12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садварий Жанна Владиславовна18464
Образование высшее. Окончила КГПУ, художественно- графический факультет. Работаю в школе с 1995 г.
Россия, Курская обл., Курск

Пояснительная записка

Дымковская, Филимоновская, Каргопольская народные игрушки. Инфографика

Автор: Садварий Жанна Владиславовна

Предмет: изобразительное искусство

Аудитория: ученики 5 классов

Возраст: 11 лет

Тема: Народные игрушки

Проблема.

Как показывают тесты промежуточной аттестации, проведенной в 5-х классах, самой сложной темой для  школьников стали темы, связанные с  узнаванием разных видов народных игрушек. Казалось бы, разница между дымковской, филимоновской, каргопольской игрушкой очевидна, но школьники с большим трудом могут их распознать. Здесь сказывается и сокращение часов на эту тему и, зачастую, отсутствие умения вести целенаправленное наблюдение и анализировать детали образцов игрушек. Возрастные особенности пятиклассников таковы, что умение самостоятельно анализировать, сопоставлять зрительную информацию у этих детей только начинает развиваться.

Цель: создать дидактическое пособие, позволяющее актуализировать представления школьников об особенностях дымковской, филимоновской, каргопольской народных игрушках.

Решить проблему поможет инфографика, посвященная этим образцам народных промыслов. Инфографика- дидактические пособия, которые я представляю на конкурс, состоят из 4 блоков.

s1669744616.jpg

 

o1669744659.jpg

 

y1669744699.jpg

 

1 блок - представляет собой изображение образца игрушки с обозначенными характерными чертами. Каждая деталь, имеющая важное значение, выделена и подписана.

2 блок - представляет собой таблицу с характерными узорами, которые могут быть использованы при создании самостоятельной росписи игрушки. В этой части инфографики я постаралась собрать самые характерные узоры и орнаменты, сохранила  традиционную цветовую гамму и сочетание узоров, свойственное именно этим образцам игрушки.

3 блок- представляет собой наиболее характерные образцы народных игрушек. Рассматривая их, школьники могут не только познакомиться с тем, каких героев создают мастера в конкретном народном промысле, но и рассмотреть композицию узора на игрушках различной формы. Это важно при создании собственной творческой работы.

4 блок- указывает на место появления этой игрушки. Благодаря этому блоку школьники могут увидеть место появления народного промысла, соотнести это место со своими представлениями о географии российских народных промыслов.

Инструкция для использования:

При индивидуальном использовании

  • Рассмотрите изображения народной игрушки. Какие характерные черты ее мы можем назвать?
  • Рассмотрите характерные узоры, используемые мастерами при росписи игрушки. Определите цветовую гамму и характерные детали узоров и орнаментов. Используйте узоры и орнаменты при росписи своего образца.
  • Назовите героев, характерных для этого народного промысла. Рассмотрите композицию узоров. Обдумайте и создайте свою композицию росписи.
  • Найдите информацию о месте появления народного промысла.

 

 Использование инфографики при работе в паре.

  • Тебе и твоему соседу по парте  достались пособия, рассказывающие о дымковской и филимоновской игрушке. Рассмотрите пособия и найдите информацию о  месте появления, характерных  особенностях, узорах и орнаментах, героях народного промысла. Расскажи соседу по парте о том, что удалось узнать.
  • Работая в паре, определите по шаблону, какой вид игрушки вам достался. Решите совместно, как построить композицию, и какие узоры, на ваш взгляд, подойдут для росписи.

 

Еще одной проблемой при изучении народной игрушки, является демонстрация способов  работы над   игрушкой. Учитель не всегда имеет документ- камеру, чтобы подробно и крупно продемонстрировать этапы работы. Решить проблему поможет инфографика с этапами работы.

 

u1669744913.jpg

 

w1669744989.jpg

 

r1669745123.jpg

 

l1669745069.jpg
r1669745088.jpg

Инструкция для использования:

Рассмотрите этапы работы и слепите свой образец  народной игрушки.

Источники:

https://www.culture.ru/themes/254790/tradicionnye-russkie-igrushki

https://7kul.ru/promysly/kto-oni-takie-russkie-narodnye-igrushki-davajte-poznakomimsya

https://schci.ru/dymkovskaya_igrushka.html

https://flomaster.club/42937-osobennosti-uzorov-dymkovskoj-igrushki.html

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (12)

сменить сортировку
Варенцова Вера Анатольевна, 29.11.22 в 21:17 5Ответить Пожаловаться
Жанна Владиславовна, спасибо за интересный, актуальный материал!
Садварий Жанна Владиславовна, 29.11.22 в 22:12 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Вера Анатольевна!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 29.11.22 в 21:33 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за вашу творческую работу! Здорово!
Садварий Жанна Владиславовна, 29.11.22 в 22:13 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за поддержку, Наталия Алексеевна!
Ватолина Светлана Анатольевна, 30.11.22 в 15:36 3Ответить Пожаловаться
Отличный материал, Жанна Владиславовна!!! В избранное!
Садварий Жанна Владиславовна, 30.11.22 в 15:57 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 30.11.22 в 16:38 2Ответить Пожаловаться
Шикарная работа! И я взяла в избранное!!! Мимо не пройдёшь! Браво,Жанна Владиславовна!

Садварий Жанна Владиславовна, 30.11.22 в 20:36 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна.
Фоминова Елена Владимировна, 21.12.22 в 20:48 1Ответить Пожаловаться
Жанна Владиславовна, поздравляю с победой в конкурсе! Замечательная работа!
Садварий Жанна Владиславовна, 21.12.22 в 22:47 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.