Индивидуальный проект «Имена прилагательные в названиях произведений»
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЕТЧИКА-КОСМОНАВТА СССР Л.С.ДЁМИНА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В НАЗВАНИЯХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Работу выполнил:
Тимофеев Артём Александрович,
кадет 31 группы.
Руководитель:
Гутарина Светлана Викторовна,
учитель литературы
ТАМБОВ
2023
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Имена прилагательные в названиях произведений» |
Исполнитель | Тимофеев Артём Александрович |
Цель | исследовать школьную программу по литературе и выявить, как часто в названиях литературных произведений употребляются имена прилагательные |
Задачи | - изучить по материалам школьной программы, какие писатели в названиях своих произведений используют имена прилагательные. - выявить, какие прилагательные (разряд) чаще встречаются в названиях произведений и почему. - проследить значимость, весомость прилагательных, которые способны раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором. |
Руководитель | Гутарина Светлана Викторовна |
Основополагающий вопрос | Какую роль в названиях произведений играют имена прилагательные? |
Год разработки | 2022 - 2023 |
Предметная область | Русский язык |
Тип проекта | Информационный |
Тип проекта по предметно-содержательной характеристике: | Монопроект |
Сроки реализации проекта | Краткосрочный |
Ожидаемые результаты | Анализ названий произведений русских и зарубежных авторов. |
Оглавление
Вступление………………………………….……………………………………4 Основная часть:
Роль имени прилагательного в речи……….......………………….…….6
Употребление прилагательных в названиях художественных произведений……………………………….…………7
Значимость, весомость прилагательных, способных раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором…………….…………………..8
Заключение……………………………………...……………………………....15
Список литературы…………………………………………..…………………16
Вступление
Прилагательное - это самая изобразительная
часть речи. Прилагательные могут описать цвет,
запах, форму любого предмета. Рассказать
о наших чувствах, характерах, настроении.
В. В. Виноградова (1894-1969)
Имена прилагательные встречаются почти везде. Они обогащают нашу речь, делают её образной, яркой. Прилагательные помогают нам увидеть мир во всём его многообразии, помогают увидеть красоту всего живого и неживого. Они используются в нашей повседневной речи, и без них наша жизнь была бы скучна. Имена прилагательные встречаются во многих названиях местностей, растений, произведений, названиях профессий, вещей. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста.
Цель:
- исследовать школьную программу по литературе и выявить, как часто в названиях литературных произведений употребляются имена прилагательные.
Задачи:
- изучить по материалам школьной программы, какие писатели в названиях своих произведений используют имена прилагательные.
- выявить, какие прилагательные (разряд) чаще встречаются в названиях произведений и почему.
- проследить значимость, весомость прилагательных, которые способны раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором.
Объект исследования: школьная программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной
Предмет исследования: имена прилагательные и их роль в названиях литературных произведений.
Методы исследования:
изучение школьной программы;
отбор произведений, в названии которых встречаются прилагательные;
анализ собранных материалов и сведений по теме.
Актуальность
- Оформление письменного вида речи начинается с названия текста, который представляет собой законченное выражение определенной идеи. Название в зависимости от использованных в нем языковых единиц может быть двух видов: именное или глагольное. Названия смешанного типа, как правило, не наблюдаются, хотя в принципе не исключены («Белеет парус одинокий» В. Катаев).
- Наибольшей частотностью отличается структурное расширение именного центра внутри себя, которое приобретает характер глубинного плана (ср. «Лес» и «Русский лес», где во втором названии происходит смысловое раскрытие именного центра за счет сочетающегося с ним прилагательного).
- Через ассоциативный анализ названия произведения можно показать значимость, весомость прилагательного, которое способно раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором.
Основная часть
1. Роль имени прилагательного в речи
Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.
Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.
Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.
Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя. Поэтому немаловажную роль они играют в заглавии художественного произведения.
