Иллюстрированное логопедическое обследование
Иллюстрированное логопедическое обследованиеPPTX / 5.19 Мб
/data/files/l1706433003.pptx (Иллюстрированное логопедическое обследование)Пояснительная записка к интераАктивной презентации
Информация об авторе, назначении презентации:
Кузьменюк Валентина Яновна;
Учитель-логопед;
Логопедическое индивидуальное занятие;
Обучающиеся 7-10 лет;
«Иллюстрированное логопедическое обследование»;
Определение уровня речевого развития детей;
Индивидуальное логопедическое занятие;
В течение всего занятия (в рамках логопедической диагностики в начале и конце учебного года).
Данная презентация предназначена для диагностики обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями речи и обучающихся, поступивших в 1 класс. Ее можно использовать в системе комплексного изучения обучающихся.
Целью ее является определение уровня речевого развития детей, что может способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и поможет осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании. Поможет определить относительно сохранные функции и процессы, системно подойти к анализу нарушения, выбрать эффективные пути и средства коррекционно-развивающей работы.
Время выполнения заданий определяется особенностями психофи-зического речевого развития ребенка. По результатам обследования заполняется «Речевая карта», в которой ответы детей фиксируются с учетом фонетических и лексико-грамматических ошибок.
Структура методики:
Обследование импрессивной речи. Цель – своевременное выявление особенности понимания речи.
Понимание речи обследуется на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.
Обследование словарного запаса. Цель – выявление соответствия или несоответствия словаря возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.
В 1слайде приведено название материала, нажимая на кнопку внизу , попадаем на следующий слайд, в котором описывается данная презентация и содержание. В содержании видим два раздела: обследование импрессивной речи и обследование словарного запаса. Указаны слайды, на которых размещен материал для данного раздела. Если нажать на кнопку соответствующего раздела , попадаем на слайд, с которого начинается раздел. В конце каждого раздела есть кнопка возврата , нажав на которую мы попадаем в содержание.
На 3 слайде видим картинки, где ребенок должен назвать предмет. Нажатием кнопки мыши картинка пропадает (исключение дом и кастрюля – на них сначала надо навести мышь, картинка увеличится, и только потом нажатием мыши, картинка растворяется). Далее нажимаем кнопку вперед и попадаем на следующий слайд. На 4 слайде видим картинки, щелчком мыши картинки растворяются. После 4х картинок щелчком появляется общая картинка. Нажимаем кнопкой мыши 5 раз. Наводим мышь на кнопку вперед и попадаем на следующий слайд. Дальше все слайды будут меняться наведением мыши на кнопку вперед. На 5 слайде видим картинки, которые ребенок должен назвать, нажатием кнопки картинки растворяются. Нажимаем 5 раз. Наведением мыши на кнопку перехода , попадаем на 6 слайд. Здесь видим, инструкции разной сложности, которые должен выполнить ребенок. Нажатием мыши на надпись, она растворяется. Нажимаем 6 раз. Переходим к слайду 7. Также при нажатии кнопкой мыши, картинки растворяются. Нажимаем 7 раз. Наводим мышь на , попадаем на 8 слайд. Выполняем все то же, что и на предыдущем слайде. И так повторяем на 9 (нажимаем 5 раз), 10 (нажимаем 5 раз), 11 (нажимаем 5 раз), слайдах. Дальше переходим к 12 слайду, на котором видим инструкции, которые должен выполнить ребенок. Выполняем по аналогии 6 слайда. Но, еще внизу видим кнопку , нажатием на которую можем попасть ко 2 слайду (содержанию разделов).
