Статья «Индивидуальный подход к обучению разных категорий учащихся на уроках английского языка»
Индивидуальный подходPPTX / 703.58 Кб
/data/files/f1689238443.pptx (Индивидуальный подход)Организация индивидуального подхода при обучении в школе – одна из самых актуальных проблем методики преподавания. Это не новая проблема, но полностью, однако, до сих пор не раскрытая. Основной предпосылкой необходимости данного подхода является разная степень подготовленности школьников. Причины неравномерной успеваемости учеников одного класса могут быть различными: пропуск уроков по болезни, невнимание во время уроков, неспособность понять и запомнить то или иное правило. Для отдельных учеников просто выучить новые слова - целая проблема. Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в индивидуальном подходе к обучению иностранному языку.
Так что же такое индивидуальный подход? Для начала разберемся с терминологией.
Индивидуальный подход – организация учителем учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьника. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.
Основным условием реализации индивидуального подхода является дифференциация, т.е. учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Дифференцированный подход в современной школе рассматривается как система мер (совокупность приемов и форм педагогического воздействия) по изучению, учету и развитию типологических индивидуальных особенностей различных групп школьников, работающих по единой учебной программе. В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:
-внешняя (профильная) предполагает создание особых типов школ и классов;
-внутренняя (уровневая) предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам обучающихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.
На уроках английского языка учитель использует внутреннюю дифференциацию.
Организация учителем внутриклассной дифференциации предполагает несколько этапов:
· определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся;
· проведение диагностики по выбранному критерию;
· распределение обучающихся по группам с учетом результатов диагностики;
· выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий;
· реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;
· диагностический контроль результатов работы, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
В качестве дифференциации по уровню обученности целесообразно класс разделить на группы:
1 группа – обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития;
2 группа – обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития;
3 группа – обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.
Критериями этой дифференциации служат такие показатели, как активность ученика на уроке, добросовестное отношение его к занятиям, внимание, наличие интереса к изучению предмета и уровень успеваемости. С общедидактических позиций такой подход к дифференцированному обучению является вполне обоснованным.
Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений. Существует несколько приемов дифференцированного обучения. К ним относятся следующие:
- использование заданий разной степени сложности;
- разное количество повторений одного и того же задания;
- применений разных вариантов однотипных заданий;
- индивидуальные карточки;
- оказание разной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания;
- выделение разного времени на выполнение одного и того же задания;
- различные виды ключей, опор (вербальных, иллюстративных, схематических); например, правильно подобранная схема поможет даже слабым ученикам понять изучаемое грамматическое явление; иллюстрации могут помочь при изучении новой лексики; ключевые слова или план будет полезен при обучении логичному выстраиванию монологического высказывания;
- чтение текстов разной сложности.
Остановимся по подробнее на одном из приемов дифференцированного обучения, а именно на использовании заданий разной степени сложности.
При работе с текстом можно предложить следующие задания:
1 группа – перескажи текст; придумай окончание текста; поставь себя на место главного героя и скажи, как бы ты поступил; составь вопросы к тексту;
2 группа – передай основное содержание текста с опорой на ключевые слова; составь план текста; озаглавь текст;
3 группа – ответь на вопросы; определи, какая картинка подходит по содержанию текста; закончи предложения фразами из текста; назови действующих лиц; перечисли последовательно места, где происходит действие.
При отработке грамматического материала по теме Present Progressive можно составить карточки для описания картинки:
1 группа – напишите, что люди и животные делают сейчас (глаголы могут быть даны в форме инфинитива);
2 группа – закончите предложения, выбрав глагол из данных в рамочке и поставив его в подходящую форму;
3 группа – закончите предложения, поставив глагол в подходящую форму (глаголы даны в конце предложений).
При отработке лексического материала можно использовать следующие задания:
1 группа – придумай свои предложения с новыми словами; разгадай кроссворд;
2 группа – подчеркни 10 слов по данной теме, выбрав их из 15 предложенных; подставь подходящее в предложение слово (выбор из 3);
3 группа - в каждой строчке подчеркни слово, которое читается по-другому; расшифруй новые слова, переставив в них буквы.
Для развития умения говорения целесообразно применить прием использования опор. В качестве примерного диалога предлагается диалог учителя с «сильным» учеником или диалог двух «сильных» учеников. Затем 1 группа составляет свой диалог по памяти, а две другие группы с опорой на схемы:
2 группа – на английском языке;
3 группа – на русском языке.
Что касается аудирования, при необходимости до первого прослушивания нужно снять возможные затруднения, предоставив учащимся карточки со словами в две колонки:
1 группа / 2 группа – незнакомые слова / знакомые синонимы;
3 группа – незнакомые слова / русский перевод.
По ходу прослушивания учащимся можно предложить следующее задание:
1 группа / 2 группа – выпишите ключевые слова/фразы, с опорой на которые вы сможете пересказать услышанное;
3 группа – пронумеруйте данные ключевые слова в той последовательности, в которой они звучат в аудиотексте.
Помочь обучающимся в подготовке к домашней работе можно разными способами, например:
· указать на аналогии;
· объяснить на примерах;
· разобрать трудные стороны заданий;
· разъяснить содержание работы;
· дать алгоритм;
· сообщить методы выполнения заданий и дополнительные источники информации.
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. В работе педагога очень важно создать на уроке ситуацию успеха, а именно, помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому — выполнить посильный объем работы.