Конспект урока русского языка «Имена прилагательные в именительном падеже и винительном падеже женского рода» (4 класс)
«Технологическая карта урока (русский язык, 4 класс)
Учитель-Федотова Т.Н УМК «Школа России»
предмет – «Русский язык»,
учебное пособие: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык. 4 класс»: Учеб. для общеобразовательных организаций в 2 ч.. Ч.2./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий/.- М.: Просвещение, 2015, 160 с. с ил.
Тема урока | «Имена прилагательные в именительном падеже и винительном падеже женского рода» | |
Место урока в серии других уроков | | |
Тип урока | открытие нового знания (ОНЗ). | |
Цель | Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные; уточнить роль и значение имени прилагательного в нашей речи. | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
| Предметные: умение различать именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа; находить именительные и винительные падежи имен прилагательных женского рода единственного числа в тексте, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи. | Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности. Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности, используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, владеть общим приёмом решения орфографических задач. Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах. |
Методы Формы работы | Методы: репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный и проблемный методы. наглядный метод. Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая | |
Оборудование | Проектор, компьютер, карточки ,презентация. |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент 2.Актуализация знаний, и осуществление пробного действия 3. Выявление затруднения , поиск противоречия 4.Минутка чистописания 5.Открытие нового знания. 6.Закрепление нового знания. Физминутка. 7.Самостоятельная работа и проверка 8.Включение в систему знаний и умений Рефлексия. Домашнее задание | -Здравствуйте, дети! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок Начинаем наш урок Откройте тетради, запишите дату урока Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я предлагаю вам свою коллекцию заморочек. Назовите лексическое значение слова КОЛЛЕКЦИЯ. (Систематизированное собрание предметов). Слайд (показ коллекции) Какая это часть речи? Что означает слово ЗАМОРОЧЕК? Какие орфограммы встретились в словах? Вывод: Коллекция заморочек – это задания, способные запутать человека. Я прочитаю загадку, а вы определите, на какую тему собраны заморочки.Я слово ищу необычное, звучное, Особое сильное, самое звучное, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое Оно уменьшительное или ласкательное Ещё называют его слайд 3 Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном по алгоритму. слайд 1)являюсь… 2) отвечаю … 3)обозначаю.. 4) изменяюсь… 5) признак предмета… - На доске записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_оеее _ые_ие. - Что можно сказать об этих буквосочетаниях? На какие группы их можно разделить? Какая группа лишняя? - 1-й ряд прописывает окончания м.р., 2-й – ж.р., 3-й – ср.р Когда у имён прилагательных бывают такие окончания? ( вим.п. ед.ч.) Следующя заморочка перед вами Головоломка Образуй от данных имен существительных имена прилагательные мужского рода. Заполни ими клетки и ты узнаешь слово в середине таблицы. 8)Задира. 9) Дерево.