2. Употребление прилагательных в названиях художественных произведений.
Я проанализировал школьную программу по литературе под редакцией Веры Яновны Коровиной для 5-9 классов и пришёл к выводу, что в названиях произведений очень часто встречаются прилагательные.
Так, в 5-9 классах программный материал состоит из 312 произведений (это повести, рассказы, сказки, летописи, стихотворения и т.д.). В 76 названиях встречаются прилагательные: качественные, относительные и притяжательные.
Качественные прилагательные встречаются в названиях 33 произведений. Например:
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)
В. Г. Короленко «В дурном обществе» (5 класс)
А. С. Грин «Алые паруса» (6 класс)
М. Е. Салтыков - Щедрин «Дикий помещик» (7 класс)
Ю. П. Казаков «Тихое утро» (7 класс).
Е. И. Носов «Живое пламя» (7 класс)
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (6 класс)
А. И. Куприн «Чудесный доктор» (6 класс)
К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» (5 класс)
Н.С. Лесков «Старый гений» (8 класс)
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (9 класс)
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (9 класс)
Ф.М. Достоевский «Белые ночи» (9 класс)
И.А. Бунин «Тёмные аллеи» (9 класс)
Относительные прилагательные встречаются в названиях 32 произведений. Например:
1. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (5 класс)
2. А. С. Пушкин «Зимнее утро» (6 класс), «Медный всадник» (7 класс), «Станционный смотритель» (7 класс)
3. Н. А. Некрасов «Железная дорога» (6 класс)
4. Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд» (5 класс)
5. Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» (8 класс)
6. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (8 класс)
Встречаются в названиях произведений и притяжательные прилагательные. Например:
1. Сказка «Солдатская шинель» (5 класс)
2. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (5 класс)
3. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» (5 класс)
4. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (5 класс)
5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (7 класс)
3. Значимость, весомость прилагательных, способных раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором
1. В. Г. Короленко «В дурном обществе»
В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» повествование идет о жизни нищих людей Валька и Маруси. Главным героем является Вася, именно от его имени ведется повествование. Смысл названия этого произведения можно определить путем анализа, какое же общество называется дурным. Люди, которые живут в достатке, не зная трудностей и материальных проблем, считают дурным обществом бедных, оборванных нищих. В повести Короленко такое дурное общество предстает перед читателем в образе воров, нищих, бродяг под предводительством Тыбурция Драба.
В это общество попадает наш главный герой Вася. Он – сын судьи, из хорошей, обеспеченной семьи. Попав в дурное общество, он находит там общий язык с их обитателями и сразу же становится там своим. Писатель вкладывает совсем другое значение в понятие дурного общества. Он с присущим ему состраданием описывает тяготы и несправедливость жизни, которую ведут его обитатели. Для него очевиден тот факт, что люди из этого слоя общества сохраняют человеческое достоинство и имеют представление о чести, благородстве и порядочности. Вася обретает здесь настоящих друзей, к нему относятся с заботой и участием. В жизни маленького мальчика происходит переоценка ценностей. Попадая к этим людям, он в какой-то степени обретает близких людей среди бродяг и нищих, и свой дом в этом мрачном подземелье.
Таким образом, дурное общество в значении, которое вкладывает в него Короленко носит иронический характер. Он совсем не считает это общество дурным для Васи. В его жизни встреча с этими людьми укрепляет лучшие качества характера Васи, способствуя его взрослению.
Так Вася оказался в дурном, с точке зрения обывателей, обществе. А Короленко дал своей повести это название, чтобы подчеркнуть предвзятость общего мнения. Помогло ему в этом качественное прилагательное.
2. А. С. Грин «Алые паруса»
Пурпурный цвет шелка, избранный Греем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которого так не хватало в Каперне.
Белый парусник под пурпурными парусами - символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.
