12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Савинская Юлия Викторовна200
Образование - высшее педагогическое, стаж работы - 11 лет, квалификационная категория - высшая
Россия, Тверская обл., п.Ривицкий
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»
1

Информационные технологии в преподавании основ православной культуры

     Основы православной культуры – предмет, не так давно введенный в школьную программу. В отличии от других предметов, например, математики или биологии он выполняет не сколько познавательную, сколько воспитывающую функцию. Содержание материала должно быть актуальным и интересным и он должен быть подан так, чтобы ребята не только с удовольствием с ним познакомились, но и чтобы запомнили то, что хочет донести до них учитель.

            Поскольку сейчас очень актуален вопрос о внедрении новых технологий в обучение, хотелось бы коснуться применения этих технологий в преподавании основ православной культуры. Было бы по крайней мере неразумно не использовать весь спектр возможностей, которые предоставляют нам информационные технологии.

            В связи со спецификой преподавания предмета изложение материала должно быть не только информативным, но и интересным, нестандартным, запоминающимся. Именно эту задачу помогает решить применение информационных технологий.

               Когда на уроке необычно, материал подан ярко, творчески, когда ученик видит не только учителя и слышит не только его речь, отношение к предмету становится более позитивным, ребенок с удовольствием идет на занятия и активно участвует в подготовке урока.

                Необходимо показать детям, что Православие современно, оно не статично, что русская культура не только выросла на корнях Православия, но и развивается вместе с ним.

                   Каким же образом можно использовать новые технологии в преподавании основ православной культуры?

                        Прежде всего, очень эффективным приемом является использование тематических презентаций, составленных учителем. Когда рассказываешь, например, об устройстве храма, будет эффективным сопровождение речи учителя схемами. Говоря о событиях библейской истории, полезным будет использование географических карт или репродукций картин, написанных по данному сюжету.        

     Рассказывая  ученикам о шедеврах русской живописи, о полотнах, созданных на библейские темы, о написанных русскими иконописцами иконах, демонстрация данных произведений конечно же просто необходима. Во время просмотра слайдов ребята  не только  знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Это особенно актуально, если принимать во внимание низкую оснащенность школ наглядными пособиями, картами, репродукциями картин, таблицами, схемами, иллюстрациями.

     Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия не только из одной точки мира в другую (сравнить храмы, церковное искусство Греции, Византии, Руси и др.), но и путешествовать во времени (сравнивать  церковное искусство различных эпох). Применение цвета,  звука, видеотехники, графики позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности, способствует созданию зрительного образа, а значит, позволяет повысить степень усвоения изучаемого материала.

        Мультимедийные  технологии также предоставляют возможность прослушивания церковных песнопений различных распевов, звона колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки.

      Неподдельный интерес у учеников  вызывает использование мною  видеороликов, фрагментов  документальных или художественных    фильмов. /Острова Православия, Сюжеты библейской истории и др./

http://nika.name).         Интернет. Сейчас это слово известно всем. Информационные технологии проникли практически во все слои общества, и сегодня мы уже не мыслим своего существования без них. Интернет превратился в обыденное средство коммуникации и гигантское информационное пространство, которое открыто и доступно каждому.  И нет сомнения, что в сети Интернет  находятся богатейшие ресурсы, которые можно и нужно использовать в преподавании основ православной культуры. Во-первых, это, конечно же, поиск материала. В Интернете достаточно много материала о Православии, православной культуре, традициях, истории Церкви и о многом другом. Помимо общеизвестных поисковых систем можно использовать православную полнотекстовую поисковую систему ИСКОМОЕ.ru, ее адрес iskomoe.ru или православную полнотекстовую поисковую систему НИКА (

         Кроме того, в Интернете немало православных сайтов, посвященных православной музыке, литературе, живописи, прикладному искусству, на некоторых сайтах есть странички, адресованные детям, где можно найти стихи, песни, рассказы, технологии изготовления различных поделок, и странички для преподавателей основ православной культуры, где представлены статьи, сценарии праздников, разработки уроков и материалы для самостоятельной подготовки мероприятий. Интересны сайты www.predanie.ru, http://pedagog.eparhia.ru, сайт "Основы православной культуры"http://vos.1september.ru, сайт "Образование и Православие", http://www.websib.ru/pravoslavie/index.html , образовательный портал "Учебного комитета Русской Православной Церкви". http://www.bogoslov.ru/uchkom/.

             Большие возможности  открывают электронные библиотеки, в которых можно найти произведения православных авторов, книги о православии, другую литературу, в том числе и для детского чтения. Это актуально не только потому, что в обычных библиотеках не всегда можно найти интересующие книги, но и потому, что школьники чаще бывают в Интернете, чем в библиотеке. Учитель, преподающий основы православной культуры, должен не только развивать детей и воспитывать в них нравственные качества, но и сам расти духовно, и в этом ему, конечно же помогает православная литература.

        Сейчас уже созданы мультимедиа учебники по многим предметам школьной программы, но к сожалению по основам православной культуры электронных учебных пособий пока очень мало.  На сегодняшний день мне пока только доступно пособие по курсу ОРКСЭ. Пособие предназначено:

· учителю для проведения уроков;

· учащимся для самостоятельного освоения материала;

· учащимся для творческой работы, подготовки докладов, сообщений, электронных экскурсий.

     Неоспоримым  аргументом в пользу применения   информационно-коммуникационных  технологий на уроках является и то, что  учащиеся сами становятся  активными участниками образовательного процесса: ребята с интересом готовят проекты, презентации по выбранным темам, используя  интернет - ресурсы, материалы электронных справочников. В результате изученный материал лучше усваивается и запоминается, что без сомнения способствует увеличению эффективности обучения. / «Остров Валаам»- Трофимов Михаил/

                Обобщая  выше сказанное, можно сделать вывод о том, что применение ИКТ помогает учителю разнообразить формы обучения и способствует решению следующих образовательных задач:

·        повышать учебную мотивацию;

·        развивать ключевые компетентности обучающихся (познавательные, коммуникативные, информационные);

·        концентрировать внимание на основных моментах урока;

·        обеспечивать наглядность;

·        повышать эффективность обучения учащихся;

·        осуществлять личностно-ориентированный и деятельностный подход;

·        рационально использовать время урока;

          Как видно, преимущества уроков с применением ИКТ неоспоримы. Однако не стоит забывать, что, согласно гигиеническим требованиям, продолжительность использования компьютера на уроке не должно превышать 20 минут. Нарушение временного режима работы с такими средствами могут вызвать  утомляемость, снижение остроты зрения. Также следует помнить, что увлечение  интерактивными средствами обучения не может заменить «живое»  общение и возможности реально созерцать красоту храма, предметов церковного искусства, и этот фактор учителю обязательно необходимо учитывать при  планировании  урока. 

Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.