Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме «Именительный и винительный падежи»
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме:
«Именительный и винительный падежи»
Составитель: Киселева Татьяна Гелиевна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ» с. Корткерос, Республики Коми
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, карточки для групповой и парной работы, компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку опубликована по адресу: https://infourok.ru/user/kiseleva-tatyana-gelievna .
Ход урока.
Ι. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Урок русского языка сейчас.
- Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место».
- К уроку всё готово? Все готовы? Можете присаживаться на свои места.
- Открываем тетради, записываем число и классная работа.
- Ребята, если хорошее настроение, то простым карандашом нарисуем на полях тетради напротив числа и записи «Классная работа» солнышко; если грустно, то тучку, а может появиться и молния! Слайд 2.
- Поднимите руку, кто изобразил солнышко. Я рада, что у вас хорошее настроение.
- Ребята, продолжить наш урок я хотела бы русской народной пословицей: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Слайд 3.
- Как вы ее понимаете? (Каждый день мы узнаем что-то новое.)
- Пожелаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке, чтобы этот урок помог вам подняться на ещё одну ступеньку лесенки знаний.
- Сегодня, ребята, вы продолжите учиться оценивать свою работу на уроке сами. В этом вам поможет лист самооценки.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
1. Словарная работа.
- На уроках русского языка мы учимся писать аккуратно и грамотно. С проверки вашей грамотности мы и начнём урок.
- Запишите слова под диктовку аккуратно и грамотно. Подчеркните изученные орфограммы.
* Учитель диктует слова: Скрипка, травинка, сердце, ученица, ложка.
- Проверим, как вы выполнили работу.
- Объясните написание этих слов.
- Проверьте свою работу по образцу. Слайд 4.
- Оцените свою работу в листе самооценки. Если все слова записаны грамотно, то напротив словарного диктанта ставим плюс. Если 1-2 ошибки - ?, если ˃ 2 – минус. Слайд 5.
- Так же оцените ваше умение находить в слове орфограммы.
- Все молодцы. А ребят, которые поставили себе минус, я хочу поблагодарить за честность и смелость. Вы теперь знаете, над чем вам ещё надо работать.
- Кто оценил свою грамотность «?», какой вывод вы сделаете для себя? (Мне надо поработать над орфограммой…)
- Кто оценил умение находить в слове орфограммы «?», какой вывод вы сделаете для себя?
2. Актуализация знаний о падежах.
- Прочитайте записанные слова. Что объединяет эти слова? (Это имена существительные) Слайд 6, анимация 1
- Ребята, ничего не заметили в этих словах? Кто у нас внимательный?
- Из букв – орфограмм составьте слово. (Падеж) Слайд 6, анимация 2.
- Как связаны понятия: имя существительное и падеж? (Имена существительные изменяются по падежам)
- На предыдущих уроках мы узнали ещё об одном признаке имени существительном – имена существительные изменяются по падежам.
- Что надо хорошо знать, чтобы правильно определить падеж сущ.? (Вопросы и вспомогательное слово.)
- Вы их знаете? Проверим, как вы их знаете. Слайд 7.
Задание: запишите названия падежей, в скобках вспомогательное слово и соедините название каждого падежа и вопросы. Если вы ещё пока не очень хорошо запомнили вспомогательное слова, на доске есть карточка- помощник.
И ___________________________ (_________________ ) кому? чему?
Р ___________________________ (_________________ ) о ком? о чём?
Д ___________________________ (_________________ ) кем? чем?
В ___________________________ (_________________ ) кого? чего?
Т ___________________________ (_________________ ) кто? что?
П ___________________________ (_________________ ) кого? что?
- Проверим, как вы справились с работой. Слайд 7, анимация 1-18.
- Оцените свою работу в листе самооценки. Если названия всех падежей, вспомогательные слова записаны правильно и вопросы с названием падежа соединены линией правильно, ставим плюс. Если 1-3 ошибки - ?, если ˃ 3 – минус. Слайд 8.
- Все молодцы. А ребят, которые поставили себе минус, я хочу поблагодарить за честность и смелость. Вы теперь знаете, над чем вам ещё надо поработать.
- Кто оценил эту работу символами «-» и «?», какой вывод вы сделаете для себя? (Мне надо повторить …)
3. Создание проблемной ситуации. Задание на пробное действие.
- Зная, вопросы падежей и вспомогательные слова, что мы можем определить у имени сущ. (Падеж)
- Прочитайте предложения. Определите падеж имени существительного вокзал. Слайд 9.
Старый вокзал повидал тысячи встреч и расставаний. (И.п.)
Мы приехали на вокзал вовремя. (В.п.)
Недавно на вокзале установили новые кассы. (П.п.)
Я вышел на улицу и, кружа между улочками, добрался до вокзала. (Р.п.)
Автобус остановился перед вокзалом. (Т.п.)
- Какое было задание?
- Трудным ли было задание для вас?
- С какой трудностью вы встретились?
- Проверим, успешно ли вы с ним справились. Слайд 9, анимация 1-5.
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель: обсуждение затруднений.
- Как вы определяли падеж? (По вопросу и вспомогательному слову)
- Почему же в 1 и 2 предложениях с определение падежа у нас возникла проблема?
(Все имена сущ. отвечают на вопрос что? А мы знаем, что на вопрос что? отвечают имена сущ. И.п. и В.п.)
- Всегда ли по вопросу что? и вспомогательному слову можно определить падеж верно? Почему?
- Какой возникает вопрос? (Как определить падеж имён существительных, отвечающих на вопрос что?)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: устранение возникшего затруднения.
- Итак, ребята, какова тема урока? ( «Именительный и винительный падежи».) Слайд 10.
- А цель урока? (Узнать, как определять именительный и винительный падежи имён существительных, отвечающих на вопрос что? Слайд 10, анимация 1.
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
Т. Янк.
V. Реализация построенного проекта
Цель: реализация построенного проекта.
- Прочитайте ещё раз предложения, может из вас уже кто-нибудь догадался, как определить падеж имени существительного, отвечающего на вопрос что? Слайд 11.
- Тогда для решения данной проблемы предлагаю провести исследовательскую работу в группах.
- Какие правила работы в группах надо помнить? Слайд 12.
*Дети вспоминают правила: (Л.Г. Петерсон. Надпредметный курс «Мир деятельности»)
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Если не понял – переспроси.
Физминутка для глаз.
- Чтобы исследование прошло успешно, предлагаю выполнить физминутку для глаз.
Повторяют за учителем: глазки влево, вправо, вверх, вниз, закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д.
- Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.
*Карточка для работы в группе.
1. Прочитайте предложения. В каждом предложении подчеркните главные члены. Слайд 13, анимация 1-4.
Старый вокзал повидал тысячи встреч и расставаний. (И.п.)
Мы приехали на вокзал вовремя. (В.п.)
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал. (В.п.)
Вокзал стоит на окраине города. (И.п.)
2. Ответьте на вопросы:
1) Каким членом предложения является слово вокзал в 1 и 4 предложении? __________________________. В каком оно падеже? _________________________
2) Каким членом предложения является слово вокзал во 2 и 3 предложении? _________________________. В каком оно падеже? _________________________
3. Сделайте 1 вывод. Слайд 14, анимация 1-4.
ВЫВОД 1: Имя существительное в ________ падеже в предложении всегда является ______________________,
а имя существительное в _____________ падеже - _________________________ членом предложения.
4. Ответьте на вопросы: Слайд 15.
1) С чем употребляется существительное вокзал во 2-м предложении? _____________.
А в 3 предложении? ______________ В каком оно падеже? ________________________
2) Какой можно сделать вывод об именах существительных в В.П.?
5. Сделайте и запишите вывод 2. Слайд 16, анимация 1-3.
ВЫВОД 2: Имена существительные в____________ падеже употребляются как с _____________________, так и без ___________________________________
6. Ответьте на вопрос:
Употребляются ли имена существительные в И.П. с предлогами? _________
7. Сделайте и запишите вывод 3. Слайд 16, анимация 4-6.
ВЫВОД 3: В __________ падеже имена существительные всегда употребляются без _________________ .
- Завершаем работу. Прошу выйти ведущего исследователя и представить результат работы.
* Проверка работы групп.
- Какую цель вы ставили? (Узнать, как определять именительный и винительный падежи имён существительных, отвечающих на вопрос что?)
- Вы достигли цели? Обоснуйте ответ. (Учащиеся зачитывают выводы) Слайд 17.
- Где мы можем проверить нашу работу? (В учебнике - с. 42, с. 49)
- Оцените вашу работу в группе. Слайд 18.
VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: проговаривание нового знания.
- Итак, вы узнали, как определять И.п. и В.п. имён существительных, отвечающих на вопрос что?
- Какой следующий шаг урока? (Закрепить полученные знания)
- Для этого предлагаю поработать в паре.
- Опираясь на эталон, проверьте работу ваших сверстников. Если есть ошибки, то исправьте их. Слайд 19.
* Карточка для парной работы. (Предложения взяты из учебника «Русский язык 4 класс, часть 1», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.2009г)
И.п.
1. В океане затерялся необитаемый остров. Мореплаватели приплыли на необитаемый
И.п.
остров.
В.п. В.п.
2. Ребята прочитали рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга». Этот рассказ рассмешил всех.
*Проверка. Слайд 20, анимация 1-2.
VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
- Как из вас каждый может проверить своё умение определять И.П. и В.п. у существительных, отвечающих на вопрос что? (Выполнить с\р)
- Прочитайте задания.
- Как будете определять падеж?
Карточка для с/р. (Предложения взяты из учебника «Русский язык 4 класс, часть 1», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.2009г)
*Прочитайте. Определите падеж выделенных имён существительных Слайд 21.
Мы увидели этот город ранним утром. Город утопал в зелени.
На город надвигалась гроза. Я люблю свой милый городок.
«…Град на острове стоит…» (А.С. Пушкин)
- Проверим, как вы справились с работой. Слайд 21, анимация 1-5.
- Оцените свою работу в листе самооценки. Если нет ошибок, ставим плюс. Если 1-2 ошибки - ?, если ˃ 2 – минус. Слайд 22.
- Кто оценил эту работу «?», какой вывод вы сделаете для себя?
VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: уточнение существенных особенностей нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
- Какие слова пропущены в стихотворении? Слайд 23, анимация 1-5.
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Т. Рик
ΙΧ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Скоро прозвенит звонок,
Подошёл к концу урок.
Каждый что-то сделать смог.
Подведём теперь …(итог)
- Какую цель мы поставили вначале урока?
- Удалось ли нам её достичь? Докажите.
- Все шаги урока успешно пройдены.
- Оцените свою работу на уроке.
- На листе самооценки найдите «Лесенку успеха». Слайд 24.
- Оцените свои знания.
- Кто считает, что он понял новую тему и может рассказать другим, в самостоятельной работе нет ошибок нарисуйте человечка на верхнюю ступеньку.
- Если вы не уверены в своих знаниях, хотя с самостоятельной работой справились, нарисуйте человечка на 3-й ступеньке.
- Если вы можете рассказать о новом знании друзьям или родителям, но сделали ошибки в самостоятельной работе, нарисуйте человечка на 2-й ступеньке.
- Те, кто не разобрался в новой теме, кому нужна ещё помощь, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лестницы
- Кто хочет рассказать о своей оценке на уроке? Спасибо. Слайд25.
Χ. Домашняя работа.
Уч. с. 42, 49 – выучить правила, упр.87. Для желающих поработать творчески – составить алгоритм « Как определить падеж имён существительных, отвечающих на вопрос что?»