Переходим к следующему разделу, слайду 13. Нажатием кнопки мыши, картинка увеличивается и следующим нажатием картинка пропадает. Так нажимаем 9 раз. Переходим на следующий слайд – 14. Нажатием кнопки мыши картинка появляется, увеличивается несколько раз. После нажатия кнопкой мыши картинка растворяется и появляется следующая. Так нажимаем 10 раз, меняются картинки. Наведением мыши на , переходим к следующем слайду, 15. На нем видим картинки времена года, нажатием кнопки мыши появляется надпись у соответствующей картинки. Нажимаем 4 раза. Опять наводим мышь на кнопку перехода и попадаем на 16 слайд. Нажатием кнопки мыши появляется цвет и его название. Со следующим нажатием – появляется следующий цвет, так 6 раз. Наводим мышь на . Слайд 17 – нажатием кнопки мыши на картинку, она увеличивается и растворяется, так повторяем 5 раз, 6-ым нажатием кнопки мыши появляется общая картинка. Переходим к следующему слайду, наведением мыши на . Слайд 18 – нажимаем кнопкой мыши 6 раз. Картинки появляются и растворяются. Также на этом слайде есть кнопка возврата, при помощи которой мы попадаем к содержанию. Наведением мыши на , попадаем на 19 слайд, кликаем кнопкой мыши, появляется смайл с аплодисментами. переходим к 20 слайду, на котором прописаны используемые материалы. Внизу есть кнопка , нажатием на которую мы попадаем в начало нашей презентации.
Обследование речи предполагает изучение как активной речи ребенка (экспрессивной), так и понимание им речи окружающих (импрессивной). Процедуру обследования невозможно разделить по указанным видам речи. Это обусловлено сложным системным строением речевой функции. Поэтому целесообразно чередовать приемы, направленные на выявление особенностей как одной, так и другой стороны речи. По материалам методики Т.Н.Волковской «Иллюстрированная методика логопедического обследования» мною создан альбом и интерАктивная презентация «Иллюстрированное логопедическое обследование». Задания в презентации выбирались соответственно возраста и нарушения речи обучаю-щихся. Из опыта работы, дети с ТМНР чаще всего даже не могут назвать предмет. Так и дети, которые поступают в школу, многие не посещали дошкольное образовательное учреждение. Поэтому в данном материале не представлено обследование экспрессивной речи.
При обследовании импрессивной стороны речи на слайдах 3-5 понимание речи ведется на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста. При обследовании понимания слов (слайд 6) выявляем как обучающийся умеет называть предмет, их части, качества, действия с ними. Обследование понимания предложений – ребенок выполняет инструкции, а логопед смотрит, как обучающийся понимает инструкцию. На 7 слайде видим обследование понимания грамматических форм (выбор картинки в соответствии с названной логопедом грамматической формой). Можем видеть, как ребенок дифференцирует форму единственного и множественного числа имен существительных. На 8 слайде происходит дифференциация форм единственного и множественного числа имен прилагательных. На 9 слайде происходит дифференциация глаголов с различными приставками. На 10 слайде представлены картинки с действиями прошедшего времени. Можем видеть, как обучающийся понимает мужской и женский род глаголов прошедшего времени. 11 слайд представляет нам дифференциацию уменьшительно-ласкательных форм имен существительных. На 12 слайде ребенок выполняет инструкции, в ходе которых можем видеть понимание значения предлогов.
Переходим к следующему разделу «Обследование словарного запаса». Целью данного раздела является выявление соответствия или несоответствия словаря возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. Наиболее простым приемом обследования словарного запаса является называние предметов, качеств предметов, действий по специально подобранным картинкам. На 13 слайде видим существительные, обозначающие предмет и его части. На следующем 14 слайде обобщающие слова, где обучающийся должен назвать предметы и назвать их одним словом. 15 слайд показывает нам картинки с временами года, ребенок должен назвать и показать картинку, которая соответствует определенному времени года. На 16 слайде представлены основные цвета. Глядя на 17 слайд, ребенок называет формы предметов. С помощью этих двух слайдов выявляем насколько ребенок знает словарь признаков. И, наконец, 18 слайд показывает знание глагольного словаря. Ребенок называет действия, которые происходят на представленных картинках.
Таким образом, после данного вида обследования логопедом все данные анализируются. В соответствии с особенностями структуры речевого нарушения разрабатываются направления логопедической коррекционной работы.