Имя существительное
Тема урока. Имя существительное. Закрепление. 5 класс.
Цель: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительных
Задачи: формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные, единственного и множественного числа, род существительных (т.е. основные признаки существительных);
содействовать развитию словарного запаса слов, речи, зрительного и слухового восприятия;
коррекция логического мышления, памяти;
способствовать воспитанию делового сотрудничества, любви к родной природе, гордости за свой народ.
Организация.
Ребята, готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс. Все получится у нас.
Установка.
Привели голову в порядок. Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня все получится»
Работа в тетрадях.
Открыли тетради, записываем число, классная работа.
И переходим к чистописанию.
ал ам ая
-Что пишем?
Пишем гласную букву а в сочетании букв л, м, я.
- На что обращаем внимание?
. Словарная работа (у доски)
Столица, космос, ботинки, адрес, конверт, герой.
-Ребята, прочитайте еще раз последнее слово.
-Как вы считаете, кто такой герой?
У нас в стране сейчас очень много героев. Вы помните, что случилось в Крокус центре?
Там подрабатывали дети, немного постарше вас. Они помогли многим людям спастись. Среди них был и мальчик Ислам, который спас больше ста человек.
(видео 1)
Вы знаете, что сейчас проходит СВО. 5 апреля Родимир Максиимов совершил подвиг, спас товарищей и командира. Он тоже герой. Старайтесь расти и быть похожими на них.
(видео 2)
Постановка проблемы.
Послушайте стихотворение –загадку, ответ поможет определить тему урока.
Вещи, люди и цветы, носороги и коты,
Джинсы, майки и билеты называются предметы.
Шубы, шапки и зонты, гвозди, гайки и болты.
Села, города, планеты – это тоже все предметы.
Ах какие все слова восхитительные, называются они…существительные.
Тема урока (слайд)
Тема нашего урока «Имя существительное»
На уроке мы повторим и обобщим изученное.
- Ребята, а каких русских поэтов вы знаете?
Послушайте стихотворение русского поэта Афанасия Фета (рассказывает ученик)
Шепот, робкое дыханье
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени.
Тени без конца.
- что вы заметили?
Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Русский писатель Лев Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение картина» с помощью существительных поэты рисовали картины природы, портреты и многое другое.
Повторение правила.
- Так что же такое имя существительное?
(шепотом, хором)
Физминутка.
Перед большой работой надо набраться сил, поэтому проведем разминку.
Существительное-хлопок, другие слова-потягивание.
Мальчик, люстра, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, играть, петь, мама, синий, Маша.
Продолжение работы.
Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Урок будет проходить в виде соревнования. За правильный ответ команда будет получать фишку:
А) первое задание: найти существительные.
У каждого из вас лежат карточки под номером 1. Это стихотворение Афанасия Фета, с которым вас познакомила Валя. Задание: подчеркнуть одной чертой имена существительные.
(проверяем), вешаю на доску по порядку все что изучили.
Б) Игра «Кто? Что?»
- Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?
-Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?
-Придумайте и запишите по 4 слова: 1команда (кто?), 2 команда (что?)
В) Игра «Собственные и нарицательные»
По своему значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
1к- что значит собственные существительные?
2к- что значит нарицательные существительные?
Возьмите карточку под номером 2.
1 команда выписывает имена собственные, 2 команда выписывает имена нарицательные.
Ива Иванов, мальчик, Дон, книга, Волгоград, белка, Леша, собака, Жучка,
Ни Ольга Николаевна, озеро, Красный Яр.
Дом, Дом, стол, улица, Новая, Ирина, стул, лиса, Жирновск, петух, Ольга Петровна, горо озеро, город.
ул
Каждая команда составляет и записывает одно предложение с любым словом.
Г) Игра «Существительные единственного и множественного числа»
1к.- Что значит ед.число?
2 к.- Что значит мн.число?
У меня в конвертах разные картинки имен существительных. Вам нужно найти:
1 команде существительные ед.ч.
2 команде существительные мн.ч.
Проверка: 1 команда называет существительные во множественном числе, 2 команда называет существительные в ед.ч.
Д) Игра «Род имен существительных»
Существительные бывают какого рода?
Какие слова помогают определить м.р? ж.р? ср.р?
Возьмите карточку под номером 3 и определите род имен существительных. В каждом ряду зачеркните лишнее слово.
Весна, школа, рак, оценка.
Солнце, окно, сердце, радуга.
Ученик, учебник, столы, пенал.
Объясните свой выбор.
Е) И у нас получилась схема разбора имен существительных.
Имена существительные.
Кто? Что?
Одуш. Неодуш.
Собст. Нариц.
Ед.ч. Мн.ч.
М.р. Ж.р СР.р
он мой она моя оно мое
Ж) Игра «Грамматические признаки имен существительных».
Давайте проверим, насколько хорошо мы сможем определить основные признаки имен существительных (разбираем слова по схеме)
Лена-сущ, кто? одуш, собст, ед.ч., ж.р.
Ученик-
Столы-
Итог: О какой части речи говорили на уроке?
Давайте подсчитаем фишки и узнаем, какая команда победила.
Д/з: придумайте и запишите 3 существительных, которые начинаются с первой буквы вашего имени и разберите эти слова.
Оценки.
Рефлексия: на фишке нарисуйте улыбающуюся мордашку или печальную, в зависимости от того понравился вам урок или нет.
Дедушка ГуРу