Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы в 5 классе «Устройство микроскопа»
Урок. Прибор, открываемый невидимое. (5 класс, по программе И.Н.Пономаревой)
Цель: Изучить строение микроскопа и научиться правильно им пользоваться.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат, предметное стекло, покровное стекло.
Тип урока: лабораторная работа.
Ход урока.
С помощью интерактивного флэш-ролика изучаем основные части микроскопа.
Задание: на флэш подпишите основные части микроскопа, если задание выполнено правильно, вставленные надписи будут на зелёном поле.
Правила пользования микроскопом. (Рассказ учителя)
! Микроскоп всегда нужно держать двумя руками. Взять в одну руку штатив микроскопа, а другой рукой придерживать подставку. Всегда держать микроскоп в вертикальном положении, чтобы не выпал окуляр. Ставить микроскоп ручкой штатива к себе на расстоянии10 см от края стола.
! Изучить части микроскопа: штатив, тубус, окуляр, объективы – малый и большой, револьверная головка, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, диафрагма, зеркало подставка. Ознакомьтесь с функцией каждой части микроскопа.
! Посмотрите на числа, выгравированные на окуляре и объективе, и перемножьте. Например, на окуляре x7, на объективе x20, 20x7=140. Значит, исследуемый объект увеличен в 140 раз.
! Протрите салфеткой линзы окуляра и объектива. Никогда не дотрагивайтесь пальцами до линз, т.к. жирные пятна от вашей кожи могут притянуть пыль, что может вызвать царапины на линзе.
Физминутка.
Работа с микроскопом. (Рассказ учителя)
a) Зеркалом направьте свет в отверстие предметного столика. Посмотрите в окуляр и проверьте, достаточно ли освещено зрительное поле. Если нет, то с помощью зеркала и диафрагмы установите наиболее удобное освещение объекта.
b) Рассмотрите малый и большой объектив. Для установления нужного объектива поворачивать его до щелчка.
c) Найти регулировочный винт, с помощью которого можно опускать и поднимать предметный столик.
d) Положите готовый микропрепарат на предметный столик и зажимами укрепите предметное стекло на предметном столике.
e) Поставьте в рабочее положение малый объектив.
f) Глядя в окуляр, с помощью регулировочных винтов опускайте предметный столик до тех пор, пока исследуемый препарат не станет четко видимым.
g) Установите большой объектив, поворачивая его до щелчка. Слегка подрегулируйте положение предметного столика до получения четкого изображения (регулировочным винтом пользоваться следует очень осторожно, т.к. можно раздавить стекло).
h) Зарисовать увиденное.
i) Снять микропрепарат с предметного столика. Установить микроскоп на малый объектив.
Пользуясь таблицей, оцените самостоятельно, правильно ли вы подготовили микроскоп к работе.
Этап работы | Выполнение работы | Правильный ответ («ДА», «НЕТ») |
Установка микроскопа. | а) штатив повёрнут ручкой от себя | |
б) штатив повёрнут ручкой к себе | | |
Настройка микроскопа | а) поле зрения микроскопа ярко освещено | |
б) поле зрения микроскопа освещено слабо | |
6. Подсчитайте и запишите увеличение микроскопа, с которым вы работаете:
Увеличение окуляра х увеличение объектива = … раз
Наблюдения.
Внесите в таблицу увеличения каждого объектива и окуляра вашего микроскопа и определите, во сколько раз увеличивает микроскоп на малом и большом увеличении.
Объектив | Увеличение объектива | Увеличение окуляра | Общее увеличение |
малый
| | | |
большой | | | |
Вопросы:
1. Что является источником света в вашем микроскопе?
2. Почему следует предметное стекло держать за края?
3. Почему следует использовать кусочек фильтровальной бумаги только один раз?
4. Почему нужно ставить микроскоп на расстоянии 10 см от края стола?