Конспект урока русского языка по теме «Винительный падеж имен существительных» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема: Винительный падеж имен существительных.
Цель урока:
Повторить и систематизировать отличия имен существительных в именительном падеже и в винительном падеже.
Задачи урока:
Формировать
умение
- определять винительный падеж слов;
- отличать винительный падеж от родительного (выявить несколько способов различения падежей);
- характеризовать имя существительное как часть речи и как член предложения (в именительном падеже работает подлежащим; в других падежах - второстепенный член предложения);
- развивать умение определять падежи существительного по вопросам и предлогам;
- развивать словарный запас и обогащать речь учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку и истории России.
Планируемые результаты:
Формировать:
личностные УУД
- ориентироваться на учет чужой точки зрения;
- оказывать интеллектуальную помощь героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;
регулятивные УУД
- определять задачи урока;
- выполнять оценку и самооценку по эталону;
- анализировать полученный результат;
познавательные УУД:
- уметь работать с алгоритмом и таблицей;
- анализировать информацию, представленную в табличной форме;
- делать выводы и обобщать;
коммуникативные УУД
-
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 82-85); Рабочая тетрадь 1.
Ход урока
I. Оргмомент. Психологический настрой. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайд № 2
( Учитель читает стихотворение Александра Яшина « Русский язык».)
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная – живуч.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
На доске: Язык – наш учитель, а каждое слово урок.
Учитель: - И пусть для каждого из нас язык станет учителем, а каждое слово- уроком.
Учитель: -А сейчас мы с вами продолжим наше путешествие по острову падежей. Путь наш лежит к высоте. Какой? Узнаете чуть позже. Ну, а чтобы успешно её занять выполним задания. Слайд № 3
II. Постановка цели и задач урока.
1. Минутка чистописания
Учитель: - Запишите элементы и буквы с первой строки. Запишите слова со второй строки
луна луну луны слон уши слона
2. Беседа по теме
- Слова какой части речи записаны на второйстроке?
- Что такое имя существительное?
- Как изменяется имя существительное?
- С каким падежом знакомились на предыдущем уроке?
- Что вы о нем знаете?
Составим кластер. (на доске)
Родительный падеж
Вопросы: кого?что? Вспомогательное Предлоги: на, за, про, в, через, под
слово: вижу
в предложении сущ. В.п второстепенный
член предложения
- В каком падеже стоят имена существительные?
- В каком слове при определении возникло затруднение?
- Почему?
- Как правильно определить: родительный или винительный падеж? Поставить 2 вопроса, подставить вспомогательные слова у Р.П. нет, а у В.П. вижу.
-Помогло ли это?
- Все ли мы знаем о В.п.?
- Сегодня мы будем преодолевать высоту под названием Винительный падеж на нашем острове падежей. Определите тему и задачи на сегодняшний урок.
III. Актуализация знаний.
1. Работа по вариантам 2 человека у доски с обратной стороны
Учитель: - Просклоняйте существительные:
I- вариант II- вариант
жара луна
2. Работа по карточкам для слабоуспевающих. ( 2 человека)
Карточка № 1
И.п. есть….
Р.п. нет….
Д.п. дам….
В.п. вижу…..
Т.п. горжусь….
П.п. думаю о…..
Самопроверка: сличение с эталоном на доске
3.Словарная работа. Слайд №5
Самопроверка по словарю «Пиши правильно»
Учитель: - А сейчас познакомимся с новым словарным словом. (малина)
Сообщение учащегося о происхождении слова малина
1. Работа в тетради упр.52.
2. «Это интересно!» Слайд № 8
Учитель: - А хотите узнать, сколько падежей в других странах?
- Россия – 6 падежей
- Эстония – 14 падежей
- Финляндия – 15падежей
- Венгрия – 22 падежа
- Германия – 4 падежа
Учитель: - А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
Физминутка.
Любопытная Варвара
Смотрит влево….,
смотрит вправо...
А потом опять вперед -
И немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслаблена.
Теперь Варвара вперед наклонилась,
Присела, поднялась, и села.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: - Какие цели урока мы поставили перед собой. Давайте постараемся решить их и поможет нам в этом учебник и наши герои Маша и Миша.
1. Построение проекта выхода из затруднения
Выполнение упражнения 68
Работа с учебником.
- Прочитайте задание.
- Что сейчас будем делать?
Самостоятельное выполнение, взаимопроверка
Чтение интриги в учебнике учащимися по ролям.
2. Учитель: - Вернемся к словосочетанию уши слона из минутки чистописания. Теперь можем определить.
V. Первичная проверка понимания
Еще раз обратите внимание на кластер.
1. Самостоятельная работа по учебнику упр.69.
VI. Физминутка для глаз. (электронная) Слайд № 11
2. Работа в парах. «Полминутки для шутки» Слайд № 12
Учитель: На нашем острове живёт племя, которое разговаривает на выдуманном языке «Крокс». Прочтите необыкновенное предложение,
выделите главные члены предложения и разберите его по частям речи.
Патуранская вронь в закмучке брынзала кринявскую шмявку.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель: - Вождь этого племени приготовил нам тестирование. Справимся ли мы?
1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)
а) Именительный - кто? что?
б) Родительный - кого? чему?
в) Дательный - кому? чего?
г) Винительный - кто? что?
д) Творительный - кем? чем?
е) Предложный - о ком? о чём?
2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.
а) уходить из дома г) увидеть коня
б) думать о книге д) отойти от дороги
в) увидеть фильм е) искать брата
3. Найди существительные женского рода винительном падеже.
а) любить бабушку г) мечтать о прогулке
б) рассказать папе д) играть во дворе
в) подойти к сестре е) книга о природе
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. Слайд № 13-14
Учитель: - Что нового вы узнали на уроке?
С каким падежом мы работали?
- Что вы о нём можете рассказать?
- Добавим еще одну запись в кластер.
Продолжите высказывания:
- Теперь я знаю…..
Теперь я смогу….
Было трудно…., но я…..
Было интересно……
Оценки за урок.
Резерв: в тетради № 1, упр. 53
Домашнее задание: повторить таблицу падежей
/data/files/q1560403205.ppt (Презентация к уроку)