Индивидуальный маршрут психолого-педагогического развития ребенка ОВЗ с УО вариант 1

2
0
Материал опубликован 2 November 2023 в группе

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического развития ребенка ОВЗ с УО вариант 1

Пояснительная записка

Индивидуальный маршрут разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы образовательного учреждения по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Умственная отсталость (УО) — это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и поведения.

Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:

 Низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

Замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная активность;

Недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, быстрота забывания, запоминание механическое

Низкий уровень развития внимания в следствие быстрой истощаемости психических процессов и органического поражения головного мозга;

Недостаточное развитие мелкой моторики;

Очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;

Очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной деятельности не выражен;

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость: отсутствие воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая самооценка, проявление агрессивности, импульсивность, расторможенность, эйфорический фон настроения и др.;

Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя, школьной дисциплине);

Состояние нервной системы ослаблено- дети отказываются от выполнения уже начатой деятельности, у них появляются головные боли, что приводит к повышенной истощаемости и низкой работоспособности;

Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. 

Данный маршрут кроме развития всех психических процессов ориентирован и на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

Цель: создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения. Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных качеств.

Задачи:

1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).

2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

Принципы:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

3. Принципы общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающегося, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащейся развивался навык переноса обработки информации, следовательно механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

6. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Методы и приемы работы:

В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:

использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);

пошаговость предъявления материала,

использование заданий в наглядно-действенном и наглядно–образном плане,

речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения,

учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей,

эмоционально окрашенная подача материала.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Основные направления коррекционной работы:

Сенсомоторное развитие. Сенсорное развитие – это фундамент умственного развития включает формирование восприятия, овладение сенсорными эталонами, формирование познавательных ориентировочных действий, формирование представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Формирование пространственных и временных представлений. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимодействий между предметами и явлениями.

Развитие мнемических процессов:

тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

развитие тактильной и кинестетической памяти.

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

развитие слухомоторной координации;

развитие зрительно-моторной координации;

развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

регуляция простейших двигательных актов;

формирование умения ориентировки в задании;

формирование умения планирования этапов выполнения задания;

формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков. Это направление решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умений согласовывать движение, целенаправленно выполнять действия и серии действий по инструкции педагога.

Развитие общей моторики. Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.

Структура программы:

Тематика развивающих занятий включает 4 основных блока:

Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов).

Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.

Самопознание (7 часов).

Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (6 часов).

Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов).

Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.

Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – по 1 ч.

Условия реализации программы:

Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся 1 раза в неделю.

Формы работы по реализации программы: индивидуальная


Содержание программы

Тема занятия

Задачи

Входная диагностика

1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы

Развитие и коррекция познавательной сферы

«Определи игрушку»,

«Найди пару»,

«Найди, где спрятано»,

«Графический диктант»

1. Увеличение объема внимания учащихся;

2. коррекция внимания и развитие наблюдательности;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру

«Что изменилось»,

«Запретное движение»,

«Кто летает?»,

«Корректурная проба»

1. Увеличение уровня распределения внимания;

2. коррекция избирательности  внимания;

3. воспитание настойчивости и выдержки

«Запомни и найди»,

«Бессмысленные слова»,

«Выделение главных существенных признаков»,

«Выдели главное»

1. Усиление концентрации и устойчивости внимания;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).

«Геометрические фигуры»,

«Найди отличия»,

«Выделение главных существенных предметов»,

«Выдели главное вокруг»

1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;

2. развитие адекватных представлений о своих возможностях;

3. формирование умения доводить начатое дело до конца.

«Продолжи ряд»,

«Закономерности»,

«Какое время года?», 

«Электронная муха»

1. Обучение приемам запоминания;

2. развитие и коррекция слуховой памяти;

3. воспитание настойчивости и выдержки.

«Четвертый лишний»,

«Запомни»,

«Назови»,

«Я знаю пять названий»

1. Тренировка кратковременной зрительной памяти;

2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

«Найди сочетание букв»,

«Найди сочетание цифр»,

«Пересекающаяся линия»,

«Копируем и различаем»

1.Развитие ассоциативной памяти;

2. формирование полноты воспроизведения словесного материала;

3. воспитание личностных мотивов запоминания,  умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание.

«Покажи какие цифры нарисованы неправильно»,

«Покажи какие буквы нарисованы неправильно»,

«Сочетания»,

«Путаница»

1. Формированиемыслительных навыков: классификация;

2. развитие интересов и познавательной активности;

3. воспитание положительного отношения к учебе.

«Найди «спрятанные» треугольники и обведи их»,

«Кто похож?»,

«Покажи общее»,

«Запрещенные движения»

1. Формирование  мыслительных навыков: обобщение;

2. коррекция тактильно-двигательного восприятия;

3. воспитание самоконтроля, трудолюбия.

«Покажи какие фигуры похожи»,

«Найди и обведи»,

«Следуем вместе»,

«Дорожки»

1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений;

2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни;

3. воспитание интереса к различным видам деятельности

Самопознание

«Узнай себя»,

«Познаем вместе»,

«Что такое мы?»,

«Зачем нужно знать себя?»

