Имя существительное

3
0
Материал опубликован 15 April в группе



Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема: Имя существительное


Дата: 15 февраля 2024

УМК: «Школа России»

Класс: 2

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: Имя существительное

Цель урока:  создание условий для формирования представления об имени существительном и его лексическом значении.

Задачи урока: формирование у учащихся умения распознавать имена существительные, аргументировать свой выбор.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение писать правильно словарные слова.

2. Умение определять лексическое значение имени существительного.

3. Умение задавать вопросы КТО? ЧТО?

4. Умение иллюстрировать правило примерами.

5. Умение обозначать изученную орфограмму.

6. Умение составлять предложение из данных слов.

Личностные:  

1. Положительное отношение к языковой деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Умение формулировать цель урока и учебные задачи.

2. Умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

3. Умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

адекватно воспринимать оценку своей.

Познавательные:

1. Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.

2. Умение делать вывод в совместной работе.

Коммуникативные:

1. Умение слушать собеседника и понимать речь других.

2. Умение принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника и др.).

3. Умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.

4. Умение работать в парах, учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнеру.

Оборудование: интерактивная доска, рабочий лист, схема, карточки

Образовательный ресурс: Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, тетрадь, видеофрагменты.


Ход урока


Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые

результаты

1. Организационный момент


1.1. Проверка готовности к уроку (слайд 1)

-Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку: на столах у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал, дневник.

-Вижу, все готовы, давайте начнём.


1.2. Ребята, прочитайте девиз нашего урока: (слайд 2)

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться!

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодиться!


- Как вы понимаете этот девиз?

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы работа на уроке была плодотворной?


Вот по этому принципу мы и начнем работать.


Настраиваются на учебный процесс, проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге.







Объяснение девиза урока

Формирование УУД

Коммуникативные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; эмоционально- положительный настрой на урок


2. Повторение изученного.






Индивидуальная работа:

1 ученик : (работа у доски)

Разбери слова по составу:

Травинка, тигрята, звёздочка, моряк, дождище.

2 ученик : (работа у доски)

Разбор предложения.

Пуш…стые белки прыгают в в…ршинах д…ревьев.

3 ученик : (работа у доски)

Вставь пропущенные буквы.

Л…сник, дв..ры, к…тёнок, л…сты, зв…рёк, сн…жки, зв..нок, м..ряк.


1 карточка:

Вставь пропущенные буквы.

Юля св..зала с..стре варе..ки. Бра. катался на к..ньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. .

2 карточка:

Вставь пропущенные буквы.

Сне.. шёл всю ночь.  Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре...кий. На г…ре рос великолепный са.. .

3 карточка:

Вставь пропущенные буквы.

С неба л…тели сн..жинки. Мал..чики к..таются с г.ры. М…розы ск..вали земл…


Фронтальная работа у доски: (слайд 3)

С какими частями речи мы познакомились на уроке?


Что обозначает имя существительное?

Что обозначает имя прилагательное?

Что обозначает глагол?


На какие вопросы отвечают: имя существительное, имя прилагательное, глагол?





Работа в парах:

Прочитай слова. Запиши каждое слово в подходящую колонку.

Медведь, бежит, бурый, пенал, березовый, спит, холодный, крокодил, нашел.

Если кому- то трудно, обращаемся к опорной таблице.


существительное

прилагательное

глагол











Проверка (слайд 4)

По каким признакам вы разделили слова на группы?

Проверка работ у доски.



работа у доски,

индивидуальная работа на листочках




















Имя существительное, имя прилагательное, глагол


Предмет

Признак предмета

Действие предмета


Имя существительное:

кто?, что?

Имя прилагательное: какой? какое? какая?



Работа в парах:


существительное: медведь, пенал, крокодил


прилагательное: бурый, березовый, холодный


глагол: бежит, спит, нашел






Задавали вопросы.



3. Актуализация знаний

3.1. Работа в тетрадях.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. (слайд 5.)



Минутка чистописания: письмо буквы Е


Что вы можете рассказать об этой букве?







