12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жуплова Анна Викторовна110

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

Урок – путешествие «Имя существительное».

Цели:

- закрепить знания об имени существительном как самостоятельной части речи;

- сформировать представление о грамматических категориях имени существительного;

- выработать умение определять, какую роль в предложении занимает имя существительное;

- развивать творческую активность учащихся.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

II ФНЗ

1.Слово учителя. Чтение эпиграфа.

Звучит стихотворение А.Шибаева «Слова»

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нет!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, –

И всё, что в памяти у нас, –

Означено словами.

- Позже мы вернемся к нашему эпиграфу и ответим на вопрос: почему именно оно взято как эпиграф нашего урока?

2.Чтение статьи учебника учеником (Васильева Т.)

с.180 (186)

- Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.

- Это очень, очень много воды, - ответила рыба – мать.

- Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними, - сказала медведица.

- Это очень много песку, немного глины, немного травы, - пояснила верблюдица.

Мальчик прочитал это и сказал:

- Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя еще мало где побывал.

Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами. На голубом небе оставил след реактивный самолет.

- В тексте названы различные предметы огромного и разнообразного мира, в котором мы живем. К какой части речи относятся слова, которые обозначают предметы?

- Дайте определение имени существительного.

- Какие ещё части речи мы знаем? Назовите их.

- Как изменяются имена существительные?

- Какую роль выполняет имена существительные в предложении?

3.Слово учителя.

 Сегодня мы отправляемся в город «Имя существительное», но войти в него непросто: вход в город охраняет стражник – МОРФЕМА. И поэтому нужно выполнить задание. Но сначала давайте вспомним, что такое морфема?

- Назовите морфемы.

Вставь пропущенную морфему. (Каждый учащийся получает карточку, в которой нужно вставить пропущенную букву и объяснить на какую она орфограмму.)

 

Р…стительность, предл…гать, прол…жить, зар…слях, выр…щенный, ра…положить, ра…ложить, выр…стет, ц…рк, ц…пленок, крыж…вник, отр…сль, ра…пуститься, сл…гаемое, р…сточек, сл…жение, в…крикнуть,

щ…тка, ш…рох, милиц…я, оц…нить, бе…крайний.

Игра «Кто больше?»

- Какое время года подходит к концу? Правильно. Посмотрите на доску, перед вами двустишье.

Но дороже юга мне наши зимы с вьюгами,

Хмурые, холодные, снежные края.

Вспомните и запишите слова разных частей речи на тему «Север».

Дети заполняют таблицу своими примерами.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Север, снег, вьюга, мороз, пурга, узоры, ветер, сопка, санки, коньки, лыжи, лодка, снеговик, снежинка, лодка, дождь, озеро…

Холодный, студёный, морозный, полярный, белый, искристый, пушистый, липкий, грибной, ягодный …

Заметает, мёрзнуть, кататься, лепить, завьюжило, кружатся …

Считаем и читаем слова, которые записали. Устно составляем предложения.

Мы попали на центральную площадь города. Здесь нас встречают Слушок и Речевичок. Они, как всегда, спорят. Перед нами предложение, о котором как раз они и спорят, нам нужно вставить пропущенные буквы и сделать синтаксический разбор предложения.

 

 (В) з..лён..м б..ру (на) з..лён..й тр..винк.. вод..т усами з..лёный жуч..к.

(В зеленом бору на зеленой травинке водит усами зеленый жучок)

3.     Пока мы разбирали предложение, набежала туча и пошел дождь, но не просто дождь, а грамматический дождь.

Упражнение 466.

Прочитайте. Какое существительное чаще повторяется в тексте? Почему? Озаглавьте текст. Спишите. Определите род, число выделенных существительных, обозначьте их падеж. Подчеркните эти существительные как члены предложения. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым.

А теперь нам предстоит остановка «Спортивная».

Физкультминутка.

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем.

Мы руки разведем.

И побежим кругом.

Мы зашли на проспект, где живут разносклоняемые существительные. Но здесь случилась беда: падежи не заходят сюда, и эти существительные остались в И.п. Давайте им поможем.

У меня нет (время).

Тебя зовут по (имя).

В (пламя) костра.

От доброго (семя) – добрый всход.

7.     Мы пришли в переулок Чистюля. А тут крик, шум. Существительные не могут найти своего места. Давайте поможем им.

 Работа с упражнением 465.

- Спишите предложения, вставляя в них по 2 -3 существительных, подходящих по смыслу. Каким членом предложения они являются? В каком падеже стоят эти существительные?

 

8.     Мы выходим на площадь. Здесь гуляют суффиксы существительных. Мы поиграем с ними в прятки.

Выделите суффиксы имен существительных.

Сплавщик, извозчик, водопроводчик, стекольщик, сварщик,

Мешочек, гвоздик, носик, сыночек, чайничек, паучок.

.     Кажется, мы с вами заблудились. Мы попали в Тупик ошибок. Здесь на деревьях висят двоечные плоды. Если мы не исправим ошибки, то отведаем этих плодов.

Моя сестра учится играть на пианине.

В комнату вошла незнакомая мадама.

Стало холодно, все ходят в польтах.

Часто я бегаю на улице без пальта.

Мне нравится кататься в метре.

 

Упражнение 465.

Итог урока

- Давайте еще раз скажем, что же такое имя существительное?

Игра «Угадай».

Я буду называть слова различных частей речи, а вы, если слышите имя существительное, хлопайте в ладоши.

Кошка, бегать, красивый, белый, компьютер, книга, хлопать, играть, мяч, цветной, писать, ручка, телевизор,

тетрадь, учиться.

Домашнее задание

Упражнение 463

Имя существительное

Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Отвечает на вопросы кто? Что?

Прилагательное, глагол, числительное.

По числам, родам и падежам.

Являются подлежащим, дополнением, обстоятельством, реже сказуемым.

Значимая часть слова.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Отвечает на вопросы кто? Что?

Опубликовано


Комментарии (1)

Устинова Валентина Ивановна, 12.10.17 в 15:06 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Анна Викторовна! Действительно, интересно и увлекательно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.