Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме «Именительный и винительный падежи»

2
0
Материал опубликован 23 January 2019 в группе

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме:

«Именительный и винительный падежи»

Составитель: Киселева Татьяна Гелиевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ» с. Корткерос, Республики Коми

 

 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, карточки для групповой и парной работы, компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку опубликована по адресу: https://infourok.ru/user/kiseleva-tatyana-gelievna .

Ход урока.

Ι. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Урок русского языка сейчас.

- Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место».

- К уроку всё готово? Все готовы? Можете присаживаться на свои места.  

- Открываем тетради, записываем число и классная работа.

- Ребята, если хорошее настроение, то простым карандашом нарисуем на полях тетради напротив числа и записи «Классная работа» солнышко; если грустно, то тучку, а может появиться и молния! Слайд 2.

- Поднимите руку, кто изобразил солнышко. Я рада, что у вас хорошее настроение.   

- Ребята, продолжить наш урок я хотела бы русской народной пословицей: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Слайд 3.

- Как вы ее понимаете? (Каждый день мы узнаем что-то новое.)

- Пожелаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке, чтобы этот урок помог вам подняться на ещё одну ступеньку лесенки знаний.

- Сегодня, ребята, вы продолжите учиться оценивать свою работу на уроке сами. В этом вам поможет лист самооценки.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

1. Словарная работа.

- На уроках русского языка мы учимся писать аккуратно и грамотно. С проверки вашей грамотности мы и начнём урок.

- Запишите слова под диктовку аккуратно и грамотно. Подчеркните изученные орфограммы.

* Учитель диктует слова: Скрипка, травинка, сердце, ученица, ложка.

- Проверим, как вы выполнили работу.

- Объясните написание этих слов.

- Проверьте свою работу по образцу. Слайд 4.

- Оцените свою работу в листе самооценки. Если все слова записаны грамотно, то напротив словарного диктанта ставим плюс. Если 1-2 ошибки - ?, если ˃ 2 – минус. Слайд 5.

- Так же оцените ваше умение находить в слове орфограммы.

- Все молодцы. А ребят, которые поставили себе минус, я хочу поблагодарить за честность и смелость. Вы теперь знаете, над чем вам ещё надо работать.

- Кто оценил свою грамотность «?», какой вывод вы сделаете для себя? (Мне надо поработать над орфограммой…)

- Кто оценил умение находить в слове орфограммы «?», какой вывод вы сделаете для себя?

2. Актуализация знаний о падежах.

- Прочитайте записанные слова. Что объединяет эти слова? (Это имена существительные) Слайд 6, анимация 1

- Ребята, ничего не заметили в этих словах? Кто у нас внимательный?

- Из букв – орфограмм составьте слово. (Падеж) Слайд 6, анимация 2.

- Как связаны понятия: имя существительное и падеж? (Имена существительные изменяются по падежам)

- На предыдущих уроках мы узнали ещё об одном признаке имени существительном – имена существительные изменяются по падежам.

- Что надо хорошо знать, чтобы правильно определить падеж сущ.? (Вопросы и вспомогательное слово.)

- Вы их знаете? Проверим, как вы их знаете. Слайд 7.

Задание: запишите названия падежей, в скобках вспомогательное слово и соедините название каждого падежа и вопросы. Если вы ещё пока не очень хорошо запомнили вспомогательное слова, на доске есть карточка- помощник.

И ___________________________ (_________________ ) кому? чему?

Р ___________________________ (_________________ ) о ком? о чём?

Д ___________________________ (_________________ ) кем? чем?

В ___________________________ (_________________ ) кого? чего?

Т ___________________________ (_________________ ) кто? что?

П ___________________________ (_________________ ) кого? что?

- Проверим, как вы справились с работой. Слайд 7, анимация 1-18.

- Оцените свою работу в листе самооценки. Если названия всех падежей, вспомогательные слова записаны правильно и вопросы с названием падежа соединены линией правильно, ставим плюс. Если 1-3 ошибки - ?, если ˃ 3 – минус. Слайд 8.

