учебной деятельности и ее результаты. Благодарят всех участников занятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные учебные издания
1. Березина, Н.А. Инженерная графика: учебное пособие / Березина Н.А. — Москва :КноРус, 2020. — 271 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07398-8. —Текст : электронный. URL: https://book.ru/
2. Чекмарев, А. А. Инженерная графика: учебник для среднего профессионального образования / А. А. Чекмарев. — 13-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07112-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/
3. Куликов В. Инженерная графика: Учебник для СПО.-М.: Кнорус, 2019
Интернет-ресурсы:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании //Система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс].- Режим доступа:http: // wwwict.edu.ru
Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wwwING–GRAFIKA.RU
Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ngeom.ru
Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ.
Методические указания для обучающихся по выполнению заданий самостоятельной работы.
Приложение
Слайд1.
Слайд 2.
Слайд 3.
Интерактивная презентация
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.