Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения «Сказки народов мира. Индийская народная сказка "Маленькая птичка и слон"»

2
0
Материал опубликован 13 April 2023

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения "Сказки народов мира. Индийская народная сказка "Маленькая птичка и слон"".

 

В индийской народной сказке "Маленькая птичка и слон" глубокое воспитательное содержание, которое будет понятно детям 8-9 летнего возраста. Оригинальность преподнесения текста, в том что человеческие отношения показаны через действия животных. Кем бы ты ни был необходимо уважать мнение и просьбы друг друга. Уважая чужое мнение учишься уважать самого себя.

Первый интерес ребенка к книге возникает чаще всего благодаря иллюстрации, этому «волшебному ключику», открывающему перед читателями дверь в живой и многообразный мир художественной литературы. Иллюстрация будит воображение, формирует представление о мире сказочном и мире реальном, приобщает к искусству линий и красок. Сопоставляя иллюстрацию с текстом, учащиеся осваивают своеобразие художественной речи (повествование, описание), в меру своих сил проникают в значение художественного контекста, расширяют свои представления о переносном значении слов, о богатстве оттенков значения. Иллюстрация дает свободную интерпретацию текста, не исключая привнесения дополнительного значения в ту или иную изображаемую ситуацию. 1

Различают словесное и графическое рисование. Совмещению этих понятий способствует проведение интегрированных уроков чтения – ИЗО.

1 http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2881

Класс: 2

Тип: интегрированный урок

Интеграция предметов: ИЗО и литературное чтение .

Тема: "Сказочное пространство"

Цель: сформировать представление о творчестве художников - иллюстраторов на примере создания собственного эскиза иллюстрации к сюжетной композиции сказки о животных.

Задачи:

Образовательные:

познакомить обучающихся с историей развития детской книжной иллюстрации и творчеством художников иллюстраторов И.Я. Билибина, Е. М. Рачёва;

сформировать навык составления сюжетной композиции при выполнении иллюстрации к сказке.

Развивающие:

развивать чувство эмпатии, через эмоциональное восприятие народных сказок мира;

формировать устойчивое внимание и развивать воображение;

дать представление о роли фантазии в искусстве.

Воспитательные:

развивать любовь и интерес к народному творчеству;

воспитывать аккуратность, усидчивость и настойчивость в работе;

прививать любовь к книгам;

развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Текст народной индийской сказки "Маленькая птичка и слон";

Детские книги о животных с иллюстрациями (русские народные сказки, Самуила Маршака, Пришвин М. М. «Кладовая солнца» и «Золотой луг»; Мамин-Сибиряк Д. М. «Алёнушкины сказки»; сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро; произведения Корнея Чуковского, «Детки в клетке» С. Я. Маршак.);

Экранные средства наглядности ( презентация с примерами иллюстраций известных художников (И.Я Билибин, Е. И. Чарушин, Е. М. Рачев, В.М. Васнецов)

Трафареты.

Материалы:

Лист плотной бумаги

Гуашь

Файл

Кисть №2,3, 5

Губка

Трафарет слона и птички в гнезде

Палитра

Стакан с водой

Вискозная салфетка

Одноразовая пластиковая вилка

 

Ход урока

I. Организационный момент .

Цель: формирование самооценки готовности к уроку.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

Давайте проверим, все вы ли готовы к занятию. Для работы нам сегодня понадобятся: альбомный лист, файл, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, стакан с водой, палитра.

А к вашим материалам к уроку понадобится еще кусочек губки, одноразовая пластиковая вилка и шаблоны животных, которые я вам раздам сама.

ΙΙ. Подготовка к введению нового материала

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Коммуникативные УУД: учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

(Отгадывание загадок, ответы на вопросы.)

Отгадайте загадку.

У бумажных, умных птичек,

Много крылышек- страничек. (книга)

- Ребята сегодня наше занятие будет посвящено книгам. Я думаю, что каждый из вас хоть раз, но был в книжном магазине и библиотеке. Вы видели там множество самых разных книг.

- Я думаю, что многие из вас очень любят читать.

- А какие книги вам нравятся? Какие книги вы больше всего любите читать?

(Ответы обучающихся)

- Я сегодня для вас принесла несколько интересных книг. (Книги с иллюстрациями и без них)

- Посмотрите и скажите, какую из книжек вам бы хотелось прочитать первой?

- Так и оказавшись в магазине или библиотеке как правило, вы выбираете самые красивые книги. Вас привлекают книжки с красивыми и цветными картинками.

