12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Журавлёва Ирина Владимировна862
Россия, Ростовская обл., Станица Казанская
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Индивидуальное логопедическое занятие по теме

"Автоматизация звука [ш]"


Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.


Задачи:

Образовательные:

закреплять слуховой и моторный образы звука [ш];

автоматизировать звук [ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

дифференцировать звук [ш] от других звуков.

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционную и мелкую моторику.

развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).

развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

совершенствовать лексико-грамматические категории.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать культуру речевого общения.

формировать функции контроля и самоконтроля.

воспитывать стремление к результату деятельности;

воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

чередовать статические и динамические задания;

создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.


Универсальные учебные действия.

Личностные: Формирование интереса к занятию.

Регулятивные:

1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал диска, поддерживать беседу с учителем-логопедом.

Познавательные: Уметь применять полученные знания на практике.


Оборудование: ноутбук; презентация Power Point; интерактивный мультимедийный логопедический комплекс-стол; набор карточек для развития органов артикуляции «МЕРСИБО»; интерактивная игра «Лого Ассорти», «МЕРСИБО»; набор карточек для обследования и развития фонематического восприятия «Найди слово!», «МЕРСИБО»; игра «Автоматизация звуков [с] и [ш]. Коррекция грамматического строя речи. Стимуляция речевой активности. «Звукарики», «МЕРСИБО»; Логозаврия: сайт детских компьютерных игр: «Уроки мудрой Совы»; мозаика логопедическая (Дары Фрёбеля); зеркало; салфетки; листы бумаги; фломастеры, жетоны.


Продолжительность индивидуального занятия от 20 до 45 мин. (3 класс)

Ход занятия:


1. Организационный момент.

Здравствуй!

Посмотри, все ли у тебя готово к занятию. Садись.

Сегодня на занятии мы познакомимся поближе с одной очень «зелёной особой».

Угадай, кто это:

Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка.

Правильно, это - лягушка.

Слайд 1


t1695208731aa.png


Давай посмотрим на неё внимательно и подберём слова-признаки, т.е. те слова, которые, ответят нам на вопрос какая? и помогут описать лягушку.

(Лягушка земноводная, зеленая, маленькая, шершавая, пугливая).


2. Артикуляционная гимнастика.

(Набор карточек для развития органов артикуляции «МЕРСИБО»)

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звука

t1695208731ab.png

Сегодня наша гостья поможет нам сделать артикуляционную гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный

и произносил все звуки красиво и правильно

«Слон».

«Улыбка».

«Заборчик»

«Блинчик».

«Чашечка».

«Качели».


3. Упражнения для выработки воздушной струи. (Мошка на полоске бумаги)

t1695208731ac.gif

Цель: выработка направленной воздушной длительной струи, необходимой для правильного произношения звука

Посмотри, наша лягушка поймала мошку, давай поможем насекомому улететь. Подуй на мошку.


4. А теперь послушай историю лягушат. Цель: формирование доброжелательных отношений друг к другу и окружающим; развитие положительного психологического настроя основывающегося на позитивном мышлении.

Слайд 2


t1695208731ad.png


«История лягушат».

Неподалеку от лесной опушки, в небольшой речушке жили-были лягушата... И вот однажды решили они устроить соревнования и забраться на вершину высокого каштана. Собралось много зрителей. Соревнования начались... Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину каштана. Слышны были реплики: "Это слишком сложно! Нет шансов!» Маленькие лягушата начали падать. Один за другим. За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше... Толпа всё равно кричала "Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!" Ещё больше лягушата устали и упали. Только ОДИН поднимался всё выше и выше... Приложив все усилия, лягушонок забрался на вершину.

Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы? Оказывается, победитель с детства был лишен возможности слышать.


Как ты думаешь, почему лишь один лягушонок добрался до цели?


(Лягушонок добрался до вершины потому, что не слышал злых слов в адрес лягушат) пессимизм и негативное настроение зрителей).

Не забывай о силе слов. Всегда будь настроен положительно!

Я надеюсь на твой положительный настрой во время сегодняшнего занятия.


5. Задание «Послушай и ответь»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Послушай слова и словосочетания из рассказа и скажи, какой звук чаще всего встречается в них. (Лесная опушка, в небольшой речушке, лягушата, решили, вершина, каштан, слишком сложно, нет шансов, выше и выше.)

С каким звуком мы будем сегодня работать, как ты думаешь?


6. Анализ артикуляции

Цель: анализ артикуляции; закрепление характеристики звука.

Слайд 3


t1695208731ae.png


Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук.

Губы округлены и сдвинуты вперед.

Зубы сомкнуты или сближены.

Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол).

Теплая струя воздуха выдыхается по середине языка.

Звук глухой, поэтому произносится без голоса.