Какое слово получилось в середине таблицы Как доказать что это прилаг Вывод: Какого рода имя сущ, того рода и имя прилагательное связанное с ним Какое время года сейчас? Опишите зимнюю природу, используя словосочетания с прилагательными. Обратите внимание на словосочетания, которые составила я. На доске запись: Зимн.. стужа, крепк.. мороз, про снежн.. равнину. Почитайте Чем похожи эти словосочетания? Найдите "лишнее" словосочетание по какому-либо признаку. Как определили падеж Есть другие варианты "лишнего" словосочетания? ( Как определили род прилагательного? Если мы уберём "лишнее" словосочетание "крепкий мороз", какие словосочетания останутся? Прочитайте. Чем похожи словосочетания? (в ж.р., ед.ч.) Чем отличаются? Какой части слова не хватает у прилагательных?) Как вы думаете, почему я не написала её? Давайте попробуем вставить окончания. Какие окончания можно вставить в 1 словосочетание? Какие во второе? (ую или ою) Вот сегодня на уроке нам и предстоит разобраться кто прав и что надо делать. Посмотрите ещё раз внимательно на эти словосочетания и попробуйте сформулировать тему урока. Чему будем учиться на уроке? правильно писать окончания прил. в женском роде в им. и вин. падежах) Следующая заморочка Задание «Какой я?» какая я Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием только имён прилагательных. Постарайтесь привлечь всё, что вы знаете о себе. «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть хорошие и плохие. РАБОТА В ПАРАХ У вас на партах карточки №1. Что нужно сделать ( Посоветуйтесь между собой и допишите окончания. Дорога (какая?) снежн.. Дорога (какая?) дальн.. На ель (какую?) высок.. На экскурсию (какую?) зимн.. Почему словосочетания записаны в две группы? Какие окончания вы вписали в 1 группу? Почему они разные? Что помогло вам написать правильно окончания? Какие окончания вы написали у прилагательных 2 группы? Почему они разные? Что помогло написать их верно? ( Кто верно выполнил задание? Кто допустил ошибки? Давайте на доске составим схему, помогающую правильно написать окончания прилагательных ж.р. в им. и вин. падеже. С чего начнём?) Попробуйте по это схеме сформулировать правило правописания окончаний прилагательных в ж.р. в им. и вин. падежах. Дети формулируют правило ( имена прилагательные в женском роде в именительном падеже отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя; в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую, -юю.) Поднимаем руки вверх, если слышим словосочетание с прил. в ж.р., в им. п. Хлопаем - в И. п Руки вверх - в В.п Тёплая осень, разноцветную радугу, влажное лето, утренняя заря, пушистый снег, уютная изба, чистое поле, тёплую шубу, шерстяная варежка, жёлтую листву, холодную воду, весеннее солнышко, прекрасная погода. Следующая заморочка - Спишите только те предложения, которые соответствуют теме нашего сегодняшнего урока. Как вы это определите? Дети самостоятельно работают. После выполнения работы – проверка. Индивидуалная работа по карточкам - Какое предложение вы не списали и почему? Работа с карточками 1. Ребята пошли в ________________ библиотеку. 2. На столе лежала ____________________ книга. 3. Художник изобразил___________________ пейзаж. 4 .За окном стояла __________ погода. 5. Заяц бежал через_________дорогу. Закрепление. работа по учебнику 1)стр 30упр 62 Прочитайте задание про себя Что нужно сделать? Чьи это стихи? Что знаете об этом поэте? Михаил Спартакович Пляцковский (1935-1991) - известный поэт-песенник, драматург. Окончил Литературный институт им. Горького (1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня "Марш космонавтов" была написана в 1961 м. Подготовьтесь прочитать вслух. О чём это стихотворение? Какова главная мысль?( Природа Родины прекрасна) Что мы называем Родиной? Как называется наша Родина, о которой написал поэт? Какие картины русской природы представили, читая стих.? Как поэт относится к Родине? Что значит любить Родину? В чём может выражаться эта любовь? Как называют человека любящего свою Родину? Есть пословица-где родился там и пригодился Вернёмся к стихотворению. Его написал поэт-песенник, а значит на эти слова написана песня. Давайте послушаем кусочек песни. (Звучит 1 куплет песни) Что помогло поэту увлечь слушателя? Вернёмся к другим заданиям. Что ещё нужно сделать? Самостоятельно вставьте буквы, не забудьте обосновать ваш выбор. - Художник нарисовал к этому стихотворению иллюстрацию в учебнике. Как называется такая иллюстрация? Рассмотрите другой прекрасный пейзаж. Кто его автор? (И.И.