Словарная работа:


Березовый, ветреный, тетрадный, медведь, мебельный.


Ребята, прочитайте внимательно слова и скажите, какое слово лишнее?


3.2. Формулирование проблемы урока.

Почему слово медведь лишнее?



Что вы знаете об имени сущ.? (слайд 6)




Видеофрагмент об имени существительном. (слайд 7)


Давайте со словом медведь, составим предложение. Для этого вам поможет карточка, с которой работали вначале урока.

Для составления предложения, необходимо использовать все части речи. (слайд 8)

Какое задание вы можете предложить?




Физминутка


Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Я называю слова. Если это имена существительные, делаете 2 приседания. Если другая часть речи – 2 прыжка.

Мышка, синий, держать, играет, радость, смех, 15, дружба, зима, Алексин.



Записывают в тетрадь число, классная работа.

Запись буквы Е в тетради


Буква Е -гласная, обозначает два звука, когда стоит вначале слова, после гласной, после разделительного мягкого знака


1 ученик у доски, остальные записывают в тетради , ставят ударение и подчеркивают орфограммы.


Медведь



Оно существительное и отвечает на вопрос кто.


Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?


Просмотр фрагмента


Составление предложения. Медведь бурый спит.



Подчеркнуть грамматическую основу, обозначить части речи.


Выполнение физминутки

Познавательные:

- понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;


регулятивные:

(учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале)


познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения


4.1. Формулирование темы урока

Какой частью речи выражено подлежащее?

4.2. Формулирование цели урока

- Какова же будет цель нашего урока?


4.3. Планирование деятельности

-Что мы для этого должны сделать?


-Да, ребята, сегодня мы продолжим работать с именем существительным и узнаем что-то новое .

Имя существительное



Вспомнить, что такое имя существительное


Будем учиться ставить к словам вопросы.

Личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке

5.

Этап

реализации

построенного проекта


5.1. Работа с картинками (слайд 9)

Ребята, давайте посмотрим на слайд. Что объединяет эти предметы?

Можно ли эти предметы разделить на группы?


На какие две группы можно их разделить?







5.2. Самостоятельное формулирование правила учащимися

Давайте обобщим все, что мы знаем об этой части речи.

Молодцы, ребята, вы сами сформулировали новое правило. (слайд 10)


5.3. Работа с правилом (стр. 45)

- Давайте сверим наши выводы с правилом Совы на странице 45. Прочитайте правило про себя. Прочти вслух…



Имя существительное


(Что?) яблоко, (что?) машина, (кто?) девочка, (что?) ролики, (кто?) сорока, (что?) чашка. (что?) карандаш, (что?) пенал, (кто?) заяц, (кто?) кролик, (что?) молоток, (кто?) снегирь, (что?) капуста

Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?



Чтение правила

Регулятивные:

- сформированы целевые установки учебной деятельности:

– удерживают цель деятельности до получения ее результата;

Предметные:

- сформированы умения отбирать материал на тему, подчинять своё высказывание основной мысли

Познавательные:

-перерабатывают полученную информацию: структурируют знания, делают выводы на основе обобщения знаний, осуществляют анализ и синтез.

Коммуникативные:

- слушают собеседника, понимают речь других.


6. Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней

речи


6.1. Рабочий лист: игра «лишнее слово»

Какое слово в каждой строчке лишнее? Раскрась его простым карандашом.

редис тарелка юбка

мальчик ложка кофта

огурец девочка шапка

свёкла чашка мама

укроп вилка шуба


Почему вы выбрали именно эти слова?

Может еще по каким- то признакам?


Имена существительные еще бывают: одушевленные и неодушевленные. Одушевленные, отвечают на вопрос кто?

Неодушевленные на вопрос что? (слайд11)


6.2. Работа с лексическим значением имен существительных

-Ребята, что обозначает имя сущ.?

-Что мы подразумеваем под словом предмет?


- Давайте проверим ваши предположения.

Посмотрите на оставшиеся слова. Прочитайте слова 1 группы.

Как можно все эти слова назвать одним словом.

Чтение слов 2 группы.

Чтение слов 3 группы.


Просмотр видеофрагмента (слайд 12)

Назовите по одному примеру к каждой группе слов:

предметы и вещи;

явления природы;

людей, животных;

события;

чувства и радость.


Физминутка

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Я называю слова. Если это имена существительные, делаете 2 приседания. Если другая часть речи – 2 прыжка.

Мышка, синий, держать, играет, радость, смех, 15, дружба, зима, Алексин.




1 столбик- мальчик

2 столбик- девочка

3 столбик- мама





Они отвечают на вопрос кто?

Живые и неживые



Имена сущ. отвечают на вопросы кто? что?



Предмет

Это всё что можно потрогать, увидеть, представить.


Овощи

Посуда

Одежда


Просмотр видео



Учащиеся называют к каждой группе пример.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме.


7. Этап самостоятельной работы

с самопроверкой по эталону


7.1. Запись слов с лексических значением (упр.77 стр.45)


Посмотрите на упр. 77. Прочтите слова про себя.

Прочти вслух.

Давайте попробуем разделить слова из этого упр. на группы по их лексическому значению. Нужно быть очень внимательным и правильно задавать вопрос к словам.


1 вариант запишет в тетрадь слова, которые относятся к группе «люди», «растения»


2 вариант – запишет в тетрадь слова, которые относятся к группе «животные», «одежда»


Вижу, все справились. Правильно ли вы выполнили упражнение? Если есть ошибки, исправьте их.


Проверка.

Поднимите руку, если у вас не было ошибок.

Молодцы, ребята.

Поднимите руку те, у кого они были. (Не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё получится)




Чтение задания











Люди: (кто?) учитель, школьник, ребята, врач


Животные (кто?) верблюд, пчела, окунь

Растения (что?) земляника, ромашка, осина

Одежда (что?) платье, пальто, костюм, шляпа



регулятивные: работать по предложенному плану;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи

8. Этап рефлексии учебной

деятельности


- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- Какова была цель нашего урока?



-На какие вопросы отвечает? Что обозначает?





-Ребята, как вы думаете, если все имена существительные исчезнут, что будет?

- Я хочу вам рассказать одну очень интересную историю.


Жил на свете злой чародей по имени Фродо. Он ненавидел существительные, потому что не понимал их важность в русском языке. Он решил сделать так, чтобы все люди забыли про существительные.

У него был «Камень подчинения», который мог любого подчинить воле чародея. Фродо поднялся на гору и начал приговаривать: «Пусть все люди забудут существительные!». Поднялся ветер и налетели тучи, прогремел гром, а потом всё стихло. Волшебник подумал, что камень не сработал. Он решил сходить в город и проверить сработал ли камень?

Приходит он в город и видит, что все люди разговаривают не используя существительные. Чародей очень обрадовался, что волшебство получилось. Он смотрел на то, как люди не могут понять друг друга и смеялся. Внезапно, от смеха и сильной жары ему захотелось пить. Фродо хотел попросить у старой бабушки воды, но она не поняла его. Старушка не знала, что такое вода. И тут чародей понял, что люди и он сам не будут понимать друг друга. Он решил отменить заклинание, так как понял всю важность существительных в русском языке.


-Вот такая история произошла с людьми. Ведь существительное обязательно надо употреблять в русском языке.


- Поднимите руку, если вы активно работали на уроке, у вас всё получалась, вам было всё понятно.

-Поднимите руку те, у кого были трудности, было что-то не понятно, было скучно.


- Сегодня мы познакомились с именем существительным.

- Целью урока было узнать, что такое существительное.

- Имя сущ. это часть речи, обозначает предмет

Имена существительные отвечает на вопросы кто?, что?





















познавательные:

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний.


































Регулятивные:

Осуществляют рефлексию (самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия).




Домашнее задание.


Домашнее задание: стр. 79 упр.46


Записывают домашнее задание.




Разбирают упражнение.

Коммуникативные:

вступают в учебное сотрудничество с учителем.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.