Конспект урока с мультимедийной презентацией по русскому языку для 5 класса «Имя существительное. Устаревшие слова»
Конспект урока с мультимедийной презентацией для 5 класса.
Тема урока. «Имя существительное» Устаревшие слова.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков
Цель урока: Закрепление знаний обучающихся о грамматических признаках имени существительного: собственные/ нарицательные; одушевлённые/ неодушевлённые, число и род имени существительного.
Задачи:
Образовательная: - обобщить и систематизировать знания обучающихся о признаках имени существительного; закреплять навык в определении грамматических признаков существительного;
- познакомить с понятием устаревшие слова.
Развивающая: развивать память, внимание; умение анализировать, обобщать через упражнения на сравнение и сопоставление; обогащать активный словарь; создавать условия для воспитания навыка самоконтроля, чувства взаимопомощи.
Воспитывающая цель: воспитывать интерес к предмету.
Ресурсы: презентация, памятки «Имя существительное»; индивидуальные карточки с заданиями,
Формируемые БУД:
Личностные:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы
Коммуникативные:
- вступать и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации; - слушать собеседника;
- вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;
Познавательные:
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей) на доступном вербальном материале в соответствии с индивидуальными возможностями;
Регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
- осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
сообщение уч-ся цели предстоящей работы;
актуализация опорных знаний;
выполнение уч-ся различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо)
Ход урока.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | ||||||||||
Оргмомент | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Запись числа в тетрадях. | ||||||||||
Постановка темы и целей урока. | - Прослушайте отрывок сказки и назовите её. Слайд 2. (Проверка ответа картинкой) | Слушают, называют сказку. | ||||||||||
| - Сегодня мы вместе с Емелей повторим материал по теме Имя существительное. | | ||||||||||
Актуализация опорных знаний. | - Посмотрите на иллюстрацию к сказке, назовите имена существительные, докажите (памятка на столе, каждый ученик одно слово.) - На какие вопросы отвечают существительные? - Какие существительные отвечают на вопрос КТО? - Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО? | Называют: Емеля, мальчик, рыба, щука, прорубь, топор, вёдра, ёлка, снег, пень, белка, дерево, шапка, валенки, шуба, пояс, варежки… | ||||||||||
Игра в парах «Собственные – нарицательные» | - Задание: распределите слова на две группы собственные/ нарицательные (слова на карточках, где первая буква маленькая и большая) |
| ||||||||||
Работа в тетрадях. | - Глядя на картинку, запишите слова в два столбика ед.ч. и мн.ч. (Слабые ученики выполняют индивидуальные карточки – дописать слог, вставить пропущенную букву) | Выполняют, проверка по слайду 3: | ||||||||||
Игра «Камень» | У доски камень с надписями: «Налево пойдёшь – м.р. найдешь, направо пойдёшь – ср.р. найдёшь, а прямо пойдёшь – ж.р. найдёшь». Слайд 4. Задание: в классе найти карточки с существительными, и выложить из них три дороги от сторон камня. Если слово незнакомое, то его прикрепляем на доску – чуть позже разберём. | Все встают и выполняют задание, друг другу помогают. | ||||||||||
Новый материал – Устаревшие слова. | Слова, которые дети не знают и прикрепили на доску 1 столбик – прочитываем, показываю - объясняю, для чего использовались – предметы из школьного музея (можно потрогать). 2 столбик – прочитываем и ищем на следующем слайде. | Прочитывают вместе с учителем , если вспомнили – дополняют. Слайд 6. Дети деревенские некоторые слова могут объяснить. | ||||||||||
Закрепление. Интерактивная игра. | - Распределите слова на две группы: современные слова русского языка и устаревшие слова. Слайд 7. | Два ученика работают с интерактивной доской. | ||||||||||
Рефлексия. | - Для кого материал урока был понятен, трудностей не вызвал – подарите Емеле рыбку, у кого по теме урока остались вопросы, были трудности – прикрепите на доску снежок. Слайд 8. | Выбирают и прикрепляют на доску | ||||||||||
Итог урока. | - Емеля говорит вам спасибо за урок. Он приготовил для вас домашнее задание: собрать пазл и рассказать родителям про устаревшие слова. Оценки за урок. - Урок окончен. | Складывают в портфель конверт с разрезанной картинкой. |
https://docs.google.com/presentation/d/1wn_I8tRfJ7FXBeHx__SrukdN_J2boJiE/edit?usp=sharing&ouid=103304607105297464627&rtpof=true&sd=true - ссылка на презентацию к уроку.