Организация рефлексии как средство повышения качества знаний
Гашева М.Э., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Пермский колледж транспорта и сервиса», г. Пермь
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Проблема реализации ФГОС в образовательном процессе актуальна. Перед каждым преподавателем стоит вопрос о том, что придётся менять в своей работе. ФГОС нацеливает на смену образовательной парадигмы: развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности и сохранение здоровья. Нельзя ориентироваться только на слабых или сильных студентов. Здесь нужен индивидуальный подход.
Время требует, чтобы эффективность и качество уроков определялось тем, в какой мере преподаватель обеспечит развитие рефлексивных компонентов обучающегося как средство повышения качества знаний. «Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление». Рефлексия в педагогике - это процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Повышение качества подготовки будущих специалистов на уроках русского языка и литературы может произойти путём использования природно-рефлексивной технологии саморазвития человека, организации рефлексии в совместной деятельности педагога и студента.
Изучив научную и методическую литературу, мной были выявлены формы рефлексии.
Ретроспективная форма служит выявлению и воссозданию схем, средств и процессов, имевших место в прошлом.
В проспективной - выявляются и корректируются схемы и средства возможной будущей деятельности.
В интроспективной – производится контроль и корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности.
Смею предложить четвёртую форму рефлексии – постспективную– представление в сознании человека последующих шагов: что изменить в себе? Что поменять в ходе моих мыслей? Что сделать на улучшение моих результатов?
Систематизируя знания и опыт работы по классификации видов рефлексии, выделила: рефлексию настроения и эмоционального состояния; рефлексию содержания учебного материала; рефлексию деятельности и рефлексию обратной связи. Рефлексия помогает увидеть обучающимся плюсы и минусы в знаниях материала, а преподавателю помогает определиться в правильном выборе методик и форм на уроках.
Какие функции выполняют приёмы рефлексии, использованные мной на уроках?
Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Перед началом урока студент в форме рисунка может выразить своё настроение (атрибут техника-спасателя: рукав, пожарная машина, огнетушитель и т.д.). Если он не хочет рисовать, может кратко словами описать своё состояние. То же самое можно сделать в конце урока. Примеров таких приёмов рефлексии много. Они выполняют функцию психологической настройки на урок и психологической завершённости. Рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Если используется приём прослушивания по настроению музыки и выполнения танцевальных фигур, то здесь снимается мышечное напряжение, реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии.
Рефлексия содержания учебного материала. К приёмам относятся кластер, синквейн, акрослово, пазлы, домино и т.д. Эти приёмы помогают осознать содержание пройденного материала, сделать свою речь яркой, выразительной, образной, насыщенной. Главное, помочь студентам начать им говорить, анализировать, подводить итоги этапов урока. А так же грамотно записать свои мысли в тетрадь. Рефлексия является способом самовыражения обучающегося. Каждый обучающийся имеет право на своё мнение.
Рефлексия деятельности. Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: что студент умеет на данный момент, что может. Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели.
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает студентам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый студент наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Можно предложить обучающимся посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
"Знаки" Можно попросить студента обвести/подчеркнуть самое интересное задание. Объяснить, почему оно понравилось.
Благодаря таким приемам перед педагогом всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Рефлексия как способ обратной связи. Это возвращение к предыдущей теме урока через анализ пройденного материала (устная беседа, тест, небольшая контрольная работа), через домашнее задание (ВСР – внеаудиторная самостоятельная работа). Приёмы стимулируют речемыслительную деятельность студентов и наиболее полно способствуют реализации развивающей цели обучения. Они позволяют по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления студентов. Для преподавателя рефлексия обучающихся - это помощь в постановке задач и планирования следующего урока.
Применяя на каждом уроке разные приёмы рефлексии, можно проследить, как меняется эмоциональное состояние человека в процессе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Очень важно создать атмосферу для развития-саморазвития обучающегося.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, таких как самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Обязательна рефлексия самого преподавателя. Он должен уметь оценить свой урок. Существует разнообразие памяток для самоанализа урока. Приведу один из примеров.
Каковы был замысел, план проведения занятия и почему?
- Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
- Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
- Как занятие работает на последующие уроки, темы, раздела (связь с другими дисциплинами)?
- Как были учтены при подготовке к занятию программные требования, образовательные стандарты (ПК, ОК)?
- В чём видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
- Как и почему была выбранная именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
- Какие психологические особенности студентов, группы были учтены при подготовке к уроку?
- Какие главные задачи решались на уроки (структура урока)?
- Какие и почему были выбраны методы, формы, приёмы урока? Как прошло взаимодействие педагога и обучающихся.
Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока (какие, почему, к чему привели)?
Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
Каковы причины успехов и недостатков проведённого занятия? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития преподавателя. Прекращается профессиональный рост педагога тогда, когда он начинает довольствоваться достигнутым. Пока педагог рефлектирует, он развивается. А с ним развивается обучающийся.
Список литературы:
Анализ урока: типология, методики, диагностика/ авт.-сост. Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 121 с.
Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. Изд-во: М.-гос. Ун-т печати, 2002.-145 с.
Модулина О. Рефлексия как способ вхождения педагога в инновационную деятельность.// Народное образование № 4. 2008.
Татарко Н.В. Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы с применением современных образовательных технологий. www.openglass.ru