Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и природоведению «Имя существительное в природе» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 4 January 2016 в группе
Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и природоведению в 5 классе

Тема: Имя существительное в природе.

Учитель: Давлетова Татьяна Андреевна, Мухамадеева Альбина Флюровна.

Цель мероприятия:

- совершенствовать умение распознавать части речи, в частности имени существительного;

- повторить изученные орфограммы;

- обогатить знания детей о жизни растений, их месте в жизни человека;

- учить делать выводы, обобщения;

- развивать любознательность, наблюдательность у детей;

- воспитывать чувство любви к природе, ответственность за ее сохранность.
Оборудование: проектор, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы попробуем с вами как можно больше узнать о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в природе, одновременно будем повторять все изученные орфограммы, работать над распознаванием имен существительных в речи.

- Разделимся на две команды по 5 человек. Первая команда называется - ___________________. Вторая - ______________________.

- Жюри нашего конкурса состоит из ______________________________

________________________________________________________________.

II. Словарная работа (слова закрепляются). Задание 1.

- Разговор у нас сегодня пойдет о растениях, значит, посвятим этой теме и словарную работу. Сейчас мы будем задавать вопросы, а команды должны отвечать на них. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко.

Вопрос 1 команде: Про какое дерево говорят: «Листок колючий, а ствол липучий»? (Про сосну).

Вопрос 2 команде: Какое «кудрявое» чудо-дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не нагревается солнцем? (Береза).

Вопрос 1 команде: Какое растение – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы? (Шиповник).

Вопрос 2 команде: Какое дерево называют «спичечной королевой»? (Осина).

Конкурс для болельщиков.

- А теперь пусть болельщики помогут своей команде. За каждый правильный ответ будет присуждаться 1 очко.

- Прочитайте слова, которые уже отгаданы. (Слова заранее написаны на доске.)

- На какое правило записаны данные слова? (Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением).

- Все эти слова обозначают растение. На какие группы можно разделить все эти растения? (Деревья, кустарники, травы.)

- Какие еще группы растений вы знаете? (Мхи, водоросли, папоротники, хвойные и цветковые, дикорастущие и цветковые).

- Без какого органа большинство растений не могут жить? (Без корня).

- А без чего не может существовать слово? (Без корня).

Задание 2.

Задание командам: Выделите в словах, обозначающих деревья, корень. За каждое правильно разобранное слово можно получить по 1 очку. За скорость прибавляется также еще 1 очко.

Слова: Лиственница, земляника, кипарис, эвкалипт, папоротник, баобаб, сакура, секвойя, водоросли.

III. Работа по распознаванию имен существительных.

Конкурс для болельщиков.

- А пока команды выполняют задание, попробуйте помочь своей команде. Мы будем задавать вам вопросы, а за каждый правильный ответ вы принесете команде 1 очко.

- К какой части речи относятся отгаданные вами слова?

- Что такое имя существительное?

- Что выделяют в воздух растения? (Кислород).

- Как вы уже знаете, кислород необходим для дыхания живых организмов. Для животных растения – это и дом, и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них.

- Итак, подсчитаем очки, которые уже заработали команды.

Задание 3.

Подберите к каждому существительному по смыслу прилагательное. Работу будем выполнять по вариантам.

На доске:

I вариант: ландыш, кувшинка.

II вариант: купальница, колокольчик

Прилагательные: лесной, луговой, желтая, белая, водная, синий, редкий, лекарственный.

Что у вас получилось?

I вариант: лесной лекарственный ландыш, белая водная кувшинка.

II вариант: луговой синий колокольчик, желтая водная купальница.

Задание 4.

Прочитайте текст, записанный у вас на карточках.

Лекарственные травы.

Когда человек болеет, врач прописывает ему … Часть… делают из трав. … так и называются: лекарственные. Они растут на зеленых лугах, на широких полях, в густых лесах.

Напишите, какая часть речи пропущена. Вставьте нужные по смыслу слова.

Действительно, лекарственные растения – это замечательное богатство природы. Какие лекарственные растения вы знаете? (Подорожник, тысячелистник, липа).

Школьники часто собирают их и сдают в аптеку. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе.

Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Одним из таких растений является первоцвет или примула. Редко можно встретить и валериану, плаун. Все эти растения не надо собирать. Лучше заготавливать тысячелистник, крапиву, пижму, пастушью сумку, подорожник.

IV. Работа по охране природы.

Человек стремительно вторгается в природу. К чему это приведет, давайте прочитаем в учебнике.

Многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения. О некоторых из них сейчас расскажут__________

Эдельвейс – это горное растение, растет высоко в горах, в переводе с латинского он означает «лев» и «лапа».

Люди заметили отдаленное сходство этого растения с лапой царя зверей, а в переводе с немецкого это слово означает «благородная белизна». Растение находится на грани полного исчезновения и заслуживает самой строгой охраны. (Ребята рассматривают данное растение на фотографии и рисунке).

Водяной орех или чилим – это водное растение, его семена содержат много питательных веществ. Они вкусны и полезны. Растет на юге России. В настоящее время численность этого растения заметно сокращается. Это связано с обмелением и загрязнением водоемов.

Какие действия человека привели к исчезновению многих растений? (Загрязнение окружающей среды, неограниченный сбор растений.

Сегодня мы познакомимся с одним из растений, занесенных в Красную книгу России. А называют это растение Венерин башмачок.

Про это растение сложена интересная легенда. Пролетая над Землей, богиня Венера обронила башмачок, который превратился в цветок. Даже дословный перевод с латинского звучит как «туфелька».

Это довольно крупное растение с крепким стеблем. Это цветок-ловушка для насекомых, заставляет их опылять себя. Жуки, мухи, пчелы залетают внутрь цветка. Оттуда очень трудно выбраться. Когда насекомые выбираются из него, они оставляют принесенную ими пыльцу на цветке. Насекомое поднимается все выше и выше, ближе к свету. Но тут выход сужен, а когда оно протискивается в этот выход, то та пыльца, которая была на цветке, налипает на брюшко насекомого. Слабые насекомые так и прилипают к цветку, а те, кто посильнее, выбираются уставшие и на некоторое время теряют способность двигаться.

Вот видите, какое это интересное растение. К сожалению, оно встречается редко и поэтому занесено в Красную книгу.
В охране нуждаются и такие растения, как кувшинка белая или белая лилия.
Кувшинка – имеет приятный тонкий аромат. Цветы в хорошую погоду всплывают рано утром, к вечеру закрываются и прячутся под водой. В ненастье не показываются совсем.

Также в охране нуждаются не только красивые и полезные, но и ядовитые растения, например, такие, как волчье лыко или ландыш.
Волчье лыко – небольшой кустарник, цветет ранней весной. На тонких голых прутиках появляются розовые цветочки, которые имеют острый аромат. В середине лета созревают плоды – блестящие красные ягодки. Все растение ядовито. А вот пчелам и муравьям нравится его нектар и запах. Яд этого растения для них безвреден.

Ландыш. Корневище ландыша живет самое большое 21 год. Ландыш первый раз цветет в возрасте 7 лет, а к 10-12 годам растение утрачивает эту способность. Корневище образует ежегодно новые листья, а цветоносы образуются только через 2-3 года, вот и получается, что за свою длинную жизнь ландыш цветет всего 2-3 раза. Все растение ландыша ядовито, но препараты из листьев, цветков, семян – это лекарственное средство, которое улучшает работу сердца.

V. Итог мероприятия.

Подсчет баллов. Награждение команды-победительницы.

6

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Данное мероприятие технически не оснащено.

6 February 2016