12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна3845
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

           Модульные технологии как средство повышения качества обучения

Шишкина Л.Н. Преподаватель высшей категории, преподаватель-методист. Модульные технологии как средство повышения качества обучения: Методические рекомендации. – Алчевск: АСК ФГБОУ ВО «Дон ГТУ», 2024. –17с.

Сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать профессиональное образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности будущих рабочих, является технология модульного обучения.

t1713375984aa.jpg

«Мы страдаем переоценкой знаний.

Они никогда не должны занимать первое и господствующее место.

Для многих было бы лучше, если бы они меньше знали,

но зато больше делали.

Ведь от чрезмерного обилия знаний обычно дурачатся.

Нам не хватает сильных, энергичных людей.

Не будем забивать головы учащихся кучей учебного материала

и тем самым способствовать формированию односторонних людей!

Больше пространства для свободно развивающейся силы!»

Дистервег А.

       Введение

В современных условиях в период роста объема информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающему поколению должно быть личностно – ориентированным. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Это означает изменение приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять ее для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо научить обучающегося брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно – иллюстративного метода обучения на деятельный, при котором обучающийся становится активным субъектом учебного процесса. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности обучающихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основные задачи: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение.

Сущность его состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает целей учебно – познавательной деятельности в процессе работы над модулем, объединяющим цели обучения, учебный материал с указанием задач, рекомендаций по выполнению этих задач. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, потому что их ждет не простая жизнь, где все нужно уметь делать самому.

Система модульного обучения ориентирована не на форсированное прохождение учебного материала, а на целенаправленное формирование системы знаний, развития у обучающихся аналитического, логического мышления, критически мыслящей самообучающейся личности.

Однако от традиционного понимания модульного обучения, как блоковой (модульной) подачи материала (лекция - урок изучения нового материала; семинар, исследования, лабораторная работа - уроки совершенствования знаний, умений, навыков; коллоквиум, зачет - контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений), мы ориентируемся на многомерную модель работы с обучающей информацией на всех этапах ее усвоения и трансформации.

В то же время важнейшие компоненты модульного обучения (алгоритмический подход в обучении, определенным образом оформленные дидактические материалы, рейтинговая система оценивания, таксономия учебных целей и задач) принципиально важны для их гармоничного включения в новую технологическую структуру.

По сути, все современные образовательные технологии заимствуют друг у друга те или иные технологические приемы. Интеграция технологий – процесс закономерный. В технологии модульного обучения также используются приемы технологий критического мышления, интерактивного обучения, проектная технология и т.д.

Ключевым дидактическим материалом в режиме модульного обучения есть индивидуальные матрицы. Они издаются каждому ученику и состоят из алгоритма учебных задач, направленных на самостоятельное творческое усвоение учебного материала, создание целого ряда продуктов учащейся учебной деятельности, являющегося конкретным воплощением идеи портфолио, обучающегося и критерием для формирования его содержания.

Появление модульного метода – попытка устранить недостатки следующих существующих методов профессиональной подготовки:

направленность профессиональной подготовки на получение профессии в целом, а не на выполнение конкретной работы, что мешало устраиваться на работу выпускникам учебных заведений;

негибкость подготовки требований отдельных производств и технологических процессов;

несоответствие подготовки достаточно сильно дифференцированному общеобразовательному уровню разных групп населения;

отсутствие учета индивидуальных особенностей обучающихся (рис1.)

t1713375984ab.png

Рис.1-Модульная технология

В настоящее время в Алчевском строительном колледже, где я работаю, учатся обучающиеся с разными учебными возможностями. Лишь некоторые учатся на «хорошо» и «отлично», есть обучающиеся с очень низкими учебными способностями, остальные – обучающиеся, которых можно охарактеризовать как «тихих троечников». Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность обучающихся, включить в учебный процесс каждого обучающегося в группе. Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема технология модульного обучения. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одногруппниками и педагогом, уметь отвечать за результаты своего труда. Я решила опробовать эту технологию на уроках теоретического обучения.

Особенности модульной технологии обучения

Модульное обучение профессии состоит в последовательном усвоении учащимся модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных сменах рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса.

Особенности модульного обучения заключаются в том, что обучающийся частично или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему учебной программой, которая включает в себя целевую программу действий, базы информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей. В этом случае функции преподавателя могут изменяться от информационно – контролирующих к консультационно – координирующим.

Технология модульного обучения основана на объединении принципов системного квантования и модульности. Первый принцип составляет методологическую основу теории «сжатия», «сворачивания» учебной информации. Второй принцип является нейрофизиологической основой метода модульного обучения.

При модульном обучении нет строго заданного срока обучения. Он зависит от уровня подготовленности обучающегося, его предварительных знаний и умений, желаемого уровня получаемой квалификации. Учеба может прекратиться после овладения любого модуля. Ученик может изучить один или несколько модулей и получить узкую специализацию или овладеть всеми модулями и получить широкопрофильную профессию.

Для выполнения работы на конкретном предприятии все модульные единицы и модульные элементы можно не изучать, а только необходимые для выполнения работы на конкретном рабочем месте. Кроме того, профессиональные модули могут состоять из модульных единиц, которые относятся к разным специальностям и различным областям деятельности. Может быть широкопрофильная профессия, связанная с использованием одной и той же производственной деятельности в разных отраслях.

Указанные выше принципы модульной системы профессионального образования позволяют обратить внимание на следующие ее положительные качества:

-достигается мобильность знаний в структуре профессиональной компетентности работника путем замены устаревших модульных единиц на новые, содержащие новую и перспективную информацию;

-управление обучением учащихся является минимальным. Это позволяет решить проблемы с будущим обучением и повышением квалификации рабочих кадров и специалистов;

-благодаря четким, кратким записям учебной информации при конструировании дидактических модулей, приучает педагогов и учащихся к краткому выражению мнений и суждений;

-время усвоения информации, записанной в дидактическом модуле, по сравнению с традиционными формами предоставления учебного материала в 10 – 14 раз;

-сокращается учебный курс на 10-30% без потерь полноты преподавания и глубины усвоения учебного материала за счет действия фактора «сжатия» и «отклонения» учебной информации, излишней для данного вида работ или деятельности;

-происходит самообучение с регулированием не только скорости работы, но и содержания учебного материала;

-достигается декомпозиция профессии (специальности) на завершенные в целевом и содержательном отношении части (модулей, блоков), имеющие самостоятельные значения;

-возможность обучения нескольким профессиям на основе усвоения разных профессиональных блоков с учетом конкретной производственной деятельности.

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая разработка возникает там и тогда, когда в образовательной системе верно выделяется учебная деятельность обучающегося как системное свойство.

Возможности модульной технологии огромны, потому что благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает ученик, а учитель руководит его обучением – мотивирует, организует, консультирует, контролирует.

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет обучающимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. При этом необходимо, чтобы каждый обучающийся осознал цель урока, что изучить и на чем сосредоточить свое внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой обучающегося. При такой организации он может общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока обучающиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом выходит, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «исходного контроля», проводимого в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях обучающихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

-гарантированное достижение результатов обучения;

-паритетное отношение учителя и обучающихся;

-возможность работы в парах, в группах;

-возможность общения с одногруппниками;

-возможность выбора уровня обучения;

-возможность работы в индивидуальном темпе;

-раннее предъявление конечных результатов обучения;

-«мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Особенность данной технологии состоит в:

-блочно – модульном способе изучения предмета;

-изменении роли учителя на уроке – он управляет работой обучающихся, то есть мотивирует, организует, контролирует их деятельность, проводит консультации;

-преобладание самостоятельной работы при изучении нового материала в учебной деятельности обучающихся;

-применении нестандартной системы оценки, ликвидирует у обучающихся страх перед «двойкой» и позволяет учителю оценивать всех обучающихся;

Ценность технологии заключается в:

-авторском методическом сопровождении (технологические карты по темам, методические пособия для каждого обучающегося);

-уникальном авторском дидактическом материале;

-создании условий для ликвидации перегрузки обучающихся;

-предоставление обучающимся возможности выбирать свой способ обучения по альтернативе.

Проектирование учебной деятельностью является характерным признаком педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики.

В чем преимущество модульной технологии перед другими технологиями:

-в данной технологии закладывается цель обучения;

-учитывается базовая подготовка обучения (обучающиеся умеют читать в разных темпах и усвоение материала для каждого индивидуально);

-у обучающихся есть возможность выбрать свой способ обучения по альтернативе;

-постоянный контроль и самоконтроль уровней знаний позволяет перейти от простых алгоритмов к более сложным – творчески применить знания, полученные при модульном обучении.

И вот здесь важно осознать: эффективность процесса обучения будет намного выше, если обучающийся сможет учиться сам, а учитель руководить его обучением, мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогают друг другу, оценивают работу свою и своего товарища. Особое внимание уделяется тому, чтобы каждый ученик осознал цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чем сосредоточить внимание.

В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

t1713375984ac.png

Рис.2- Составляющие модульного обучения

При организации модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по модулям, концентрированное изложение основного материала темы, определение задач для самостоятельной деятельности каждого учащегося и группы с учетом дифференцированного подхода к обучающимся с разным уровнем учебно – познавательных способностей.

Понятие «модуль» представляет любую автономную, укрупненную часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:

-учебная цель (целевая программа);

-банк информации (собственный учебный материал в виде учебных программ);

-методическое руководство;

-контрольная работа.

Блок – группа знаний и навыков, которые ученик должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых обучающийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является обучающей программой или планом.

           В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:

1 модуль (1-2 урока) - устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при представлении домашнего задания обращается внимание на:

1) теоретический материал;

2) опережающие задачи;

3) изготовление карточек.

2 модуль (2-4 урока) – использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где обучающиеся под руководством учителя работают с разными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.

3 модуль (1-2 урока) – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.).

4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний, обучающимся предлагается контрольная или зачетная работы.

Модульный урок имеет свои особенности:

-каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации – это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;

-целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности.

 Учебное содержание  – средство для достижения целей этого важного процесса.

Готовить модульные уроки непросто.

Требуется большая предварительная работа:

-Тщательно проработать весь учебный материал и каждый урок отдельно.

-Выделить главные основополагающие идеи.

-Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (учебных элементов УЭ - 0), где указывается, что к концу занятия обучающийся должен изучить, знать, понять, определить.

-Определить содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждый из них, и вид работы обучающихся.

-Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты.

-Приступить к написанию методического пособия для обучающихся (технологическая карта).

-Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по количеству обучающихся в каждой группе.

Алгоритм составления модульного урока:

-Определение места модульного урока в этой теме.

-Формулировка темы урока.

-Определение и формулирование целей урока и конечных результатов обучения.

-Подбор необходимого фактического материала.

-Отбор методов и форм преподавания и контроля.

-Определение способов учебной деятельности обучающихся.

-Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и цель каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие:

УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ – 1 – включает задачи по выявлению уровня исходных знаний по теме, задачи по овладению новым материалам.

УЭ – n – включает исходный контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, собственной работы на базе оценки окружающих).

Модульные программы

Модульные программы – это программа деятельности обучающихся по изучению любой темы.

Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

-Определение целей обучения для обучающихся и их формулировки.

-Отбор содержания.

-Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения:

1) определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);

2) блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);

3) контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

-Подбор литературы для обучающихся (желательно указать список обязательной и дополнительной литературы).

-Написание модульной программы (желательно печатный материал).

-Распечатка модульных программ для каждого обучающегося.

                        Технологические карты

Технологическая карта – особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычной планировкой. В ней указывается тема, количество часов на ее изучение, цель обучения, тип урока, форма контроля качества усвоения учебного материала и освоения способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные навыки и умения, формируемые при изучении темы.

Технологическая карта конструирования темы или раздела

• № урока – модуля в разделе

• № урока модуля в теме

Тема урока

Триединая цель урока (темы)

Дифференцированная цель урока для

Что должен знать обучающийся в конце темы

Формируемая область понимания

Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков

Воспитание на материалах темы

Тип урока и примененной педагогической технологии

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка

Учет контроля

Ведомость учета контроля учитель раздает каждому ученику перед уроком (или в конце изучения целого блока). Из этой ведомости обучающийся сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

t1713375984ad.png

Рис.3- Ведомость учета контроля

t1713375984ae.png

Рис.4- Критерии оценивания

Деятельность преподавателя при использовании модульной технологии

Деятельность преподавателя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью обучающихся по овладению обучающим содержанием, что возможно только в том случае, если обучающиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. д. То есть, прежде чем учить обучающихся профессии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать, а дальше в процессе обучения использовать эти знания для овладения новым содержанием.

Для работы с печатным модулем обучающиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать. Для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, обучение.

t1713375984af.jpg


Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии:

-Недостаточная подготовка педагогов и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.

-Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.

-Недостаточная подготовка обучающихся к самостоятельной работе.

-Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приемами) учебной деятельности.

t1713375984ag.png

Рис.4-Памятка для работе по модулю

Условия результативности:

-предметная и методическая компетентность педагога, высокий уровень педагогической культуры;

-тщательный отбор и подготовка учебного и дополнительного материала;

-учет базовой подготовки обучения обучающихся, применение дифференцированного подхода;

-постоянный контроль и самоконтроль уровня знаний, позволяющий переходить от простых алгоритмов к более сложным, творчески применять знания, полученные при модульном обучении.

Роль учителя на модульном уроке – управление работой обучающихся, а не контроль и давление, как это бывает часто. При такой организации урока педагог имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных.

Особенность и в том, что в ходе урока обучающиеся получают много оценок, которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка перестает быть приговором для ученика. Получив неудовлетворительную оценку, обучающийся может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляются оценки только итогового тематического контроля (исходного контроля), который проводится в конце изученной темы.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если обучающийся отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то для него домашнего задания нет. Если в ходе работы в колледже учеником допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Модульное обучение активизирует обучающихся, поэтому желающим предлагаются задачи творческого характера (например, составить кроссворд на тему, рефераты,презентации и т.п.), при выполнении которых оценка выставляется в журнал.

Проводить модульные уроки, а главное – готовить их, конечно же, непросто. Нужна большая предварительная работа.

Значение модульной технологии

-Данная технология – стимул для повышения профессионального мастерства педагога.

-Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.

-Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обучаемости учащихся.

-Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для учащегося, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе «учитель – ученик» занимает обучающийся, выполняющий задачи в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, отвечающей его индивидуальным возможностям.

-Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого учащегося исключает нарушение дисциплины.

-Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу обучающегося с текстами учебника, справочника, научно-популярной литературы; наблюдение; экспериментальная работа.

-При выполнении заданий обучающийся может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Все это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

-Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала обучающимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

-Необходимо проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные письма учета контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

-Результаты работы по модульной технологии таковы: увеличился объем работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация труда, чаще работали в парах, увеличилась накопительность оценок.

Заключение

Одним из наиболее важных преимуществ модульного обучения является тесная взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков и умений, так как каждый раз после получения определенного объема теоретической информации обучающийся сразу же закрепляет ее практически. При этом будет делать нужное действие до тех пор, пока оно не будет отлично выходить. При этом появляется очень важная в процессе обучения связь теории с практикой.

При проверке знаний обучающийся проходит модульные тесты. Если результаты неудовлетворительны, обучающийся может повторно изучать необходимый материал до тех пор, пока не будут достигнуты хорошие результаты обучения. Это проявление закона эффекта.

Модульная технология обучения предполагает проведение в один и тот же день теоретических занятий и производственного обучения. Этим достигается положительный эффект, так как не существует разногласий в промежуток времени между изучением теории и выполнением практических работ. Поэтому в расписании следует планировать 2,5-3 учебных дня в неделю для изучения специального курса, в которых предусматривать 1,5-2 часа для изучения теории и 4.5-6 часов – для проведения практических занятий.

Это очень важно, потому что каждый человек обладает разными умственными способностями. В предметной системе обучения очень высокий уровень неуспеваемости обусловлен именно этим. Предположим, преподаватель заинтересовал ученика определенной темой, человек уже полностью готов к получению новой хорошо усвоившейся информации. Но существуют еще и другие учащиеся, которым пока эта тема неинтересна. В то время пока преподаватель будет пытаться заинтересовать (приводить в состояние готовности получить новую дозу информации) других, первый ученик устанет ждать и потеряет интерес к данной теме. То же самое можно сказать и о жестких временных рамках обучения. Мне известно множество случаев, когда обучающиеся в начале обучения просто теряют интерес к нему, хотя вначале всего учебного процесса стремился к знаниям. Причина всегда одна – для одних процесс изучения определенного материала слишком длительный и его постоянное повторение утомляет, для других же слишком мало времени, из-за чего ученики начинают отставать, им становится трудно догнать других и, наконец, им просто надоедает эта вечная гонка, поэтому они теряют любой интерес к обучению.

Модульная технология обучения очень актуальна в современном мире, так как она нацелена на психологические особенности каждой личности.

Литература:

1. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999, №5.

2. Микуляк О.П., Матвеев Г.П., Костюченко М.П. и др. Модульная технология обучения – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2002. – 246с.

3. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. Москва,1998г.

4.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва,1996г.

5. Шматков Е.В., Коваленко Е.Е. Методика профессионального обучения. Часть 2. – Харьков, 2002. – 214с.

Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.