Сценарий урока биологии в 6 классе «Знакомство с устройством микроскопа»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: познакомить с устройством светового микроскопа, научить им пользоваться, изготавливать временный препарат; проводить наблюдения, делать выводы, записывать и зарисовывать полученные результаты.
Оборудование и материалы: все необходимое для проведения практических работ (см. в тексте урока).
Ключевые слова и понятия: см. в тексте урока.
На предыдущем уроке вы узнали, что все организмы состоят из клеток, что клетка — основная единица живого. Сегодня вы не только познакомитесь с устройством микроскопа, научитесь пользоваться им, но и самостоятельно изготовите некоторые временные препараты и рассмотрите их.
(Далее следует напомнить о правилах техники безопасности, так как работа связана с оборудованием, которое может быть повреждено, а также с опасностью для самих учащихся.)
Переносить и переставлять микроскоп всегда нужно, поддерживая его двумя руками.
Одной рукой следует держать микроскоп за штатив, а другой — подставку.
Микроскоп всегда должен находиться в вертикальном положении, чтобы не выпал окуляр.
Ставить микроскоп на стол следует ручкой штатива к себе на расстоянии не менее 10 см от края стола. Если поставить микроскоп ближе к краю, то вы можете случайно задеть его и опрокинуть.
Берите покровное и предметное стекла крайне аккуратно, чтобы они не разбились и вы не порезались.
Никогда не дотрагивайтесь пальцами до линз, так как жировые следы от вашей кожи могут притянуть пыль, что станет причиной царапин на линзе.
Практическая работа 3. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С УСТРОЙСТВОМ МИКРОСКОПА И ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМ.
Цели: познакомить с устройством светового микроскопа; научить им пользоваться, изготавливать временный препарат.
Оборудование: микроскоп, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек ваты, нитка, волос или другие объекты для рассматривания.
Ключевые слова и понятия: микроскоп, штатив, тубус, окуляр, объективы — малый и большой, револьверная головка, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, диафрагма, зеркало, подставка, микропрепарат.
Ход работы
Рассмотрите микроскоп. Рассмотрите рисунок микроскопа в учебнике (учебник И.Н. Пономаревой § 6; учебник В.В. Пасечника § 1) и найдите его основные части: штатив, тубус, окуляр, объективы — малый и большой, револьверную головку, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, диафрагму, зеркало, подставку. Ознакомьтесь с функциями каждой из частей микроскопа.
Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект. Для этого посмотрите на числа, выгравированные на окуляре и объективе, и перемножьте их. Например, на окуляре выгравировано «х7», а на объективе — «х20». Соответственно, 20 х 7 = 140. Это значит, что исследуемый объект будет увеличен в 140 раз. Какое минимальное и максимальное увеличение дает ваш микроскоп?
Заполните таблицу.
Увеличение |
Объектива |
Окуляра |
Суммарное |
Минимальное |
|||
Максимальное |
Мягкой салфеткой протрите линзы окуляра, объектив и зеркало вашего микроскопа. При помощи зеркала направьте свет в отверстие предметного столика. Посмотрите в окуляр и убедитесь, что зрительное поле достаточно освещено.
Возьмите предметное и покровное стекла, протрите их мягкой салфеткой. На предметное стекло капните каплю воды и положите в нее кусочек ваты (также можно рассмотреть кусочек нитки или человеческий волос). Накройте сверху препарат покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха. Промокните фильтровальной бумагой. Положите готовый микропрепарат на предметный столик так, чтобы исследуемый объект оказался над центром отверстия. Зажимами укрепите предметное стекло на предметном столике.
Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении. Какие значения должны быть у объектива и окуляра в этом случае? При помощи регулировочного винта найдите такое положение предметного столика, при котором ваш препарат будет виден наиболее четко. Будьте осторожны, так как, сильно подняв предметный столик, можно раздавить стекло.
Рассмотрите микропрепарат при максимальном увеличении.
Зарисуйте ваш микропрепарат при минимальном и максимальном увеличении. Не забудьте подписать название препарата и размер увеличения объекта.
Самостоятельная работа
1.Опишите увеличительные приборы, которые можно использовать для изучения биологических препаратов.
Ручная лупа: дает увеличение- С ее помощью можно рассмотреть
Штативная лупа: дает увеличение- С ее помощью можно рассмотреть
Школьный световой микроскоп может давать увеличени- С его помощью можно рассмотреть
2.Поставьте соответствующие цифры
Строение микроскопа и лупы а также их создатели
Микроскопия: Занятие 1. Устройство микроскопа
Правила работы с микроскопом / Как настроить / Инструкция.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций