Методические рекомендации на тему «Игровые моменты на уроках математики с применением ИКТ» (5–9 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инкинская средняя общеобразовательная школа»
«Игровые моменты на уроках математики с применением ИКТ»
Методическая разработка
Исполнитель: Трясина Наталья Георгиевна,
учитель математики
Инкино,2024
Цель:
1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках математики с использованием ИКТ.
Задачи:
1.Продемонстрировать педагогам свой опыт по использованию игровых форм и методов на уроках.
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д.В.Менджерицкая
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности ― игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету.
Игровые технологии способствуют достижению следующих целей:
активизации мыслительной деятельности, развитию познавательных способностей;
развитию логического мышления;
углублению знаний по математике;
восприятию межпредметных связей;
привитию математической культуры;
сплочению коллектива, формированию деловых взаимоотношений;
развитию индивидуальности и коммуникативных способностей.
Использование игры
в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, раздела;
в качестве элементов;
в качестве урока или части его;
в качестве внеклассной работы.
Функции игры:
развлекательная (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативная (освоение диалектики общения);
возможность самореализации в игре;
игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
диагностическая (самопознание в процессе игры).
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
б) познавательные, познавательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.
Организация игровой формы урока
При организации игровой формы урока необходимо придерживаться следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.
6. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
7. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
Интерактивные задания и игры на уроках математики с использованием ИКТ
Использование интерактивных заданий и игр на уроках математики с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) может значительно повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению математики. Это также способствует активному и практическому участию детей в уроке, что помогает им лучше усвоить материал и развить навыки решения математических задач.
Примеры интерактивных заданий и игр:
1. Интерактивные задания на решение математических задач: ребятам предлагается решить задачу, выбрав правильный ответ из нескольких вариантов или вводя числовой ответ. При этом они могут получить мгновенную обратную связь о правильности своего ответа и объяснение решения задачи.
2. Интерактивные игры на развитие навыков математического мышления: учащиеся могут играть в математические игры, которые требуют от них применения математических знаний и навыков для достижения целей игры. Например, игра “Математическая гонка” может помочь тренировать навыки сложения, вычитания, умножения и деления.
3. Виртуальные лаборатории и симуляции: школьники могут использовать виртуальные лаборатории и симуляции для исследования математических концепций и законов. Например, они могут использовать виртуальную лабораторию для изучения геометрии или моделирования математических функций.
Преимущества использования интерактивных заданий и игр на уроках математики с использованием ИКТ:
– Повышение интереса и мотивации учащихся к изучению математики.
– Активное и практическое участие школьников в уроке.
– Улучшение понимания и усвоения математического материала.
– Развитие навыков решения математических задач.
– Развитие навыков критического мышления и проблемного решения.
– Мгновенная обратная связь о правильности решения задачи.
Использование интерактивных заданий и игр на уроках математики с помощью ИКТ может быть эффективным инструментом для обучения и мотивации учащихся. Однако важно помнить, что они должны быть интегрированы в учебный процесс с учетом целей и потребностей , а также должны быть подходящими для уровня и возраста учащихся.
Онлайн-ресурсы и программы для обучения математике
Существует множество онлайн-ресурсов и программ, которые могут быть полезны для обучения математике. Вот несколько примеров:
Khan Academy
Khan Academy – это бесплатная платформа, предлагающая обучающие видеоуроки, практические задания и тесты по различным математическим темам.
Mathway
Mathway – это онлайн-калькулятор, который может решать математические задачи различной сложности.
GeoGebra
GeoGebra – это бесплатное программное обеспечение, которое объединяет геометрию, алгебру и численные вычисления. С его помощью можно создавать графики, решать уравнения, проводить геометрические построения и многое другое.
Wolfram Alpha
Wolfram Alpha – это компьютерная программа, которая может отвечать на математические вопросы и решать задачи. Она может выполнять вычисления, строить графики, решать уравнения и предоставлять подробные ответы с объяснениями.
Math Playground
Math Playground – это онлайн-платформа, предлагающая широкий выбор интерактивных игр и заданий по математике.
Это только некоторые примеры онлайн-ресурсов и программ для обучения математике. Важно выбирать те, которые соответствуют уровню и потребностям школьников, а также интегрировать их в учебный процесс с учетом целей и задач урока.
Работая над темой самообразования «Игровые моменты на уроках математики с применением ИКТ», мной был сделан вывод, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась.
Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний и их закрепление, становится более качественным и прочным.
Исследование показало, что дидактические игры, игровые технологии активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала, используя возможности методических приёмов, направленных на изучение такого увлекательнейшего предмета, как математика.
Возьмите чашу терпенья, влейте в нее полное сердце любви, добавьте в нее две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора, и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
Еще раз огромное спасибо.
Заключение
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках математики имеет множество преимуществ. Они позволяют сделать уроки более интерактивными, увлекательными и доступными для всех учащихся. Использование ИКТ позволяет создавать интерактивные задания и игры, которые помогают учащимся лучше понять математические концепции и развивать навыки решения задач. Онлайн-ресурсы и программы для обучения математике также предоставляют дополнительные возможности для самостоятельного изучения и практики математических навыков. Однако, необходимо учитывать ограничения и проблемы, связанные с использованием ИКТ, такие как доступность технологий и возможные технические проблемы. В целом, использование ИКТ на уроках математики является эффективным инструментом для повышения интереса и эффективности обучения математике.