8. Задание «Эхо»

Цель: развитие речеслухового внимания, памяти.

Повтори рифмовки:

Шка – шка - шка - прыгала лягушка;

Шах - шах-шах – она затаилась в камышах;

Шку-шку-шку – поймала она мошку.


9. Задание «Найди предметы, в названии которых есть звук [ш]»

Цель: автоматизация звука.

Как ты, наверное, уже догадался, лягушка живет в небольшом болоте.

Слайд 4.

ссылка t1695208731af.png

Посмотри на картинку найди и назови те предметы, в названии которых есть звук [ш].

(Рыбёшка, камыши, черепашка, камешки. А что кушает лягушка? (мошек))


7.Задание «Выложи по образцу»

Цель: концентрация внимания, развитие мышления.

(Дары Фрёбеля. Мозаика логопедическая)


t1695208731ag.jpg

Слайд 5.

А теперь по образцу попробуй выложить из мозаики болото и лягушку.


t1695208731ah.png


8. Игра «Попугай»

Цель: правильное и четкое повторение слов со звуком [ш].

(Интерактивная игра «Лого Ассорти», «МЕРСИБО»)

t1695208731ai.png

У лягушки есть друг попугай Дормидон.


t1695208731aj.png


Он научит правильно и чётко выговаривать слова со звуком [ш]. Выбираем звук, который будем произносить. Затем нажимаем курсором на кнопку, чтобы прозвучало слово. Повторяем это слово.

9. А теперь лягушка решила поиграть с тобой, и приготовил несколько интересных заданий. (За каждое правильно выполненное задание ты будешь получать небольшие жетончики-шоколадки от лягушки)


t1695208731ak.jpg

И первое задание «Найди слово!».

Цель: развитее навыка звуко-буквенного анализа, фонетического восприятия.

(Набор карточек для обследования и развития фонематического восприятия «Найди слово», «МЕРСИБО»)

t1695208731al.png


Составь слова по первым звукам слов-картинок.


t1695208731am.jpg


t1695208731an.jpg


Получив картинку, ребёнок должен назвать слова на картинках, выделить первые звуки и составить из них слово.

10 Игра «Кто больше?»

Цель: развитее навыка звуко-буквенного анализа, фонетического восприятия.

(Игра «Автоматизация звуков [с] и [ш]. Коррекция грамматического строя речи. Стимуляция речевой активности. «Звукарики», «МЕРСИБО»)


t1695208731ao.png


t1695208731ap.png


Каждому игроку раздаётся по одной карте рубашкой вверх. Остальные кладутся стопкой в центр стола лицевой стороной вверх.

По условному сигналу игроки переворачивают свои карты лицевой стороной и стараются как можно быстрее найти и назвать одинаковые изображение на центральной карте и карте игрока. Первый, кто найдёт и чётко назовёт слово со звуком [ш], берёт карту и кладёт поверх своей. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все карты. Выигрывает тот, у кого в конце игры больше карточек.


11. Упражнение «Место звука [ш]»

(Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. «Уроки мудрой Совы»)

Цель: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слова.


t1695208731aq.png

Ученик выбирает картинку, называет слово. Определяет место звука [ш]. Подбирает соответствующую схему.

Назвать картинки и подобрать схемы к словам. Определяем место звука [ш] (в начале, в конце или середине слова)

12. Игра «Рисунок на спине»

Игра побуждает ребенка через чувственное восприятие к активной мыслительной деятельности.


t1695208731ar.jpg


Ребенку на спину прикрепляется скотчем бумага. Логопед рисует на листе, который прикреплён на спине, лягушку. Ученик должен понять, что на спине у него рисуют, и нарисовать на листке бумаги то же самое.

14. Игра «Путаница».

Цель: автоматизация звука [ш] во фразе.

Исправь предложения. Логопед называет шуточные оговорки в предложении, а ребенок угадывает, как их исправить.


Мошка ловит лягушку.

Нашу кошку поймала мышка.

Камыши сидят в лягушке.

Паша надел голову на шапку.

В картошку положили мешок.


Рефлексия.

Цель: фиксация внимание на достигнутых результатах занятия.

Игра «Посчитай-ка»

Цель: закрепление навыка согласования существительных с числительными.

А теперь посчитай, сколько жетончиков-шоколадок ты получил. (1-шоколадка, 2,3,4 – шоколадки, 5 –шоколадок)

Какое задание тебе больше всего запомнилось?

Какое задание было сложным для тебя? Какой звук мы учились произносить?

Дата проведения: по 30 ноября
Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (4)

Артеменко Елена Николаевна, 18.11.23 в 21:35 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!
Чеботарева Ирина Вячеславовна, 19.11.23 в 19:53 0Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, с победой в конкурсе поздравляю!!!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.