- Все молодцы. А ребят, которые поставили себе минус, я хочу поблагодарить за честность и смелость. Вы теперь знаете, над чем вам ещё надо поработать.

- Кто оценил эту работу символами «-» и «?», какой вывод вы сделаете для себя? (Мне надо повторить …)

3. Создание проблемной ситуации. Задание на пробное действие.

- Зная, вопросы падежей и вспомогательные слова, что мы можем определить у имени сущ. (Падеж)

- Прочитайте предложения. Определите падеж имени существительного вокзал. Слайд 9.

Старый вокзал повидал тысячи встреч и расставаний. (И.п.)

Мы приехали на вокзал вовремя. (В.п.)

Недавно на вокзале установили новые кассы. (П.п.)

Я вышел на улицу и, кружа между улочками, добрался до вокзала. (Р.п.)

Автобус остановился перед вокзалом. (Т.п.)

- Какое было задание?

- Трудным ли было задание для вас?

- С какой трудностью вы встретились?

- Проверим, успешно ли вы с ним справились. Слайд 9, анимация 1-5.

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: обсуждение затруднений. 

- Как вы определяли падеж? (По вопросу и вспомогательному слову)

- Почему же в 1 и 2 предложениях с определение падежа у нас возникла проблема?

(Все имена сущ. отвечают на вопрос что? А мы знаем, что на вопрос что? отвечают имена сущ. И.п. и В.п.)

- Всегда ли по вопросу что? и вспомогательному слову можно определить падеж верно? Почему?

- Какой возникает вопрос? (Как определить падеж имён существительных, отвечающих на вопрос что?)

IV. Построение   проекта выхода из затруднения.

Цель: устранение возникшего затруднения.

- Итак, ребята, какова тема урока? ( «Именительный и винительный падежи».) Слайд 10.

- А цель урока? (Узнать, как определять именительный и винительный падежи имён существительных, отвечающих на вопрос что? Слайд 10, анимация 1.

Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.

                                     Т. Янк.

V. Реализация построенного проекта

Цель: реализация построенного проекта.

- Прочитайте ещё раз предложения, может из вас уже кто-нибудь догадался, как определить падеж имени существительного, отвечающего на вопрос что? Слайд 11.

- Тогда для решения данной проблемы предлагаю провести исследовательскую работу в группах.

- Какие правила работы в группах надо помнить? Слайд 12.

*Дети вспоминают правила: (Л.Г. Петерсон. Надпредметный курс «Мир деятельности»)

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял – переспроси.

Физминутка для глаз.

- Чтобы исследование прошло успешно, предлагаю выполнить физминутку для глаз.

Повторяют за учителем: глазки влево, вправо, вверх, вниз, закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д.

- Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

*Карточка для работы в группе.

1. Прочитайте предложения. В каждом предложении подчеркните главные члены. Слайд 13, анимация 1-4.

Старый вокзал повидал тысячи встреч и расставаний. (И.п.)

Мы приехали на вокзал вовремя. (В.п.)

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал. (В.п.)

Вокзал стоит на окраине города. (И.п.)

2. Ответьте на вопросы:

1) Каким членом предложения является слово вокзал в 1 и 4 предложении? __________________________. В каком оно падеже? _________________________

2) Каким членом предложения является слово вокзал во 2 и 3 предложении? _________________________. В каком оно падеже? _________________________

3. Сделайте 1 вывод. Слайд 14, анимация 1-4.

ВЫВОД 1: Имя существительное в ________ падеже в предложении всегда является ______________________,

а имя существительное в _____________ падеже - _________________________ членом предложения.

4. Ответьте на вопросы: Слайд 15.

1) С чем употребляется существительное вокзал во 2-м предложении? _____________.

А в 3 предложении? ______________ В каком оно падеже? ________________________

2) Какой можно сделать вывод об именах существительных в В.П.?

5. Сделайте и запишите вывод 2. Слайд 16, анимация 1-3.

