Инфографика «Дымковская, филимоновская и каргопольская игрушки»
Пояснительная записка
Дымковская, Филимоновская, Каргопольская народные игрушки. Инфографика
Автор: Садварий Жанна Владиславовна
Предмет: изобразительное искусство
Аудитория: ученики 5 классов
Возраст: 11 лет
Тема: Народные игрушки
Проблема.
Как показывают тесты промежуточной аттестации, проведенной в 5-х классах, самой сложной темой для школьников стали темы, связанные с узнаванием разных видов народных игрушек. Казалось бы, разница между дымковской, филимоновской, каргопольской игрушкой очевидна, но школьники с большим трудом могут их распознать. Здесь сказывается и сокращение часов на эту тему и, зачастую, отсутствие умения вести целенаправленное наблюдение и анализировать детали образцов игрушек. Возрастные особенности пятиклассников таковы, что умение самостоятельно анализировать, сопоставлять зрительную информацию у этих детей только начинает развиваться.
Цель: создать дидактическое пособие, позволяющее актуализировать представления школьников об особенностях дымковской, филимоновской, каргопольской народных игрушках.
Решить проблему поможет инфографика, посвященная этим образцам народных промыслов. Инфографика- дидактические пособия, которые я представляю на конкурс, состоят из 4 блоков.
1 блок - представляет собой изображение образца игрушки с обозначенными характерными чертами. Каждая деталь, имеющая важное значение, выделена и подписана.
2 блок - представляет собой таблицу с характерными узорами, которые могут быть использованы при создании самостоятельной росписи игрушки. В этой части инфографики я постаралась собрать самые характерные узоры и орнаменты, сохранила традиционную цветовую гамму и сочетание узоров, свойственное именно этим образцам игрушки.
3 блок- представляет собой наиболее характерные образцы народных игрушек. Рассматривая их, школьники могут не только познакомиться с тем, каких героев создают мастера в конкретном народном промысле, но и рассмотреть композицию узора на игрушках различной формы. Это важно при создании собственной творческой работы.
4 блок- указывает на место появления этой игрушки. Благодаря этому блоку школьники могут увидеть место появления народного промысла, соотнести это место со своими представлениями о географии российских народных промыслов.
Инструкция для использования:
При индивидуальном использовании
- Рассмотрите изображения народной игрушки. Какие характерные черты ее мы можем назвать?
- Рассмотрите характерные узоры, используемые мастерами при росписи игрушки. Определите цветовую гамму и характерные детали узоров и орнаментов. Используйте узоры и орнаменты при росписи своего образца.
- Назовите героев, характерных для этого народного промысла. Рассмотрите композицию узоров. Обдумайте и создайте свою композицию росписи.
- Найдите информацию о месте появления народного промысла.
Использование инфографики при работе в паре.
- Тебе и твоему соседу по парте достались пособия, рассказывающие о дымковской и филимоновской игрушке. Рассмотрите пособия и найдите информацию о месте появления, характерных особенностях, узорах и орнаментах, героях народного промысла. Расскажи соседу по парте о том, что удалось узнать.
- Работая в паре, определите по шаблону, какой вид игрушки вам достался. Решите совместно, как построить композицию, и какие узоры, на ваш взгляд, подойдут для росписи.
Еще одной проблемой при изучении народной игрушки, является демонстрация способов работы над игрушкой. Учитель не всегда имеет документ- камеру, чтобы подробно и крупно продемонстрировать этапы работы. Решить проблему поможет инфографика с этапами работы.
Инструкция для использования:
Рассмотрите этапы работы и слепите свой образец народной игрушки.
Источники:
https://www.culture.ru/themes/254790/tradicionnye-russkie-igrushki
https://7kul.ru/promysly/kto-oni-takie-russkie-narodnye-igrushki-davajte-poznakomimsya
https://schci.ru/dymkovskaya_igrushka.html
https://flomaster.club/42937-osobennosti-uzorov-dymkovskoj-igrushki.html
Варенцова Вера Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Фоминова Елена Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Панов Егор Игоревич
Садварий Жанна Владиславовна