Левитан) - Как называется эта картина? - Какие ещё полотна этого художника вам известны? - Почему на сегодняшнем уроке я предлагаю вам рассмотреть репродукцию именно этой картины - «Большая вода»? - Как будет звучать название картины в винительном падеже? - Рассмотрите картину и назовите другие словосочетания с прилагательными женского рода в единственном числе - Что можно сделать с этими словосочетаниями, исходя из темы нашего урока? (Записать их в именительном и в винительном падежах, правильно написав окончания) - А какие окончания бывают у прилагательных единственного числа женского рода в именительном и в винительном падежах? - Запишите пять любых словосочетаний по теме урока, работая самостоятельно. А заканчивается моя коллекция притчей: Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты что делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» - Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. - Кто работал так, как первый человек – поднимите чёрный камень -Кто работал добросовестно – зелёный квадратик - Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок. Учитель оценивает работу детей. -Откройте свои дневники и запишите домашнее задание
| Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку. - слушают - отвечают - рассуждают Настрой на работу Воспроизведение учащимися умений и навыков. Систематизированное собрание предметов). -сущ образовалось от слова «морочить», что означает вводить в заблуждение, обманывать - коллекция Удвоенная согласная непроверяемая безударная гласная. Заморочек –суффикс ек проверим р.п нет заморочек (прилагательное) -частью речи -какой? какая акое какие признак предмета изменяюсь по родам числам падежам. -с именем сущ ( это окончания имен прилагательных) По родам (мн.ч.) ( вим.п. ед.ч.) Склонение имен прилагательных подобрать сущ в ж.р ; -ответы детей - подбирают словосочетания Читают прил. в ед. ч.) про снежную равнину в вин. падеже крепкий мороз в ср.р.) - ответы детей (в ж.р., ед.ч.) - (падежами окончаниями) (окончания) (потому что можно сделать ошибку в окончании, т.к.оно безударное ию или юю) ую или ою) (Правописание окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах правильно писать окончания прил. в женском роде в им. и вин. падежах) дети составляют словосочетания и записывают в тетрадь (дописать окончания прилаг) ( вим.п. и в вин.п.) (ая, яя) (основы заканчиваются на твёрдый и на мягкий согл звук) ( знания об окончании прил в им.п. и ударное окончание вопроса) (ую, юю) проверяли по вопросу какую?) -ответы детей на доске таблички на магнитах, дети выбирают правильные) Дети формулируют правило ( имена прилагательные в женском роде в именительном падеже отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя; в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую, -юю.) (Это должны быть предложения, в которых есть прилагательные женского рода в единственном числе в именительном или винительном падеже) – взаимопроверка В третьем предложении прилагательное мужского рода -самостоятельна работа Индивидуалная работа по карточки Чтение задания к упр Прочитать стих Ответы детей (о красоте родины, родной природы) ( Природа Родины прекрасна) Ответы он любит Родину) Уважать культуру Знать историю родной страны ходить по родной земле дышать родным воздухом быть честным трудолюбимым Ответы детей Прослушивании песни Пейзаж («Большая вода») («Золотая осень») (Приближается весна, в названии картины есть прилагательное женского рода в именительном падеже.) (вижу «Большую воду») (высокая ель, кривая берёза, затопленная деревня, деревянная лодка, одинокая избушка, голубая вода) Дети заисывают в тетради прилагательное с сущ жр сначала именительный падеж затев в винительный падеж (Именительный падеж –ая, -яя, Винительный -ую, -юю Дети заисывают в тетради прилагательное с сущ жр сначала именительный падеж затев в винительный падеж Дети оценивают свою работу на уроке Открывают дневники, записывают домашнее задание | Регулятивные: развитие способности к организации своей деятельности; Предметные: знать толкования слов; уметь выделять орфограммы в словах. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; извлечение необходимой информации из текста развитие умения отвечать на вопросы; развитие умения вступать в диалог с учителем Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности действий Предметные: формирование умений склонять правильно писать падежные окончания прилагательных во делать выводы и обобщения. К: развитие умения отвечать на вопросы; развитие умения вступать в диалог с учителем; Л: формирование готовности к сотрудничеству. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; желание решать проблему, используя приобретённые знания; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Предметные: формирование умений склонять правильно писать падежные окончания прилагательных в именительном и винительном падеже делать выводы и обобщения. К: развитие умения отвечать на вопросы; развитие умения вступать в диалог с учителем; Л: формирование готовности к сотрудничеству. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; формулировать собственные мысли. Находить информацию по теме Познавательные: Находить информацию в разных источниках |