«Алые паруса» Грина - это еще утверждение правильного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, что сделал когда-то игрушечную яхту с пурпурными парусами, которая принесла счастье его дочери. В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «мечта». Именно прилагательное придаёт такое значение и несёт главную смысловую нагрузку.
3. А. И. Куприн «Чудесный доктор»
Назвав так рассказ, А. Куприн хотел сказать, насколько редкими качествами стали милосердие, внимание к ближнему, бескорыстность, что они воспринимаются как чудо. Автор на примере известного человека показал, как одно доброе дело может изменить к лучшему жизнь других. Главная мысль рассказа "Чудесный доктор" - в каждой жизни есть место «чуду», "мир не без добрых людей."
Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество, такие люди, как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. Вот поэтому доктор чудесный, он, как волшебник, творит чудеса и дарит добро людям.
4. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»
Прочитав сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева», я задумался: «Почему она так называется?»
Думаю, что она так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.
Если бы сказка называлась «Герда», то она бы несла такой же кроткий, добрый, нежный смысл, как и сама девочка. А если бы Герде не нужно было преодолевать столько препятствий, то история, рассказанная Андерсеном, была бы значительно короче, а, возможно, и менее интересной. Ведь сказка обычно привлекает тем, что в ней обязательно добро побеждает зло.
Снежная королева является отрицательным персонажем. Она властная, жесткая, холодная, своенравная, бесчувственная.
Именно относительное прилагательное «снежная» подчёркивает это.
5. Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»
Название рассказа Астафьева, на мой взгляд, очень удачное. Во-первых, становится понятно, что речь пойдёт о маленьком мальчике по имени Васютка. И мальчик этот должен быть неплохим парнем. Иначе откуда бы взялась такая ласковая форма мужского имени?
А вот слово «озеро» в сочетании с этим именем уже вызывает интерес: откуда у мальчика своё озеро? Почему оно названо его именем? И мы начинаем читать рассказ. Поиски заблудившегося в лесу мальчика делают повествование напряжённым. Мы уже знаем, что Васютка — парень бывалый. Жизнь в семье рыбака рядом с большой рекой и тайгой многому научила его.
Но тайга велика, а Васютка ещё мал, чтобы противостоять ей. Хватит ли ему сил, смелости, находчивости, чтобы не испугаться, не ослабеть от голода и найти выход из леса?
Васютка не только нашёл путь к реке, но и сделал настоящее открытие: он отыскал в тайге никому не известное озеро, полное ценной рыбы. Так появилось на карте Васюткино озеро, по праву названное в честь первооткрывателя. Так маленький человек сделал своё первое небольшое открытие и доброе дело людям. А люди в благодарность дали озеру его имя.
Закрываем прочитанную книгу и снова видим её название: «Васюткино озеро». Этот мальчик уже оставил память о себе: пусть маленькое, но своё озеро, названное его именем. А что останется от нас? В связи с чем люди вспомнят наши имена, фамилии? Может, мы тоже что-нибудь откроем: новый закон или планету? Или сделаем что-нибудь хорошее для людей?
6. П. Чехов «Жалобная книга».
«Жалобная книга» – говорящее название, подразумевающее «жалобу» автора на глупость и тщеславие людей среднего сословия того времени. Эти качества ярко раскрываются в «высказываниях» самих героев – автор не проронил ни одного обличающего слова…
«Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:
«Милостивый государь! Проба пера!?»
Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».
«Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».
7. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Первое название повести «История Пугачёвского бунта», однако Александр Сергеевич Пушкин, сообразив, что данное название не пройдет цензуру, корректирует наименование повести. Так на свет явилась «Капитанская дочка», творение выдающегося литературного деятеля.
Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» по праву имеет репутацию лучшего литературного произведения России. В нем писатель затрагивает множество важнейших вопросов, таких как: долг и честь, смысл человеческой жизни и любовь.
