Классный час для учащихся 5–8 классов «Игровая зависимость»
Слайд 1.
Тема: игровая и интернет – зависимость.
Возраст: 11-14 лет.
Цель: познакомить учащихся с актуальностью игровой и интернет зависимости.
Задачи:
Расширить кругозор учащихся по данной теме.
Разъяснить подросткам последствия интернет и игровой зависимости.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ожидаемые результаты: учащиеся осознают всю важность данной проблемы и сделают выводы.
Методы: беседа, лекция, игра.
Слайд 2.
Врачи и ученые всего мира бьют тревогу: табакокурение, алкогольная зависимость и наркомания отступают на второй план перед новым пристрастием человечества – компьютерными играми. По данным корпорации Microsoft, на 98% персональных компьютеров по всей планете установлена хотя бы одна игра. Это означает, что компьютерными играми увлекается весь мир!
Слайд 3.
Сотни тысяч людей по всему миру реальной жизни предпочитают виртуальный мир. Английское слово "геймер", которым называют тех, кто попал в зависимость от компьютерных игр, официально стало диагнозом. Давайте подумаем, что человек не может сделать без компьютера, и что компьютер не может дать человеку.
Упражнение «За и против»
Учащиеся делятся на две группы: первая – приводит доводы, что человек не может сделать без компьютера, а вторая – что компьютер не может дать человеку. Каждая группа четко аргументирует свою точку зрения, приводит примеры (исторические, литературные, из личной жизни). В процессе обсуждения учащиеся не только настаивают на своем, но и опровергают мнение соперников.
Рефлексия:
- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Трудно ли было отстаивать свое мнение?
- Что для себя открыли?
Сейчас давайте подумаем, есть ли у компьютерных игр положительные стороны? Отрицательные? Какие?
Учащиеся также в группах приводят положительные и отрицательные стороны компьютерных игр, затем один представитель от команды выступает с итогами.
Примеры ответов:
Положительные стороны компьютерных игр
- логические и обучающие игры; учат детей счету, иностранному алфавиту;
- интересное развлечение и способ занять свое свободное время;
- возможность стать главным героем игрового пространства, что нереализуемо в обычном мире;
- общение с другими игроками (в многопользовательских играх). Более половины заядлых игроков говорят о том, что именно возможность «живого» общения больше всего привлекает и удерживает их в игре;
- познавательность. Можно побродить, скажем, по Древнему Египту или поучаствовать в восстании Спартака.
Отрицательные стороны компьютерных игр
- вырабатывается привычка уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы вообще;
- отрицательно сказываются на физическом здоровье, так как игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает зрение;
- отрицательно отражаются на нервной системе и психике, утомляемых постоянными перегрузками, вызванными многочасовым сидением за монитором. Игроманы стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры; большинство игроманов в жизни замкнутые, не общительные люди, отвыкшие (либо не научившиеся) общаться напрямую без помощи компьютера;
- после яркой, насыщенной событиями игры сложно переключатся на реальный мир, с его повседневными рутинными заботами.
Слайд 4.
Действительно, еще недавно считалось, что компьютерные игры вредят только физическому здоровью: мол, длительное сидение за монитором может вызвать сухость в глазах, проблемы со зрением, головные боли, нарушения осанки... А интенсивное управление мышкой, джойстиком или клавиатурой приводит к излишнему напряжению в мышцах кисти и предплечья...
Слайд 5.
Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека.
Слайд 6.
Игры наносят практически непоправимый вред здоровью психическому. Основная опасность компьютерных игр заключается в том, что человек попадает в зависимость от них. Зависимость наступает, потому что события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамично, а сам процесс игры непрерывен.
Слайд 7.
До окончания любой игры существуют некие логические стадии, которые, по большей части, достаточно жестко завязаны друг на друге, что «заставляет субъекта не отвлекаться, а воспринимать прохождение всей игры от начала до конца, как некий единый процесс». Погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет игроголику прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.
Слайд 8.
Врачи считают, что зависимость к компьютерным играм очень схожа с зависимостью к азартным играм и даже наркотикам. Играя в азартные и компьютерные игры, люди испытывают практически одинаковые переживания. В итоге они сначала играют, пытаясь достичь какой-то цели, а потом продолжают играть, даже достигнув ее.
Слайд 9.
По мнению врачей, опасность заболеть возникает, если человек проводит за играми более двух часов в день.
Слайд 10.
Ученые пришли к выводу, что дети, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми, теряют способность контролировать свое поведение. Дело в том, что компьютерные игры развивают только те части мозга, которые отвечают за восприятие и движение. А прочие части мозга при этом деградируют. В том числе и лобные доли, отвечающие за контроль над поведением, за память и воображение.
Слайд 11.
Как правило, интернет-зависимый индивид является обладателем каких-либо недостатков или проблем, затрудняющих социальные контакты. Самые распространенные из них: социофобия, дефекты внешности, лишний вес, дефекты речи, трудности в общении, а также недостаток самоуважения, со всеми ними связанный
Слайд 12.
Компьютерные игры основаны на эмоциях, непроизвольных, моторных реакциях. Играя в компьютерные игры, ребенок осваивает компьютер, вместо того чтобы развивать собственную психическую деятельность, собственные интеллектуальные способности. Чем эмоциональнее компьютерная игра, тем больше она привлекает ребенка.
Упражнение «Смех»
Говорят, если человеку грустно, то он может сам себя рассмешить. Давайте проверим, сможем ли мы без всякого повода посмеяться и поднять себе настроение?
Настройтесь повеселиться просто так, буквально без и кого повода. У каждого в жизни были такие моменты, когда смех появлялся без причины. Просто смешно - и все тут. Смех - прекрасная эмоциональная разгрузка, освобождение от напряжения, отличный отдых после трудной умственной деятельности.
На несколько секунд закроем глаза и вспомним состояние, которое каждый из нас испытал в своей жизни, когда мы смеялись безудержно, от души, просто до слез. Итак, сейчас мы посмеемся все вместе, ха-ха-ха!
Рефлексия:
- Что вы чувствуете сейчас?
- Понравилось ли вам упражнение?
- Поднялось ли у вас настроение?
Слайд 13.
Для любого возраста существуют, как известно, определенные временные нормы, и придерживаться их надо неукоснительно. Но те, для кого компьютерные игры — источник средств к существованию (производители игр, авторы геймерских изданий, повествующих о пользе компьютерных игр, владельцы компьютерных клубов) утверждают совершенно обратное — есть заинтересованные стороны. Просто каждый из них заинтересован в своем и пытается этого добиться любыми, доступными ему способами.
Слайд 14.
Сегодняшняя беседа подошла к концу. Хотелось бы узнать, что нового вы узнали для себя? Чем была полезна полученная вами информация? С чем вы согласны, а с чем нет?
Подведение итогов.