Внеклассное мероприятие в 1 классе на тему «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»
Задачи:
- познакомить с памятниками защитникам Отечества;
-расширить представление о воинах-защитниках Великой Отечественной войны;
- воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
Оборудование: Иллюстрации с изображением могилы неизвестного солдата в Москве, памятника русскому солдату в Берлине, памятника воину- освободителю «Алеша» в Болгарии, памятник воину – освободителю» Бронзовый солдат» в Таллине; рассказы Л.Кассиль «Памятник советскому солдату», Н.Подлесова.“Бронзовый солдат”
Ход мероприятия
-Что вы видите на картине?
-Почему вы думаете, что это солдат, воин?
-Солдат был на Великой Отечественной войне. Он сражался с врагами, чтобы освободить родную страну от фашизма. Много крови пролили советские воины, храбро сражаясь с немецкими захватчиками. Многие воины погибли, многие попали в плен, но никто не сдался врагу. В память о воинах, не вернувшихся с войны, в городах и селах нашей страны установлены памятники Неизвестному солдату.
Что такое памятник?
-А кто такой Неизвестный солдат?
-Почему Неизвестному солдату установлен памятник?
-В годы Великой Отечественной войны много погибало солдат, их находили часто без документов. Никто не знал, как их зовут, откуда они родом, кто их родственники. Таких воинов хоронили прямо на полях боя, а на табличке подписывали «Неизвестный солдат, павший смертью храбрых».
-Самый главный монумент в честь погибших солдат находится в столице нашей Родины в городе Москва у Кремлевской стены. Там горит Вечный огонь.
К могилам неизвестных героев люди приходят и приносят с собой цветы. В праздничный день 9 мая стоит возле нее особая охрана по стойке «смирно».
Неизвестный солдат (Р. Томин)
У Кремлёвской стены, где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь, и в земле
Рядом спит Вечным сном
Неизвестный солдат.
Ты за нас воевал,
Ты за нас жизнь отдал,
Чей-то сын, иль отец, или брат.
Помним мы о тебе, о тебе говорим,
И поем, Неизвестный солдат.
Мы приходим к тебе и приносим цветы,
Скромный дар от друзей, от ребят.
Мы клянемся тебе край родной так любить,
Как любил Неизвестный солдат.
(фотография «Вечного огня» в г. Москва.)
(показ памятника воину освободителю в Трептовом парке)
-Кого он держит на руках?
-Почему девочка на руках у солдата?
Рассказ Л. Кассиль “Памятник советскому солдату”
Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт. Видит наш солдат - пропадает девчонка. Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы. Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир. ”
(Л. Кассиль “Памятник советскому солдату”)
-Создают не только памятники, но и фильмы, рисуют картины, пишут книги, сочиняют песни о Великой Отечественной войне.
Сейчас я предлагаю вам послушать песню “Алеша”. (Звучит отрывок песни.)
-О чем или о ком эта песня?
(показ памятника воину- освободителю «Алеша»)
-Почему приносят цветы к памятнику?
-В памятные дни, а особенно в День Победы, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.
-Ребята, а без чего солдат не может воевать? Недаром говорят: солдат без оружия – не солдат!
(игра “Что нужно современному солдату?”)
Две команды, одна команда выбирает карточки с предметами, необходимыми современному воину, а другая команда с тем, что было необходимо богатырю в старину.
(показ памятника бронзового солдата в Таллине)
-Этот памятник «Воину освободителю» был возведен на месте братского захоронения советских солдат, погибших во время освобождения Таллина, которые были погребены в сорок пятом в одной могиле, тогда как ранее были похоронены в разных районах Таллина. Мемориальная композиция, состоит из двухметровой фигуры советского солдата, склонившего голову в знак скорби, и стены, на которой были установлены таблички с именами погибших и изображён орден Отечественной войны. В 1964 году перед монументом был зажжён Вечный огонь.
(рассказ Н.Подлесовой “Бронзовый солдат”)
“Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног. - Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка – это самый храбрый и самый главный солдат? - Да, - ответил папа. - У этого солдата своя история…. - Расскажи, - попросил Андрейка. И вот, что рассказал папа. Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была. Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей. Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле. Поклонился хлебам. Попрощался, и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались. Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья листвой, будто сказать что-то хотели. Потом припал к земле и поцеловал ее: -прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам. Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с собой носил. Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат: - Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте. А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать. - Что это у тебя? – спросили товарищи. И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели. И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое. Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела. И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за десятерых бился. И прогнали они врага. Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале .Понял: в плен попал. Стали допрашивать его враги: - Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие? Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать. Решили убить солдата враги. Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях. Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся, склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи желтые. И светил цветок, словно солнце. Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к ней. Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок. Папа замолчал. - Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он умер? - Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас. Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и вдруг сказал: - А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!”
Обсуждение рассказа
-Кто главный герой этого рассказа?
Почему Человек не смог усидеть дома?
Что помогало солдату-Человеку в трудные минуты?
Какими словами можно сказать о характере героя?
Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу?
-Всякому мила родная сторона.
-Родная землица и во сне снится.
Заключительное слово
-Я хочу пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника солдатам Отечественной Войны. Поклонитесь их памяти!
“Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись.
Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
Кто бы ни был ты – Рыбак, шахтер, ученый иль пастух,- навек запомни:
Здесь лежит твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня он сделал все, что мог;
Себя в бою не пожалел, а Родину сберег!”
(М. Исаковский)
-Неизвестный солдат никогда не обретёт имени и фамилии. Для всех тех, чьи близкие пали на фронтах Великой Отечественной, для всех тех, кто и не узнал, где сложили головы их отцы, мужья, сыновья, деды, братья. Неизвестный солдат навсегда останется тем самым родным человеком, пожертвовавшим жизнью ради будущего своих потомков, ради будущего своей Родины.Он отдал жизнь, он лишился имени, но стал родным для всех, кто живёт и будет жить в нашей огромной стране.
Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ (почтить память павших в боях минутой молчания).
-Мы с вами должны помнить всех тех, кто пал за свою Родину, кто еще жив и должны помнить и чтить их бессмертный героический подвиг всегда.