Имитация витража. Мастер- класс от дилетанта.
Автор: Садварий Жанна Владиславовна, учитель изобразительного искусства МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» г. Курска
Цель: сформировать представление об этапах создания декоративной работы в технике имитации витража.
Задачи:
Формировать представление об особенностях витражной техники, истории появления и использования витражей в архитектуре и дизайне интерьеров;
Формировать представление о материалах, этапах и способах создания имитации витража;
Развитие эстетического вкуса посредством выполнения работы;
В качестве небольшого вступления.
Конец мая. На кружок в субботу пришли самые верные и преданные маленькие художники . Но конец учебного года –это не только время завершения учебы , это время подготовки студентов художественных ВУЗов к диплому, а им обычно очень нужны детские работы в той технике, которой посвящен их диплом. Так вышло и на этот раз, студенты, проходившие практику у меня в школе, вернулись, чтобы поделиться с ребятами своими умениями. Я очень люблю такие мастер- классы, поскольку могу тихонько сесть за парту в качестве ученицы и попробовать новую технику.
Принято считать, что если человек рисует, то ему подвластны все техники и виды изобразительного творчества. На самом деле это не так. Все надо пробовать, изучать выразительные возможности техник. Так случилось, что витраж мы не изучали. В девяностые, когда я заканчивала ВУЗ, не было такого изобилия материалов, поэтому попробовать новую технику для меня всегда интересно. Поскольку я не специалист в области витража, я назвала публикацию « Мастер-класс от дилетанта» и своей целью вижу, поделиться впечатлениями от необычной техники.
Несколько слов из истории техники.
Итак, витраж - это вид декоративно-прикладного искусства, связанный с созданием изображений при помощи цветного стекла . Витраж активно используется при украшении оконных проемов, стеклянных дверей, в архитектуре и интерьерах.
Витражное искусство берет свое начало с древних времен. Первые образцы относят к искусству эллинистического Египта, однако наибольший расцвет витражного искусства приходится на позднее средневековье, в архитектуре которого активно использовались витражи на религиозные темы, а также орнаментальные оформления готических окон.
Менялись времена. А в 17-18 веках искусство витража утратило свою актуальность. Но в начале 20 века новые технологии создания предметов декоративно –прикладного искусства, пробудили интерес у публики к этому забытому виду искусства. Если раньше витражное искусство в основном служило декоративным дополнением к церковной архитектуре готики, то теперь, в начале 20 века, этот вид искусства имел светскую направленность и служил для украшения интерьеров особняков. Стиль модерн придал витражам того времени плавность линий, изобилие природных мотивов и необыкновенную элегантность.
Существует множество техник создания витража, большинство из них – серьезное искусство, требующее специальных знаний, умений и подготовки. То, что мы сегодня будем делать, является, по сути, росписью по стеклу, которая лишь отчасти призвана имитировать витраж.
Этапы работы
Для работы нам понадобится небольшого размера кусок стекла. Если необходимо сделать работу для украшения интерьера можно купить маленькую рамочку со стеклом. Выкроим из белой бумаги лист по размеру стекла и сделаем эскиз. Рисуя эскиз надо помнить, что все контуры рисунка должны быть замкнутыми. При выполнении эскиза надо решить, что вы будете рисовать. Можно сделать рисунок в стиле классического наборного витража, тогда рисунок можно немного геометризировать. Но мне больше по душе плавные линии в стиле модерн. Я сделала небольшой стилизованный профильный портретик. Перед тем , как начинать наносить контур надо проверить чистое ли стекло, обычно советуют его обезжирить.
Теперь накладываем стекло на эскиз, выбираем специальный контур по стеклу. Поскольку со мною параллельно работали мои кружковцы, некоторым из них достались контуры разных цветов. Я специально выбрала черный, но позже оказалось , что у контуров других цветов есть преимущество над черным. Работая контуром, нужно обеспечить равномерный нажим на тюбик и следить чтобы контуры рисунка были надежно замкнуты.
Теперь контур должен высохнуть. Пока работа сохнет, пойдем посмотрим, что делают дети.
Маша решила сделать геометрический узор.Она разбила пространство стекла на разнообразные геометрические фрагменты и добавила немного растительных мотивов.
Софья рисует панду. У нее контур бронзового цвета. Этот контур оказался более толстым, но замыкать контуры им удобнее.
Что Полина будет рисовать единорога , никто не сомневался. В этом году она работала над проектом о единорогах. Она написала единорога красками, слепила рельеф с единорогом и сделала граттаж с изображением этого загадочного животного. Ну вот, теперь витраж.
Остальные кружковцы тоже сделали свои композиции, я не все успела снять.
Итак, контур высох и пора заливать пространство стекла. Для этого берем специальные витражные краски. Работаю ими в первый раз. Краски удобно смешивать сразу в крышечках. Краску надо выкладывать густо, так чтобы она заполнила пространство внутри контура равномерно. Чтобы цвета не перемешивались при рисовании, кисти надо вытирать тряпочкой.
Поскольку витраж настоящий создается из отдельных цветных стеклышек, необходимо решить вопрос с подбором цвета. Каждый, обведенный контуром, фрагментик нужно залить краской. Краску необходимо брать густо. Рисуя, я стала пытаться вливать цвет в цвет, как в акварели, но вполне осознавала, что это не витражные приемы. Хотя неожиданно получалось интересно.На то он и эксперимент, чтобы попробовать работать по-разному.
Прорабатывая фон, я поняла, что желательно делать прокладку цветом сразу и не возвращаться на подсыхающие поверхности. Вернувшись на такой кусочек фона с новым слоем, я испортила один фрагмент. Красочный слой потянулся тонкой пленкой за кистью, пришлось переделывать его.
Работая над краями работы, поняла, как важен замкнутый контур.
Когда заливка была окончена, я почувствовала, что мне не хватает разнообразия фактуры, поэтому в свежие слои краски добавила блесток, хотела добавить опилок, но соседняя мастерская по субботам закрыта.
Ну и самое интересное началось, когда желая посмотреть работу , я приподняла стекло с белого фона. Оказалось, что прозрачность стекла может, как помочь в выразительности работы, так и испортить впечатление. Работа, нарисованная черным контуром, совсем потерялась на темном фоне. А вот работы, нарисованные бронзовым контуром, неожиданно интересно заиграли на темных фонах. Вот, к примеру, работа одного из немногих джентльменов, в нашем кружке, Саши.
Вот как по- разному выглядят витражные работы на разных фонах.
Для того, чтобы работа смотрелась интереснее на разных фонах, я добавила бронзового контура уже на готовую работу. Это придало витражной росписи еще большую декоративность.
Когда краски высохнут желательно покрыть работу лаком. Мы этого не сделали, просто через пару дней в школе ЕГЭ.
Для меня этот опыт оказался интересным. Обязательно на будущий год попробуем сделать творческий проект на эту тему.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Устинова Валентина Ивановна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Афанасьева Светлана Николаевна
Марголис Ольга Викторовна
Садварий Жанна Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Афанасьева Светлана Николаевна
Ирина Анатольевна
Петренко Наталья Борисовна
Садварий Жанна Владиславовна
Телепенина Татьяна Федоровна
Садварий Жанна Владиславовна
Телепенина Татьяна Федоровна
Рагулина Любовь Давыдовна
Садварий Жанна Владиславовна