Урок русского языка «Имя существительное», 5 класс

3
1
Материал опубликован 1 February 2017

Обобщение по теме :«Имя существительное».

Имя существительное – хлеб языка. Л.Успенский

Цели:

- обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы (собственные, нарицательные, безударные гласные Е-И в окончаниях существительных, несклоняемые существительные);

- развивать орфографическую зоркость;

- формировать навыки сотрудничества;

- прививать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

Оборудование: карточки, домики, электронная презентация по теме, словари (толковый и орфографический).

Ход урока.

1.Организационный момент. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами завершаем наше путешествие по королевству имен существительных, но хотелось бы узнать, что же вы запомнили, что вам понравилось в этом королевстве. После наших экскурсий, мы пишем отчет в виде контрольной работы, а сегодня мы постараемся вспомнить все, что с нами происходило и подготовится к отчету о проделанной работе.

2. Актуализация знаний.

- Мы живём в Горловке, и нас называют горловчане, тех, кто живёт в Киеве -киевлянами. А всех, кто живёт в стране Речь, называют ?(все вместе) Части речи. И первого жителя этой страны с которым мы познакомились, зовут? Имя Существительное. Это коренной житель Морфологии, не только древнейший, но и важнейший работник.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица

(А.Фет)

- Ребята, что особенного в этом стихотворении?

- Хотя в тексте одни имена существительные ( их 13 ), понимаем ли мы его смысл? Теперь взгляните на эпиграф к нашему уроку. Как вы думаете, почему « Имя существительное – хлеб языка»?

- Сегодня мы с вами совершим последнее путешествие в город имен существительных и побываем в гостях у некоторых его жителей.

- Давайте на время забудем, что сейчас холодная осень и представим, что сегодня летний день, прошел дождь, и появилась радуга, которая будет сопровождать наше путешествие.

3. Закрепление изученного материала.

1.Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Слепи снеговика». На каждой парте лежит конверт с карточками. Вам нужно из предложенных признаков частей речи выбрать те, которые есть у имени существительного. Если вы все сделаете правильно, у вас получится снеговичок.

- Проверим вашу работу. Какие признаки имени существительного вы нашли?

( склонение, род, число, спряжение, признак предмета, указание на лицо).

 

Продолжаем наше путешествие.

Вот и первый житель встретил нас. Смотрите, какой у него интересный дом.

- Какие существительные здесь живут? (Обратите внимание на правописание слов)

- Чтобы в дом попасть, нам нужно выполнить упражнение. У каждой команды – свое.

Карточки лежат перед вами. Работаем с 1-ой.

Карточка 1.

Вставьте подходящие по смыслу слова, выбрав их из взятых в скобки. Над каждым существительным надпишите, какое оно собственное или нарицательное.

Город, птица, теплоход («Орел», Орел, орел).

Журнал, яркий (Огонек, «Огонек»)

Коренной, комфортабельный (москвич, «Москвич».)

4.Корабль,зверек (броненосец, «Броненосец»)

 

Карточка 2.

Запишите имена собственные, нарицательные, раскрывая скобки.

(З,з)евс, (Р,р) усалка, ( С,с )обака, (П,п) ушкин, (В,в) ишня, (М,м) ария, (Л,л)ондон, (Б,б)ельгия, (О,О)зеро, (Д,д)он, (У,у)лица, (С,с)имонова.

Карточка 3

1. Найдите в словах «Третий лишний».

- страна, Россия, Москва;

- дочер…, земл…, в город…;

- такси, метро, автомобиль.

Какое слово будет третьим лишним и почему?

- А теперь давайте проверим задание. Прочитайте только нарицательные существительные(1 ряд).

- Почему их так называют?

- Назовите имена собственные?

- Почему они так называются?

3. - Ну что ж, продолжим наш путь. Чей же это дом виднеется. Кто в нем живет?

- От чего зависит выбор букв И – Е в окончаниях существительных?(От склонения и падежа).

- А что вы знаете о склонении?( Все сущ. Относятся к 1 или 2 или 3 скл. )

4. - Чтобы попасть внутрь дома, нам нужно выполнить упражнение.

