Презентация к уроках ИЗО и МХК «Игрушка: дымковская, каргопольская, богородская»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Игрушка: дымковская, каргопольская, богородская Выполнил: Литвинова А.Я., МАОУ «Лицей №4», г. Пермь
Дымковская игрушка Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет.
Дымковская игрушка Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.
Дымковская игрушка После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти.
Дымковская игрушка Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковская игрушка Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю. Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой». Режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959).
Дымковская игрушка В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Дымковская игрушка
Каргопольская игрушка Каргопольская игрушка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.
Каргопольская игрушка Издавна в деревнях Каргопольского уезда. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.
Каргопольская игрушка Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Вирентурга и Екатерины Абдулаевой, работавших в 1930-х—1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.
Каргопольская игрушка Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.
Каргопольская игрушка Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. В 1970-х годах. А П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали традиционные «обварные».
Каргопольская игрушка Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу.
Долгое время секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает школа искусств, где детей учат и лепке игрушек. Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка
Богородская игрушка Богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.
Богородская игрушка Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания. Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».
Богородская игрушка Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.
Богородская игрушка Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет. Готовые игрушки могут как раскрашивать, так и покрывать бесцветным лаком.
Богородская игрушка Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки
Богородская игрушка «Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.
Богородская игрушка Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже.
Похожие публикации
Мостовая Алевтина Николаевна
Анна Литвинова