Невзирая на тот фактор, что центральный образ – это Петр Гренёв, настоящая героиня произведения – Маша Миронова. Свидетельством этому может послужить название произведения. Это в полной мере объясняет смысл названия произведения. Героиня преподносится как авторский идеал – человек, который полон достоинств, с прирождённым ощущением чести, который способен использовать свою доброту в благих целях.
8. И.А. Бунин «Темные аллеи»
Русский писатель Иван Алексеевич Бунин работал над циклом повествований «Темные аллеи» долгие 7 лет. Он потратил это время, чтобы понять и раскрыть тайну любви мужчины и женщины, которая сокрыта во мгле. Он сравнивает это чувство с неукротимой стихией, неподдающееся управлению рассудком. Очень часто любовь завершается трагически.
Цикл рассказов носит одноименное название с первым повествованием «Темные аллеи». Свое произведение Иван Алексеевич пишет в 1938 году, проживая во Франции. Он пытается проникнуть мыслью в самые потаенные уголки человеческой души. Он сравнивает их с темными аллеями, которые полны неожиданностей и скрытых опасностей. Также в темных аллеях таятся переживания и страдания людей, которые стараются их спрятать от посторонних глаз. Но самое удивительное в том, что свои истинные мысли и надежды человек иногда пытается скрыть в темных аллеях души даже от самого себя.
Автор воспринимает чувство любви как важнейшее для каждого человека, но не стремится его идеализировать или приукрашивать. Трагичная любовь часто ломает судьбы, иногда уносит жизни людей. Своим названием автор хотел акцентировать именно темную сторону этого чувства, которые принято считать светлым.
9. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
«Бедная Лиза» - сентименталистское произведение, а одной из его черт является особая, сердечная склонность автора к героям своего произведения. Это отражает и само название.
Почему Н.М.Карамзин решил дать своей повести подобное название?
Для начала следует определить, как интерпретировать слово «бедная», употребляемое в названии повести. Для чего писатель использует именно такое сочетание букв? Мне кажется, здесь речь идет о двух значениях данного слова.
Первое – не имеющая большого количества денег, нищая, потерявшая средства обращения. Ведь, как пишет Карамзин, Лиза была крестьянкой: «Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обеднели».
Второе – имеющая плохую, несправедливую судьбу, обиженная людьми. И, действительно, Лиза после смерти отца в свои 15 лет пережила столь многое: первую несчастную любовь, потерю непорочности, расставание с близким, его предательство и смерть. Она была жестоко наказана за утрату бдительности.
Карамзин хотел показать русскому человеку настоящие чувства, и ему это удалось. Для этого даже заглавию небольшой повести пришлось отобразить некоторую часть души своего автора.
10. Ф. М. Достоевский «Белые ночи»
История, о которой повествует Достоевский, происходит в городе, который у нас ассоциируется с белыми ночами, это – Санкт-Петербург, но автор наполнил это природное явление глубоким смыслом в вопросе взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это любовь.
Главный персонаж повести - мечтатель, одинокий, живший в грезах своих фантазий. Именно в одну из таких белых ночей ему повстречалась Настенька, с которой он был счастлив на протяжении всех четырех ночей общения с ней.
Белыми назвали ночи, когда можно видеть, казалось бы, в темное время суток, так и в повести, мечтатель сумел увидеть, что его прошлая жизнь до встречи с Настенькой, собственно и будущая, после их расставания, ничего общего с реальным счастьем не имеет.
Эти «белые ночи» были не только в Санкт-Петербурге, но и мыслях самого мечтателя.
Заключение
Название произведения часто ориентирует на ключевые смыслы, содержит подсказку для понимания авторской позиции. Я выяснил, что огромную роль здесь играют прилагательные, которые полнее раскрывают отличительные свойства предмета, характеризуют предмет с разных сторон, придают заглавию образность, яркость, передают оценку, отношение писателя к тому, о чём он пишет.
Список литературы
1. Рабочие программы по литературе под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2016
2. Ресурсы Интернета
15