Карточка 1.

Е или И?

Для дочер…, на сидень…, при варк…, по ветк.., по армии…, в дорог…, в коридор.., из-за книг….

Карточка 2.

Е или И?

По алле…, об аварии…, около пустын…, для матер…, в холодильник…, в пустын…, о геро…., в имен…., об имен…, для Сон…, к пап…, о солом….

Карточка 3.

Е или И?

На зеркальц…, в блокнот…, на здани…, при звучани…, в стремен.., для мышк.., по программ…, о жреби…, о трагеди…, о друг…, на крыш…, от стуж….

( проверка по одному у доски от каждой команды)

- Есть ли у вас замечания ? Всё ли выполнено верно?

(Если ошибёмся, то в домик не попадём. Проговаривание падежа и склонения).

- Какие признаки мы должны знать, чтобы правильно написать гласную в окончании существительных?(Склонение, падеж)

5)Физминутка.

А сейчас немного отдохнём. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Вместе со мной просклоняем существительное КОТ, чётко проговаривая окончания. Я начинаю, а вы заканчиваете.

Чтение стихотворения «Кот».

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота,

А теперь и за версту

Не приблизиться к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом,

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

- Как вы думаете, для чего нужно знать , какую букву писать в окончании существительных?( Чтобы речь была благозвучной, чтобы не было речевых казусов).

- Отдохнули? Тогда продолжим работу.

- Ребята, вы знаете, совсем недавно нашла стихотворение.

- Послушайте его («Как нельзя говорить»)

Как – то рано по утру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее, я и ты

Без кашна и пальты

.

- Все верно в этом стихотворении?

- Ничто вас не смущает?

-Что это за существительные?

- Что вы о них знаете?

-- Как правильно должны звучать слова? (Правильно написанные слова Метро, Кашне, Пальто, Кино, Кенгуру повесить на доску).

- А хотите попасть внутрь домика?

6) Тогда нужно выполнить упражнение.

Карточка 1.

Отгадать слово и составить с ним предложение.(ассоциации)

Напиток, который пьют по утрам родители.

Кушанье из размятых или протертых овощей.

Подземная железная дорога.

Животное с сумкой на животе.

Карточка 2.

Отгадать слово и подобрать подходящее по смыслу прилагательное.

Напиток, который дают вам в школьной столовой.

Аппарат, из которого слышна музыка.

Вид попугая.

К весне новая покупка мамы.

Карточка 3.

Отгадать слово.

Фильм по телевизору.

Мастерская по ремонту и пошиву одежды.

Учреждение, в котором наводим справки.

Дорога для автомобилей.

- Проверим, как вы выполнили упражнение: один читает лексическое значение, другой – слово, третий – предложение.

- один читает ЛЗ, другой –слово, третий – словосочетание.

- один читает ЛЗ, другой – слово.

- Вот наше путешествие на сегодня и закончилось.

Но мы ещё не раз побываем в гостях в городе имен существительных.

- Ребята, давайте ещё раз вспомним, что мы знаем о существительном. ( что бывают собств. И нар., несклон.,)

А как мы сегодня работали?

( Вместе, дружно, сообща)

И сейчас все вместе, дружно подведем итоги. Взгляните на доску, на которой написаны утверждения. Прочитайте их.

1. Имя существительное обозначает действие предмета?

Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?

Слово «город» - собственное?

В слове «на площад…» - в окончании пишется буква И?

- Согласны или не согласны вы с данными утверждениями и почему?

Итог урока.

Спасибо, ребята. Мы сегодня плодотворно поработали. Вы все заслуживаете похвалы.

- ОЦЕНКИ.

Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание.

На ваш выбор выполняете любое предложенное из трех:

Напишите свои впечатления о путешествии, которое сегодня совершили . Понравилось оно вам или нет и почему?

Сочините стихотворение или юмористический рассказ, включающие в себя несклоняемые существительные .

Выпишите из художественной литературы небольшой отрывок, в котором есть собственные имена существительные.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Прекрасные иллюстрации.

5 February 2017