Индивидуализация самостоятельной работы как средство повышения качества знаний
Индивидуализация самостоятельной работы как средство повышения качества знаний
Целью данной работы является исследование организации самостоятельной работы студентов и условий их удачной реализации. Для этого проанализированы разные направления в исследовании природы самостоятельности студентов в обучении, приведены множество определений и выяснены какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность студентов и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Содержание
Введение
1.Самостоятельная деятельность студентов в обучении. Структура самостоятельной деятельности
2.Понятие «самостоятельная» работа и ее функции
3. Принципы организации самостоятельной работы студентов
4. Классификация видов самостоятельной работы студентов
5. Организация самостоятельной работы студентов на уроке
6.Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности студентов
7. Организация контроля самостоятельной работы студентов
Вывод
Литература
Приложение 1 (презентация «Организация самостоятельной работы»)
«Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, -
это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя,
но по его заданию в специально предоставленное для этого время;
при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной в задаче цели,
проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме
результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий»
Б.П.Есипов
Введение
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности нужно разглядывать как составную часть воспитания студентов. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у студентов самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них состоит в том, чтобы развить у студентов самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в обучении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и крепкие знания студентов, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
В процессе обучения студент должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, что открывает возможность справиться с разными задачами, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Объектом изучения является самостоятельная деятельность студентов, а предметом – условия ее реализации. Актуальность этой проблемы бесспорна, потому что знание, умение, убеждение, духовность нельзя передать от преподавателя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы есть формирование высококультурной личности, потому что только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
1. Самостоятельная деятельность студентов в обучении. Структура самостоятельной деятельности
Узнавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявите функциональную взаимосвязь его частей, а уже потом описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем приказать, как управлять ими, как посредством определенных операций превратить эти предметы и явления.
Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать, скорее, как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Основополагающим требованием общества к образованию в целом является формирование личности, умеющей самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, производить и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять его в действительности.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что студентам важно дать метод, ведущую нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, то есть умениями становиться цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармонической личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных задач – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно – поисковой деятельности. В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность обучения – познавательная, практическая и организационно – техническая.
Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений студентов стереотипный, в основном вербальный способ обучения становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы студентов растет также в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения.
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно – практических вопросов вовлечения студентов в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы здесь выступает преподавание, деятельность учителя без глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического толка анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в разных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности студента в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась также содержательными материалами для организации самостоятельной работы студентов на уроке и дома.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается как предмет исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, развивавшиеся в русле психолого – педагогического толка, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности.
Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности студента ее процесс и структура еще недостаточно полно раскрыты. Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.
Следовательно, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.
2 . Понятие «самостоятельная» работа и ее функции
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ученики, сознательно стремящиеся достичь поставленных целей, предпринимая свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий. По определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корректируемая им по процессу и результату деятельности. Ее исполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. В данном определении учитываются психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д. Попробуем более точно определить, что же по существу входит в эти понятия.
"Самостоятельность" - очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее содержательная, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности студента в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляющуюся способность достигать цели деятельности без посторонней помощи.
«Самодеятельность» – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
«Самоактивация» – это субъективное соотнесение внутренней мотивации деятельности.
«Самоорганизация» – свойство личности мобилизовать себя, целенаправленно, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
«Саморегуляция» - первоначально психологическое обеспечение деятельности, в дальнейшем развитии приобретается личностный смысл, то есть собственное психическое наполнение.
«Самоконтроль» – необходимый компонент самой деятельности, осуществляющий ее выполнение на личностном уровне.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Эти два понятия совсем тесновато соединены, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом событий.
Самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности студента и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопросы, конспектирование, перевод, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
Решение задач, практические и лабораторные работы.
Проверочные, самостоятельные работы (произведение, диктант).
Доклады и рефераты.
Индивидуальные и групповые задачи при наблюдениях и экскурсиях.
Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний следует использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладки опытов, темы наблюдений для студентов. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, с помощью которых можно пробудить любознательность ума, заставить сильнее проявить любознательность студентов.
3. Принципы организации самостоятельной работы студентов
При отборе видов самостоятельной работы при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к студентам. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя состоит в том, чтобы найти такую формулировку задачи, которая вызвала бы у студентов интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Студенты должны четко представлять, в чем состоит задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер и способствует более успешному ее выполнению.
Недооценка указанных требований приводит к тому, что студенты, не поняв цели работы, делают не то, что нужно или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональному расходу времени и снижению уровня самостоятельности студентов в работе.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студентов при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для студентов, а сами студенты – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
3. На первых парах обучения у студентов нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решение несложных задач). В этом случае самостоятельной работе студентов должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими пояснениями, записями на доске.
Самостоятельная работа, проделанная студентами после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой студенты оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задачи, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей студентов.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками разными студентами требуется разное время. Осуществлять это можно путём дифференцированного подхода к студентам.
Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных студентов, учитель должен вовремя переключать студентов, успешно справившихся с задачами, на выполнение более сложных. Некоторым студентам количество тренировочных упражнений можно свести к минимуму. Другим дать гораздо больше таких упражнений в разных вариациях, чтобы они усвоили новый материал и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы студентов на выполнение более сложных задач должен быть своевременным. Здесь вредная излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигает студента вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.
6. Задачи, предложенные для самостоятельной работы, должны вызвать интерес студентов. Он достигается новизной выдвинутых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед студентами практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Студенты всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения, которых они исследуют предметы и явления.
7. Самостоятельные работы студентов нужно планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут производиться жесткие умения и навыки. Результаты работы по этому делу оказываются более ощутимыми, когда прививкой навыков самостоятельной работы у студентов занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе и на занятиях в учебных мастерских.
8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой студентов по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы исследования программного материала, темпы продвижения студентов вперед в познании нового.
9. При выполнении студентами самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения разным видам самостоятельной работы. Он обучает студентов методам самоконтроля и осуществляет контроль качества, изучает индивидуальные особенности студентов и учитывает их при организации самостоятельной работы.
4. Классификация видов самостоятельной работы студентов
Под самостоятельной работой студентов мы понимаем такую работу, выполняемую студентами по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом студенты сознательно стремятся достичь поставленных целей, предпринимая свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умение применять знания в усложненной ситуации.
5. Организация самостоятельной работы студентов на уроке
В настоящее время используется такая система обучения, которая предполагает группировку студентов в группы в соответствии с возрастом и условием знаний, основной организационной структурой является урок; содержание образования в каждой группе определяется учебными планами и программами; на основе учебного плана составляется расписание уроков теоретического и практического обучения. Важным элементом этой системы является планирование учебной работы учителем, от которого во многом зависит качество учебных занятий.
Существует 2 вида планировки:
1) перспективное – осуществляется в тематических планах, определяются темы уроков, лабораторных работ, экскурсий, намечаются контрольные письменные работы, обобщающие – повторяющиеся и зачетные занятия. Определяется количество учебных часов, отводимых для изучения темы, однако эти планы не детализируются.
2) текущее – заключается в разработке планов, отдельных уроков. Разрабатывая содержание урока, учитель предлагает краткий план беседы, повествования, лекции; формирует вопросы к студентам, задачи для самостоятельной работы, перечисляет номера упражнений, определяет способы проверки знаний.
Не менее важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, потому что с его помощью мы черпаем информацию о содержании обучения. Однако сама по себе информация вне необходимости ученика не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого влияния. Если же информация созвучна потребностям студента и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к дальнейшей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт студентов, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:
1) Вводно – мотивационный этап.
На этом этапе учащиеся должны уяснить основную цель будущего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях, учитель указывает какие знания и умения ранее пройденного материала особенно пригодятся при изучении данной темы. Затем учитель сообщает, сколько уроков отведено на изучение темы, приблизительные сроки ее завершения и перечисляет основные элементы темы, т.е.
2) Операционно – познавательный этап.
На этом этапе студенты усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекцию, фронтальную работу с изучением понятий, коллективную работу по усвоению учебного материала, решение задач, проведение опытов и экспериментов, индивидуальную работа по решению задач и т.д. Изложение учебного материала проводится в основном учителем, но по мере обучения учащихся часть учебного материала передается для изложения докладчиком или для индивидуального изучения и обработки по учебнику.
3) Рефлексивно-оценочный этап.
Здесь производится обобщение изученного и подведения итогов работы по данной теме. При этом, главная цель этого этапа – развитие у студентов рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формированию адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться разные методы: обобщающие уроки, доклады студентов, составление по группам обобщающих схем.
Требования к организации самостоятельной работы на уроке:
Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель, и студент должен знать пути ее достижения.
Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащегося. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
Учитель обеспечивает сочетание различных видов самостоятельной работы и управления процессом работы.
Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, потому что основная ее задача – развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:
1. По методу самостоятельной работы студентов:
- наблюдение;
- упражнение;
- работа с текстом учебника.
2. По звеньям учебного процесса:
- задачи на восприятие;
- задачи на систематизацию;
- задачи на закрепление учебного материала;
- задачи на повторение учебного материала;
3. По характеру познавательной деятельности студентов:
- репродуктивные задачи;
- творческие (продуктивные).
4. По характеру руководства:
- подробные инструкции;
- менее подробные инструкции.
Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.
Виды самостоятельной работы студентов при подготовке к аудиторным занятиям:
- Подготовка к лекции.
- Подготовка к практическому занятию.
- Подготовка к семинарскому занятию.
- Подготовка к семинару-конференции.
- Подготовка к контрольной работе.
- Подготовка к зачету.
- Подготовка к экзаменационной сессии.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
- реферат;
- задание;
- эссе;
- доклад;
- курсовая работа;
- конспект;
- составление глоссария;
- построение сводной таблицы;
- разработка проекта;
- кейс-задания;
- составление портфолио;
- различный информационный поиск;
- разработка мультимедийной презентации.
Виды практических заданий для самостоятельной работы студентов:
1. Составить опорный конспект заданной по теме.
2. Сформулировать вопросы.
3. Сформулировать собственное мнение и обосновать его.
4. Продолжить фразу.
5. Дать определения специальным терминам.
6. Составить опорный конспект своего ответа.
7. Написать реферат.
8. Составить отчёт по пройденной теме.
9. Разработать технологический процесс.
10. Смоделировать конспект урока по новой теме.
11. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме.
12. Составить тематический кроссворд.
13. Составить план текста, конспект.
14. Решить проблемную ситуацию.
15. Подготовиться к деловой игре.
Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов. Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.
Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.
Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.
Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.
Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.
Еще хочется отметить один из приёмов самостоятельной работы студентов- тестирование. Тесты воспринимаются студентами как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля знаний студентов. Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.
6. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности студентов
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний студентов по предмету, на развитие их познавательных способностей, темп усвоения нового материала.
Практический опыт многих учителей показал, что:
1. Систематически проводится самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению студентами более глубоких и крепких знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения студентами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у студентов умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с разными видами домашней работы по предмету у студентов вырабатываются стойкие навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени сложности работ студенты тратят гораздо меньше времени по сравнению со студентами таких групп, в которых самостоятельная работа абсолютно не организуется или производится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время для решения задач, выполнения экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
- предусматривать ее место в структуре урока;
- ее оптимальный объем планировать в зависимости от уровня подготовленности своих студентов, а также сложности изучаемого материала;
- предусматривать трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
- определять форму задач;
- устанавливать оптимальную продолжительность работы;
- подбирать подходящий дидактический материал;
- предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ студентов.
В процессе обучения возможна организация более 30 видов самостоятельных работ. Однако на практике используются далеко не все виды. Чаще всего на уроках выполняются решения задач, наблюдения и опыты. Еще сравнительно редко организуется самостоятельная работа с учебником при изучении нового материала, работа по моделированию и конструированию опытов. Приведу примеры организации самостоятельных работ в таблице.
Таблица. Примеры организации самостоятельных работ
№ п/п | Название группы работ | Вид деятельности |
1. | Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и умений и овладение умением самостоятельно приобретать знания из разных источников |
|
2. | Работы, основная цель которых – совершенствование знаний, (их уточнение и углубление), выработка умений применять знания на практике. 1. Решение упражнений: |
2. Выполнение задач по классификации: приборов, машин, оборудования, схем и т.д. 3. Вычеркивание и чтение разных схем. 4. Расчет параметров режимов сварки. |
3. | Работы, основная цель которых – формирование у учащихся умений и навыков практического характера. | 1. Решение упражнений. 2. Вычеркивание и чтение схем оборудования. 3.Построение и анализ графиков. 4.Сборка приборов и оборудования из готовых деталей. 5.Выявление неисправностей в приборах и устранение их. 6.Изготовление оборудования по готовым схемам и чертежам. |
4. | Работы, основная цель которых – развитие творческих способностей студентов | 1.Подготовка докладов и рефератов, курсовых и дипломных работ. 2.Внесение изменений в конструкцию прибора или оборудования. 3.Разработка новой конструкции прибора или оборудования. 4.Составление задач на использование нового оборудования. 5. Построение гипотез. 6. Выполнение опытов с элементами исследования. |
7. Организация контроля самостоятельной работы студентов
Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
Формами контроля самостоятельной работы являются:
1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы студентом.
2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
4. Проведение письменного опроса.
5. Проведение устного опроса.
6. Организация и проведение индивидуального собеседования.
7. Организация и проведение собеседования с группой.
8. Проведение семинаров
9. Защита отчетов о проделанной работе.
10. Организация конференций.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач;
- уровень форсированности общеучебных умений;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Вывод
Повышение качества обучения тесно связано с усовершенствованием методики организации занятий на уроке. Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного интереса студентов, интереса к предмету. Студенты должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные ученики вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, доставляла удовольствие.
Развитию познавательной активности студентов способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, справочника, научных и научно популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, видеоролики и другие средства наглядности. Однако должно было обеспечить мотивацию обучения и возбудить познавательный интерес студента. Необходимо дальше, во-первых, четко отдавать себе отчет в целях обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.
Актуальность этой проблемы несомненна, потому что знание, умение, убеждение, духовность нельзя передать от преподавателя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы есть формирование высококультурной личности, потому что только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Литература
1. Авдеев А.П. Индивидуализация самостоятельной работы учащихся как средство повышения качества их знаний и возбуждения стремления к самообразованию// Воспитание у учащихся познавательной активности. – Волгоград, 1971. – С.68.
2. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности" // Открытая школа. – 1998. – № 2
3. Есипов Б.П. "Самостоятельная работа учащихся на уроках". – М.: Учпедгиз.- 1961.-С.47.
4. Жук А. И., Кошель Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие. 2-е изд. Минск: Аверсэв, 2004. –С.336.
Приложение 1.
Презентация «Организация самостоятельной работы»
организация самостоятельной работы студентовPPTX / 935.23 Кб