ВЫВОД 2: Имена существительные в____________ падеже употребляются как с _____________________, так и без ___________________________________

6. Ответьте на вопрос:

Употребляются ли имена существительные в И.П. с предлогами? _________

7. Сделайте и запишите вывод 3. Слайд 16, анимация 4-6.

ВЫВОД 3: В __________ падеже имена существительные всегда употребляются без _________________ .

- Завершаем работу. Прошу выйти ведущего исследователя и представить результат работы.

* Проверка работы групп.

- Какую цель вы ставили? (Узнать, как определять именительный и винительный падежи имён существительных, отвечающих на вопрос что?)

- Вы достигли цели? Обоснуйте ответ. (Учащиеся зачитывают выводы) Слайд 17.

- Где мы можем проверить нашу работу? (В учебнике - с. 42, с. 49)

- Оцените вашу работу в группе. Слайд 18.

VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания.

- Итак, вы узнали, как определять И.п. и В.п. имён существительных, отвечающих на вопрос что?

- Какой следующий шаг урока? (Закрепить полученные знания)

- Для этого предлагаю поработать в паре.

- Опираясь на эталон, проверьте работу ваших сверстников. Если есть ошибки, то исправьте их. Слайд 19.

* Карточка для парной работы. (Предложения взяты из учебника «Русский язык 4 класс, часть 1», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.2009г)

                                                         И.п.

1. В океане затерялся необитаемый остров. Мореплаватели приплыли на необитаемый

И.п.

остров.

                                  В.п.                                                               В.п.

2. Ребята прочитали рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга». Этот рассказ рассмешил всех.

*Проверка. Слайд 20, анимация 1-2.

VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

- Как из вас каждый может проверить своё умение определять И.П. и В.п. у существительных, отвечающих на вопрос что? (Выполнить с\р)

- Прочитайте задания.

- Как будете определять падеж?

Карточка для с/р. (Предложения взяты из учебника «Русский язык 4 класс, часть 1», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.2009г)

*Прочитайте. Определите падеж выделенных имён существительных Слайд 21.

Мы увидели этот город ранним утром. Город утопал в зелени.

На город надвигалась гроза. Я люблю свой милый городок.

«…Град на острове стоит…» (А.С. Пушкин)

- Проверим, как вы справились с работой. Слайд 21, анимация 1-5.

- Оцените свою работу в листе самооценки. Если нет ошибок, ставим плюс. Если 1-2 ошибки - ?, если ˃ 2 – минус. Слайд 22.

- Кто оценил эту работу «?», какой вывод вы сделаете для себя?

VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: уточнение существенных особенностей нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

- Какие слова пропущены в стихотворении? Слайд 23, анимация 1-5.

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

 С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Т. Рик

ΙΧ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Скоро прозвенит звонок,

Подошёл к концу урок.

Каждый что-то сделать смог.

Подведём теперь …(итог)

- Какую цель мы поставили вначале урока?

- Удалось ли нам её достичь? Докажите.

- Все шаги урока успешно пройдены.

- Оцените свою работу на уроке.

- На листе самооценки найдите «Лесенку успеха». Слайд 24.

- Оцените свои знания.

- Кто считает, что он понял новую тему и может рассказать другим, в самостоятельной работе нет ошибок нарисуйте человечка на верхнюю ступеньку.

- Если вы не уверены в своих знаниях, хотя с самостоятельной работой справились, нарисуйте человечка на 3-й ступеньке.

- Если вы можете рассказать о новом знании друзьям или родителям, но сделали ошибки в самостоятельной работе, нарисуйте человечка на 2-й ступеньке.

- Те, кто не разобрался в новой теме, кому нужна ещё помощь, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лестницы

- Кто хочет рассказать о своей оценке на уроке? Спасибо. Слайд25.

Χ. Домашняя работа.

Уч. с. 42, 49 – выучить правила, упр.87. Для желающих поработать творчески – составить алгоритм « Как определить падеж имён существительных, отвечающих на вопрос что?»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.