1. Формирование мотивации к самопознанию;

2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира;

3. воспитание самостоятельности, самоконтроля

«Руки, ноги, голова»,

«Чье это тело?»,

«Ощущаем себя»,

«Мое тело»

1. Закрепление знаний о своем теле; 

2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях;

3. воспитание внимательного отношения к окружающим

«Честность»,

«Правда, светлее солнца»,

«Твой мир»,

«Мой волшебный мир»

1.Формирование способности познавать свой внутренний мир;

2. развитие навыков самопознания;

3. гармонизация эмоционального состояния

«Волшебный мир»,

«Что легче?»,

«Ценим себя»,

«Самоценность»

1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»;

2.  развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя;

3. воспитание уверенности в себе

«Кто взял карандаш?»,

«Дорогою добра»,

«Делаем хорошо»,

«Мои достижения»

1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики;

2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки;

3. воспитание самостоятельности, рассудительности.

«Мы очень рады!»,

«Лучшее настроение!»,

«Как я себя чувствую?»,

«Буду делать хорошо и не буду плохо»

1. Формирование навыка уверенного поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность.

«Справедливо относимся к другим»,

«Быть честным»,

«Давай сделаем вместе»,

«Взаимодействие»

1. Дать  представление о значении совместной работы в жизни человека;

2. развитие навыков общения;

3. воспитание общительности, чуткости

Развитие коммуникативных навыков

«Школа вежливости»,

«Вежливый ребенок»,

«Смотри на меня»,

«Как мы видим друг друга?»

1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей;

2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека;

3.воспитание  чувства личной ответственности за свои дела и поступки

«Волшебные слова»,

«Рисуем вместе»,

«Другие и я»,

«Я глазами других»

1. Формирование способности к самопознанию;

2. развитие способности принимать друг друга;

3. воспитание уважения друг к другу

«Если вы вежливы»,

«Фотограф»,

«Понимаем дружбу»,

«Дружба начинается с улыбки»

1.Формирование наблюдательности  и умения слушать  другого;

2. развитие умения вступления в контакт.

3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека

«Взгляды»,

«Волшебный мешочек»,

«Переглядки»,

«Разговор взглядов»

1.Формирование умения понимать друг друга;

2. коррекция форм общения, обогащение его содержания;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

«Пожалуйста»,

«Спасибо»,

«Общаемся хорошо»,

«Умеем ли мы вежливо общаться?»

1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;

2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

«Давайте вместе»,

«Как вести себя?»,

«Вежливое поведение»,

«Поведение в общественных местах»

1.Формирование положительного отношения к  общепринятым нормам поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание навыков культурного поведения

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Давайте познакомимся»,

«Тренируем эмоции»,

«Пойми меня»,

«Восприятие мира»

1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств;

2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

«Мое имя»,

«Улыбка»,

«Воспринимаем чувства»,

«Чувства и поступки»

1. Формирование умения выражать свои чувства;

2. развитие эмоциональных и волевых процессов;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

«Чей голос?»,

«Связующая нить»,

«Воспринимаем мир»,

«Стресс»

1. Формирование умения  идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

2. развитие  осознанности своего психоэмоционального состояния;

3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле)

«Веселые и грустные краски»,

«Подари движение»,

«Что такое эмоции?»,

«Почему некоторые привычки бывают вредными»

1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»;

2. развитие представлений  об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью;

3. воспитание ответственности, самоконтроля

«Внимательный ребенок»,

«Угадай кто?»,

«Наши органы чувств»,

«Я отвечаю за свое решение»

1. Формирование навыков противостояния групповому давлению;

2. развитие способности принимать собственное решение;

3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности

«Мое настроение»,

«Автопортрет»,

«Сам про себя»,

«Хозяин своего «Я»»

1. Формирование  умения контролировать свое поведение;

2. развитие способности управлять собственными поступками;

3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия.

«Прогулка», «Разыщи радость»,

«Что такое ссора?»,

«Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях»

1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт;

2. развитие умения выходить из проблемной ситуации;

3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля

«Мишки и шишки»,

«Держи себя»,

«Без дисциплины жить – добру не быть»,

«Надо ли уметь сдерживать себя?»

1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления;

2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

«На память»,

«Радость»,

«Жить и не тужить»,

«Жизнь в радость»

1. Формирование  умения контролировать свое поведение;

2. развитие способности управлять собственными поступками;

3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия.

Итоговая диагностика

1. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение  эмоционально-волевой сферы.

2.сравнение результатов с полученными в начале учебного  года.


Ожидаемые результаты реализации программы:

Повышение продуктивности внимания;

Развитие мышления, памяти;

Развитие мелкой моторики;

Развитие навыков совместной деятельности;

Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

Развитие адекватной самооценки;

Развитие коммуникативных умений и навыков;

Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

Гармонизация психоэмоционального состояния;

Овладение методам саморегуляции;

Социализация и адаптация в современном обществе.

Средства контроля коррекционно-развивающих занятий:

В целях отслеживания результатов работы, с обучающейся проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 2-х этапов – первичной, итоговой.

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Эффективная динамика развития ребенка намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности.


Список литературы

Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».- СПб.: Речь, 2006г.

Галкина В.А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью в процессе обучения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 4. С. 66-75.

Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. – М.: НПО «Образование», 1995. – 400 с.

Защиринская О.В., Кулага П.Ю. Дизонтологические особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 3. С. 97-104.

Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001г.

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.

когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2002

Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007.

Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2013. – 288 с.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофихиологии: Практическое руководство для учителей родителей. – М., 2001.

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2015.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации