Индивидуальный маршрут психолого-педагогического развития ребенка ОВЗ с УО вариант 1
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического развития ребенка ОВЗ с УО вариант 1
Пояснительная записка
Индивидуальный маршрут разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы образовательного учреждения по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Умственная отсталость (УО) — это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и поведения.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:
Низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
Замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная активность;
Недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, быстрота забывания, запоминание механическое
Низкий уровень развития внимания в следствие быстрой истощаемости психических процессов и органического поражения головного мозга;
Недостаточное развитие мелкой моторики;
Очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;
Очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной деятельности не выражен;
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость: отсутствие воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая самооценка, проявление агрессивности, импульсивность, расторможенность, эйфорический фон настроения и др.;
Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя, школьной дисциплине);
Состояние нервной системы ослаблено- дети отказываются от выполнения уже начатой деятельности, у них появляются головные боли, что приводит к повышенной истощаемости и низкой работоспособности;
Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны.
Данный маршрут кроме развития всех психических процессов ориентирован и на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Цель: создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения. Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных качеств.
Задачи:
1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).
3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Принципы:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
3. Принципы общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающегося, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащейся развивался навык переноса обработки информации, следовательно механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
6. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Методы и приемы работы:
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:
использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);
пошаговость предъявления материала,
использование заданий в наглядно-действенном и наглядно–образном плане,
речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения,
учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей,
эмоционально окрашенная подача материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
Сенсомоторное развитие. Сенсорное развитие – это фундамент умственного развития включает формирование восприятия, овладение сенсорными эталонами, формирование познавательных ориентировочных действий, формирование представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Формирование пространственных и временных представлений. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимодействий между предметами и явлениями.
Развитие мнемических процессов:
тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
развитие тактильной и кинестетической памяти.
Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:
развитие слухомоторной координации;
развитие зрительно-моторной координации;
развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.
Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
регуляция простейших двигательных актов;
формирование умения ориентировки в задании;
формирование умения планирования этапов выполнения задания;
формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков. Это направление решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умений согласовывать движение, целенаправленно выполнять действия и серии действий по инструкции педагога.
Развитие общей моторики. Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.
Структура программы:
Тематика развивающих занятий включает 4 основных блока:
Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов).
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
Самопознание (7 часов).
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (6 часов).
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов).
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – по 1 ч.
Условия реализации программы:
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Формы работы по реализации программы: индивидуальная
Содержание программы
Тема занятия | Задачи |
Входная диагностика | 1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы |
Развитие и коррекция познавательной сферы | |
«Определи игрушку», «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант» | 1. Увеличение объема внимания учащихся; 2. коррекция внимания и развитие наблюдательности; 3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру |
«Что изменилось», «Запретное движение», «Кто летает?», «Корректурная проба» | 1. Увеличение уровня распределения внимания; 2. коррекция избирательности внимания; 3. воспитание настойчивости и выдержки |
«Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Выделение главных существенных признаков», «Выдели главное» | 1. Усиление концентрации и устойчивости внимания; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости). |
«Геометрические фигуры», «Найди отличия», «Выделение главных существенных предметов», «Выдели главное вокруг» | 1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность; 2. развитие адекватных представлений о своих возможностях; 3. формирование умения доводить начатое дело до конца. |
«Продолжи ряд», «Закономерности», «Какое время года?», «Электронная муха» | 1. Обучение приемам запоминания; 2. развитие и коррекция слуховой памяти; 3. воспитание настойчивости и выдержки. |
«Четвертый лишний», «Запомни», «Назови», «Я знаю пять названий» | 1. Тренировка кратковременной зрительной памяти; 2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти; 3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру. |
«Найди сочетание букв», «Найди сочетание цифр», «Пересекающаяся линия», «Копируем и различаем» | 1.Развитие ассоциативной памяти; 2. формирование полноты воспроизведения словесного материала; 3. воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание. |
«Покажи какие цифры нарисованы неправильно», «Покажи какие буквы нарисованы неправильно», «Сочетания», «Путаница» | 1. Формированиемыслительных навыков: классификация; 2. развитие интересов и познавательной активности; 3. воспитание положительного отношения к учебе. |
«Найди «спрятанные» треугольники и обведи их», «Кто похож?», «Покажи общее», «Запрещенные движения» | 1. Формирование мыслительных навыков: обобщение; 2. коррекция тактильно-двигательного восприятия; 3. воспитание самоконтроля, трудолюбия. |
«Покажи какие фигуры похожи», «Найди и обведи», «Следуем вместе», «Дорожки» | 1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений; 2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни; 3. воспитание интереса к различным видам деятельности |
Самопознание | |
«Узнай себя», «Познаем вместе», «Что такое мы?», «Зачем нужно знать себя?» | 1. Формирование мотивации к самопознанию; 2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира; 3. воспитание самостоятельности, самоконтроля |
«Руки, ноги, голова», «Чье это тело?», «Ощущаем себя», «Мое тело» | 1. Закрепление знаний о своем теле; 2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях; 3. воспитание внимательного отношения к окружающим |
«Честность», «Правда, светлее солнца», «Твой мир», «Мой волшебный мир» | 1.Формирование способности познавать свой внутренний мир; 2. развитие навыков самопознания; 3. гармонизация эмоционального состояния |
«Волшебный мир», «Что легче?», «Ценим себя», «Самоценность» | 1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»; 2. развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя; 3. воспитание уверенности в себе |
«Кто взял карандаш?», «Дорогою добра», «Делаем хорошо», «Мои достижения» | 1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики; 2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки; 3. воспитание самостоятельности, рассудительности. |
«Мы очень рады!», «Лучшее настроение!», «Как я себя чувствую?», «Буду делать хорошо и не буду плохо» | 1. Формирование навыка уверенного поведения; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность. |
«Справедливо относимся к другим», «Быть честным», «Давай сделаем вместе», «Взаимодействие» | 1. Дать представление о значении совместной работы в жизни человека; 2. развитие навыков общения; 3. воспитание общительности, чуткости |
Развитие коммуникативных навыков | |
«Школа вежливости», «Вежливый ребенок», «Смотри на меня», «Как мы видим друг друга?» | 1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей; 2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека; 3.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки |
«Волшебные слова», «Рисуем вместе», «Другие и я», «Я глазами других» | 1. Формирование способности к самопознанию; 2. развитие способности принимать друг друга; 3. воспитание уважения друг к другу |
«Если вы вежливы», «Фотограф», «Понимаем дружбу», «Дружба начинается с улыбки» | 1.Формирование наблюдательности и умения слушать другого; 2. развитие умения вступления в контакт. 3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека |
«Взгляды», «Волшебный мешочек», «Переглядки», «Разговор взглядов» | 1.Формирование умения понимать друг друга; 2. коррекция форм общения, обогащение его содержания; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу |
«Пожалуйста», «Спасибо», «Общаемся хорошо», «Умеем ли мы вежливо общаться?» | 1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»; 2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу |
«Давайте вместе», «Как вести себя?», «Вежливое поведение», «Поведение в общественных местах» | 1.Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание навыков культурного поведения |
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | |
«Давайте познакомимся», «Тренируем эмоции»,«Пойми меня», «Восприятие мира» | 1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств; 2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу |
«Мое имя», «Улыбка»,«Воспринимаем чувства», «Чувства и поступки» | 1. Формирование умения выражать свои чувства; 2. развитие эмоциональных и волевых процессов; 3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки |
«Чей голос?», «Связующая нить», «Воспринимаем мир», «Стресс» | 1. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; 2. развитие осознанности своего психоэмоционального состояния; 3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле) |
«Веселые и грустные краски», «Подари движение», «Что такое эмоции?», «Почему некоторые привычки бывают вредными» | 1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»; 2. развитие представлений об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью; 3. воспитание ответственности, самоконтроля |
«Внимательный ребенок», «Угадай кто?», «Наши органы чувств», «Я отвечаю за свое решение» | 1. Формирование навыков противостояния групповому давлению; 2. развитие способности принимать собственное решение; 3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности |
«Мое настроение», «Автопортрет», «Сам про себя», «Хозяин своего «Я»» | 1. Формирование умения контролировать свое поведение; 2. развитие способности управлять собственными поступками; 3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия. |
«Прогулка», «Разыщи радость», «Что такое ссора?», «Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях» | 1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт; 2. развитие умения выходить из проблемной ситуации; 3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля |
«Мишки и шишки», «Держи себя», «Без дисциплины жить – добру не быть», «Надо ли уметь сдерживать себя?» | 1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления; 2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева; 3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки |
«На память», «Радость», «Жить и не тужить», «Жизнь в радость» | 1. Формирование умения контролировать свое поведение; 2. развитие способности управлять собственными поступками; 3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия. |
Итоговая диагностика | 1. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. 2.сравнение результатов с полученными в начале учебного года. |
Ожидаемые результаты реализации программы:
Повышение продуктивности внимания;
Развитие мышления, памяти;
Развитие мелкой моторики;
Развитие навыков совместной деятельности;
Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
Развитие адекватной самооценки;
Развитие коммуникативных умений и навыков;
Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
Гармонизация психоэмоционального состояния;
Овладение методам саморегуляции;
Социализация и адаптация в современном обществе.
Средства контроля коррекционно-развивающих занятий:
В целях отслеживания результатов работы, с обучающейся проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 2-х этапов – первичной, итоговой.
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
Эффективная динамика развития ребенка намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности.
Список литературы
Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».- СПб.: Речь, 2006г.
Галкина В.А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью в процессе обучения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 4. С. 66-75.
Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. – М.: НПО «Образование», 1995. – 400 с.
Защиринская О.В., Кулага П.Ю. Дизонтологические особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 3. С. 97-104.
Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001г.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2002
Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007.
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2013. – 288 с.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофихиологии: Практическое руководство для учителей родителей. – М., 2001.
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2015.