Методическая разработка «Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей»
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Слайд 1. Одним из требований нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.
Передо мной стал вопрос: как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал, и как следствие повысить качество обучения.
В связи с этим я выбрала тему по самообразованию «Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей».
Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Учитель должен понимать, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования.
Слайд 2. Применение ИКТ на уроках позволяет :
усилить положительную мотивацию обучения;
активизировать познавательную деятельность обучающихся;
реализовать идеи развивающего обучения;
повысить темп урока;
увеличить объем самостоятельной
работы обучающихся; повысить качество образования;
Слайд 3. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, презентации, различные тесты, задания, развивающего характера. Я превращаю презентацию в увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт мне возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков
Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
На уроках математики я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Например , тренажёры формирующие вычислительные навыки. Использование алгоритмов деления «углом», геометрический материал, различные задания к устному счёту. Интерес к урокам математики вырос.
Для развития интереса к урокам русского языка обучающимся предлагаю творческие задания, кроссворды, ребусы по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Интересно проходит работа со словарными словами, используются различные тренажёры с макрософами по проверки знаний по определённой теме , где ребята сразу попадают в ситуацию успеха, так как если они ошибаются у них есть возможность получить подсказку и исправить ошибку. За свою работу ученики сразу получают оценку.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я применяю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.
Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.
Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Например, уроком презентацией стал урок «Отечественная война 1812 года» или создание проектов «Знаменитые люди России» .
В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Золотая Хохлома. С помощью слайдов у меня есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.
Большинство учителей начальной школы сталкиваются с проблемой проведения уроков технологии по различным техникам . Детям порой сложно наглядно продемонстрировать этапы работы.
Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, предлагаю самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:
в составлении кроссворда, ребуса по теме,
в подготовке различных творческих сообщений;
в изготовлении презентаций и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слайд 4. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Таким образом, использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса.
Использования ИКТ на уроках в начальной школе позволило мне:
- повысить эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке). По итогам первого полугодия дети успешно справились с программой.
- расширить объем предъявляемой учебной информации, что расширяет кругозор обучающихся;
- улучшить организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повысить качество контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
- повысить интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшилось качество образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;
Я уверена, что ИКТ на уроках не только возможны, но и необходимы. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем я еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.
СЛАЙД 5
«Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей».