12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда Зубцова46

ИННОВАЦИОННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ ПО ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ МАНДАЛАТЕРАПИИ

 

 

МКДОУ Тогучинского района «Нечаевский детский сад»

 

 

 

 

Проект «Тайны волшебного круга»

 

 

 

t1705823224aa.jpg

 

 

 

Автор: педагог – психолог Зубцова Надежда Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.

Продолжительность: среднесрочный (январь – май 2023 г.).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников, педагог – психолог, специалисты, администрация детского сада.

Основная идея проекта: профилактика психоэмоционального напряжения, развития саморегуляции и сопровождение социализации дошкольника средствами мандалатерапии, как одной из форм арт-терапии.

Актуальность: в современных условиях проблема организации работы по профилактике психоэмоционального напряжения, сопровождению позитивной социализации и преодолению негативных форм поведения у дошкольников особенно актуальна, так как реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) это – максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольника. Данное положение обусловлено заказом общества на развитие личности, способной к адаптации в сложной динамике общественных преобразований и успешно реализующую себя в социуме.

Практические наблюдения педагогов нашего детского сада показывают, что у детей всё чаще встречаются различного рода проблемы и трудности: проявления агрессии, конфликтности не типичные для спокойных детей, излишняя активность, частая смена настроения в течение дня у некоторых детей, плаксивость, эмоциональные всплески.

Поэтому данная проблема потребовала поиска новых подходов и средств, что позволило выдвинуть предложение о том, что использование мандалатерапии, вместе с другими методами арт-терапии, обеспечит решение проблемы профилактики психоэмоционального напряжения, позитивной социализации и преодоления негативных форм поведения детей, если: будет обеспечен целостный личностно-ориентированный процесс; будет создана образовательная среда с учётом возрастных особенностей, индивидуально-дифференцированного подхода, произойдёт активное включение во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса для закрепления приемлемых стереотипов поведения. Таким образом, проект имеет большую практическую значимость, может быть использован специалистами и педагогами ДОО.

Цель: создание условий для профилактики психоэмоционального напряжения, обеспечения психолого-педагогической поддержки позитивной социализации, а также развитие саморегуляции и преодоления негативных форм поведения у детей старшего дошкольного возраста, развитие эмоциональной сферы, снятие внутреннего напряжения, нормализация поведения.

Задачи:

Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия ребенка со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса.

Развитие творческой активности и мелкой моторики рук.

Развитие произвольности поведения. 

Формирование основы развития позитивных форм взаимодействия между дошкольниками, детьми и взрослыми с целью снижения степени конфликтности.

Активизация бессознательного и внутренних ресурсов детей.

Планируемые результаты: Создание благоприятных условий, повышение мотивации к положительному взаимодействию со сверстниками и взрослыми; внедрение новых образовательных технологий в практику дошкольной организации.

Продукт проектной деятельности: Альбом мандал для раскрашивания, альбом готовых детских мандал изготовленных в разных техниках и из разных материалов.

Стратегия реализации проекта: Суть идеи психолого-педагогической поддержки с использованием мандалатерапии состоит в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть негативные проявления, препятствия, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развить у него потребность в успешности самостоятельных действий.

Проект реализуется в рамках ООП дошкольного образования, целью которой является создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями.

 

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

Подготовка условий и пополнение информационно-предметно-развивающей среды, анализ сложившейся системы коррекционно-развивающей деятельности.

2– 3 этапы – организация и осуществление деятельности

Профилактическая и коррекционно-развивающая деятельность в соответствии с перспективным планированием, педагогическими технологиями, авторскими приемами и средствами в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Курс мандалатерапии для детей состоит из 10 занятий.

Заключительный этап

Подведение итогов реализации проекта. Обобщение и корректировка достигнутых результатов.

Презентация проекта на педсовете.

План реализации проекта

Тема

Задачи

Март

1

«Путешествие к сердцу мандалы».

Знакомство с мандалой. Создание коллективной мандалы «Солнышко» (рисование ладошками).

Объяснение, что такое мандала, смысла работы с мандалой. Правила работы с мандалой.

Просмотр готовых иллюстраций, видео «Мир танцующих мандал».

2

«Мандала дружбы».

Украшение мандалы с использование разного материала.

Диагностика психоэмоционального состояния ребенка. Гармонизация эмоциональной сферы. Снятие внутреннего напряжения. Повышение собственной личностной ценности ребенка.

3

«Мандала – волшебный круг».

Раскрашивание готовых мандал.

 

Гармонизация внутреннего состояния. Развитие коммуникативных навыков. Снятие внутреннего напряжения. Нахождение внутреннего ресурса.

4

 

 

«Танец снежинок».

Создание мандалы из бус и мелкого конструктора-снежинки

Гармонизация эмоциональной сферы. Снятие внутреннего напряжения. Повышение собственной личностной ценности.

5

 

«Волшебная мандала»

Создание мандалы – аппликации в обрывной технике.

Развитие саморегуляции. Снятие внутреннего напряжения. Коррекция мелкой моторики рук. Нахождение внутреннего ресурса.

6

«Прояви свои чувства»

Создание мандалы с использованием набора «Дары Фрёбеля».

Коррекция нарушений (внимание, восприятие, воображение, мышление). Снятие внутреннего напряжения. Развитие саморегуляции.

7

«Мандала – волшебный круг».

Раскрашивание готовых мандал.

Коррекция нарушений (внимание, восприятие, воображение, мышление). Снятие внутреннего напряжения. Развитие саморегуляции.

8

«Мандала Времена года»

(рисование ватными палочками).

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Способствовать созданию положительного эмоционального фона. Развивать инициативу, творческий потенциал, произвольное поведение.

9

Создание коллективной насыпной мандалы (крупа, семечки, цветная соль).

Коррекция нарушений (внимание, восприятие, воображение, мышление). Снятие внутреннего напряжения. Развитие саморегуляции.

10

Создание мандалы методом плетения на шпажках.

Развитие саморегуляции. Снятие внутреннего напряжения. Коррекция мелкой моторики рук. Нахождение внутреннего ресурса.

11

«Куски пирога». Создания групповой мандалы. (из разрисованных секторов, выкладывается круг).

Выставка работ в группе.

 

В результате реализации психолого-педагогического проекта: У детей наблюдается снижение эмоциональных проявления агрессии, конфликтности, смены настроения и т.д. Наблюдается развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей.

Сформирован устойчивый интерес к взаимодействию со сверстниками и взрослыми (груповые игры, коллективное создание мандалы), повысился уровень активности в разных видах деятельности.

Таким образом, работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка, что указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в ДОО.

Анализ результатов даёт основание считать, что использование мандалотерапии помогает снижению негативных состояний и трансформации их в положительные способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной социализации дошкольников. 

 

Приложение

Тренинговые занятия «Мандала – цветок души»

Детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. В наше время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых, форм работы с детьми является метод мандалы.

Важно использовать гибкие формы психокоррекционной работы, и арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом.

Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит, ему просто очень плохо, и это отражается на его здоровье, развитии, повседневных контактах, поведении, настроении.

Арт-терапевтический метод работы с рисунком «Мандала» позволяет не только отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, тяжелую болезнь, утрату доверия к миру, но и помогает найти личностный ресурс ребенка, снять эмоциональное напряжение, сформировать установки позитивного отношения к себе. Также работа с мандалами помогает актуализировать чувства ребенка, активизировать бессознательное и развить творческий потенциал.

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». В духовных традициях мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Мандала представляет собой тайный рисунок или диаграмму, которая, как правило, симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж. Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет гармонизировать внутренний мир или ситуацию.

Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности и умиротворению.

Мандала ориентирована по сторонам света. Ее не только можно рисовать, но и вышивать, вырезать из дерева, составлять композиции из песка, ткани, листьев и цветов.

Мандала выступает средством концентрации внимания, сосредоточения, успокоения. Система мандал – это сильная система преображения личности. Раскрашивание мандал помогает установить контакт с функциями правого полушария головного мозга (отвечающее за образное мышление), а также с бессознательным. Рисование мандал способствует развитию целостной перцепции, дедукции, фиксации эмоций и чувств, снятию стресса, а также развитию креативного мышления. Каждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека.

Вместе с тем в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадраты, треугольники, овалы и др. Каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития и включает множество аспектов опыта, некоторые из которых автору рисунка предстоит освоить в будущем.

Работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом диагностико-коррекционном занятии.

Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал. Каждому ребенку предлагается выбрать материалы, необходимые для рисования и один «волшебный кружок» из набора готовых мандал.

Раскрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Выбор цветов также должен быть самостоятельным. Как правило, дети раскрашивают мандалу от середины к краю. Это и есть способ релаксации и расслабления.

Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение. В этот момент высвобождается психологическая энергия, которую ранее ребенок тратил на неэффективное поведение и напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративного поведения, негативизма, агрессии уступает место креативности, творчеству.

Также, работа с мандалой развивает произвольность поведения, мелкую моторику рук, воспитывает аккуратность, обогащает новыми впечатлениями и активизирует интегративные процессы в бессознательном.

Наблюдая за тем, как ребенок выбирает и раскрашивает мандалу, какие выбирает цвета, фиксируя высказывания ребенка во время раскрашивания, диагностируются те или иные личностные проблемы.

Также ребенку предлагается не только раскрасить готовый шаблон, но и самому создать мандалу из различных материалов: из цветного песка, из зерен и семечек, из камешков, бусин, ракушек и т.д. Это поможет ребенку гармонизировать свое внутреннее состояние, снять эмоциональное напряжение и найти свой внутренний ресурс.

Для детей, которым трудно дается самовыражение с помощью художественного материала, которые предпочитают точность в работе и «экономны» в выражении чувств можно рекомендовать создание мандалы с помощью мозаики. Такие мандалы легко разобрать и построить заново. Над мозаичными элементами ребенок обладает большим контролем, чем над текучими красками. Возможность контролировать процесс повышает у ребенка уверенность в себе.

Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе выйти из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.

 

Цель занятий: научить методам и способам творческого самовыражения, снятия эмоционального напряжения.

Задачи:

Развивать целостное восприятие мира;

Сформировать навыки мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта;

Развивать эмоциональный интеллект, творческие способности, восприятие, мелкую моторику;

Корригировать эмоционально-волевую сферу детей;

Способствовать развитию эмоционально-чувственного мира;

Воспитывать аккуратность;

Развивать гибкость и оригинальность мышления, воображения;

Способствовать выражению внутренних конфликтов, познанию своего «Я»;

Развивать внимание к собственным чувствам;

Помогать становлению творческой личности ребенка.

Обоснованность тренинга. Позволит детям научиться адекватно, выражать свои эмоции, расслабляться, а также развить образную память, восприятие и мелкую моторику. Мандалатерапия благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей и позволяет развивать у них саморегуляцию.

Перспективность: Изучение мандала-терапии позволит открыть новые горизонты в работе с детьми дошкольного возраста. В дальнейшем данную технику планируется использовать в работе с детьми группы риска, группы коррекции, а также в работе с педагогами и родителями.

 

Занятие № 1 «Путешествие к сердцу мандалы»

  Цель: познакомить детей с понятием «мандала» и историей возникновения этого слова; учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей. Развивать интерес детей в изучении самих себя; развивать межполушарное взаимодействие, внимательность; развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности. Формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций; упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре; воспитывать умение слаженно работать и взаимодействовать со сверстниками в совместном виде деятельности.

  Материалы: рисунок мандалы, релаксационная музыка, видео «Путешествие к сердцу мандалы», мультимедийная презентация; лист ватмана в форме круга, пальчиковая краска.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психолог: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас всех видеть! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. А приветствовать мы будем так:

- Здравствуй, друг! (здороваемся с соседом справа)

- Здравствуй, друг! (здороваемся с соседом слева)

- Здравствуй, наш волшебный круг! (делаем поклон кругу)

- Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! (дети берутся за руки и улыбаются друг другу)

 

Вводный ритуал «Цвет вашего настроения»

Ребята, давайте представим, что наше настроение цветное. Мы дадим настроению имя, какого он цвета. Возьмите на цветном кубе разноцветные карточки, разложите их веером и держите в одной руке.

Поднимайте подходящий цвет настроения вверх:

красный – восторженное, бодрое, активное настроение.

желтый – светлое, веселое настроение.

зеленый – спокойное.

синий – тоскливое настроение.

коричневый – сердитое настроение.

 

Какое у вас настроение, когда утром идете в детский сад? (дети поднимают карточку цвета своего настроения).

Какое у вас настроение, когда вы видите своих воспитателей?

Какое у вас настроение, когда вы играете с другими ребятами в вашей группе?

Какое у вас настроение, на занятиях в детском саду?

Какое у вас настроение, когда вы идете вечером домой?

Какое у вас настроение в данный момент - сейчас?

 

II. Основная часть «Что такое Мандала».

Ребята, как вы думаете, а почему мы встали в круг? (Ответы детей).

Итог: «Когда мы встаем в круг, мы становимся ближе друг другу».

- Действительно круг обладает волшебной силой. Ребята, а скажите мне, а что бывает похожим на круг? Какие предметы похожи на круг?

Ответы детей: Солнце, пуговица, колесо, нарисованный арбуз, яблоко и т. д.

Психолог: Сегодня я познакомлю вас с таким интересным понятием как «Мандала». Кто-нибудь из вас слышал уже такое слово? Само слово «Мандала» переводится как «Круг».

Мандала – это рисунок в круге. На древнем индийском языке обозначает цветок жизни.

Рисунок может состоять из цветов, животных, насекомых, геометрических узоров. Элементы повторяются. Одинаковые элементы раскрашиваются одинаковым цветом, получается узор.

Но не всегда мандалы бывают круглыми. Оказывается, существуют разные формы мандал: круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники.

Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. В природе можно увидеть мандалу в спелом фрукте, цветке и снежинке и многом другом. Земля, какой она видится из космоса – тоже мандала. Даже человеческий глаз – все это тоже мандалы. Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, в наши дни создать с помощью компьютерных программ.

Как же понять, что перед нами мандала? Элементы повторяются, повторяются формы и предметы и раскрашиваются одинаковым цветом.

А давайте, мы с вами сейчас тоже попробуем сделать мандалу. Наша мандала будет называться «Сладкая мандала». Почему? Да потому, что она будет состоять из конфет (скитлз).

Открываем пачку конфеток «Скитлз». Посмотрите, ребята, какие наши конфеты яркие и красивые, сразу наше настроение становиться веселым. Берем конфеты, выкладываем их в тарелку в форме круга. Но не торопитесь, давайте подумаем, как мы будем выкладывать? Чтобы получилась красивая мандала, нам нужно чередовать цвета, например: красный, желтый, зеленый. Ребята, а где встречаются такие цвета? Конечно, в светофоре! Значит светофор— это тоже мандала?

Теперь, когда мы выложили все конфетки в форме круга в определенной последовательности, наша мандала почти готова. А почему почти? Потому что дальше будет еще интереснее, начинается магия или наука. Я налила воду в стаканчик, а теперь этой водой мы заливаем наши конфетки и ждем несколько минут. Что же будет дальше? Смотрите внимательно! Мы видим, что от каждой конфетки образуется цветная дорожка. Почему это происходит? Происходит реакция - вода смывает краситель с верхнего слоя конфет, растворяет его. Краситель растекается в виде красивых полос, создавая интересный узор. Вот теперь у нас получилась самая настоящая мандала - красивая и сладкая!

А что же стало с нашими конфетами? Давайте перевернем их обратной стороной (та, которая была в воде). Смотрите краситель растворился в воде, а конфеты стали белые. Если их попробовать, то они по-прежнему сладкие, но теперь они не такие яркие и привлекательные как раньше! Вряд ли вы захотите купить такие конфеты в магазине.

Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с таким понятием как мандала, создали ее самостоятельно и даже узнали немного больше о свойствах красок и полезности или вредности продуктов питания.

Дальше нас ждет знакомство с другими видами мандалы и самостоятельное изготовление ее. А сейчас мы создадим общую мандалу «Солнышко».

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Улучшилось или ухудшилось ваше настроение? Понравилось вам сегодняшнее занятие? Что вам больше всего запомнилось?

 

t1705823224ab.gift1705823224ac.gif

 

t1705823224ad.jpgt1705823224ae.jpgt1705823224af.jpg

 

t1705823224ag.gift1705823224ah.gift1705823224ai.gif

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.