III. Формулирование темы урока и постановка целей.

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Познавательные УУД: ввести понятие об иллюстрации. Ознакомить учащихся с художниками-иллюстраторами. Учить детей видеть художественный образ, изображенный на иллюстрации. Понимание связи народного искусства (народные сказки) с окружающей природой, климатом, традициями и особенностями региона сказка.

- Ребята, а кто из вас знает, как правильно называются картинки в книжках.

Иллюстрация — наглядное  изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст.

Так что мы будем рисовать на уроке?

Тема нашего урока звучит "Иллюстрация или изображение сказочного пространства".

Как вы думаете чему мы должны научиться на уроке?

Какие цели стоят перед нами?

IV. Изучение нового материала.

Цель: познакомить с иллюстрациями и художниками-иллюстраторами.

Познавательные УУД: ввести понятие об иллюстрации. Ознакомить учащихся с художниками-иллюстраторами. Учить детей видеть художественный образ, изображенный на иллюстрации. Понимание связи народного искусства (народные сказки) с окружающей природой, климатом, традициями и особенностями региона сказка.

Коммуникативные: учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

Регулятивные: учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Беседа:

- Ребята, а кто знает, как называют художника рисующего иллюстрации для книг?

- Конечно же, это художник – иллюстратор.

- Иллюстрации в книгах могут быть и цветные и черно-белые, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники через иллюстрации раскрывают содержание всей книги.

– Давайте мы с вами посмотрим иллюстрации разных художников к одним и тем же сказкам и определим, какими средствами пользовались художники, каков их стиль, манера иллюстрирования. Рассмотрите иллюстрации и назовите отличительные черты, манеры иллюстрирования.

Презентация «Книжная иллюстрация».

– Как вы считаете, это сказочные или реальные рисунки?

– С помощью каких приемов художники передают сказочность происходящего?

– Попробуйте дать оценку и назовите различия между иллюстрациями разных художников.

– Чьи иллюстрации вам нравятся больше? Почему?

– Давайте теперь посмотрим, как художники решают проблему выбора цвета. Цветом, рисунком выражается настроение, отношение художника к событию или герою. Цвет определяет главного героя и его настроение. Если художник использует темные тона для фона, какое настроение передаётся? (Печаль, грусть, враждебность.) Для выражения хорошего настроения какие цвета подходят? (Светлые.) Чтобы выделить главного героя цветом, иллюстратор использует яркие, сочные тона красной, синей, жёлтой краски.

Демонстрация иллюстраций.

– Посмотрите на иллюстрации и определите, кто главный герой сюжета. Как это показали художники? (Выделили цветом, размером, расположили на переднем плане.) Расскажите, что ближе, а что дальше изобразили художники?

- Сегодня я познакомлю вас с творчеством первого художника иллюстратора детских сказок.

- Первым иллюстратором детских книг был Иван Яковлевич Билибин — русский художник - график и театральный оформитель. Главной любовью и привязанностью художника была сказка. И.Билибин является автором множества великолепных иллюстраций к русским народным сказкам и былинам.

- Над иллюстрированием детских книг стало работать огромное количество художников , один из них художник Е.М. Рачев.

Обратите внимание, какие сказки он иллюстрировал? О ком эти сказки?

Это русские народные сказки о животных.

- В сказках звери говорят и действуют, как люди, и Рачёв одевает их в русские народные костюмы, делая похожими на людей. Оттого сразу можно увидеть, какой характер у каждого из сказочных героев. 

- А вот лиса и кот, наряженные в старинные костюмы: лиса - боярыней, а кот - воеводой. Они гордо вышагивают – ведь они обманули всех лесных жителей, рассказав им, что кот прислан в лес в качестве начальника над всеми зверями.

 

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

 

VI. Физминутка.

Цель: восстановление физических сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность.

А теперь, ребята, подготовим к работе наши ручки.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше,

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Пальчики зашевелились.

Быстро, быстро, быстро.

И остановились.

 

VII. Закрепление полученных знаний.

Цель: закрепить полученные знания.

Познавательные УУД: ввести понятие об иллюстрации. Ознакомить учащихся с художниками-иллюстраторами. Учить детей видеть художественный образ, изображенный на иллюстрации. Понимание связи народного искусства (народные сказки) с окружающей природой, климатом, традициями и особенностями региона сказка.

Коммуникативные: учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

Регулятивные: учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

- Вам сегодня предстоит стать художниками иллюстраторами и выполнить эскиз к индийской народной сказке "Маленькая птичка и слон". Я вам ее прочитаю. (чтение и разбор текста).

- Ребята, а кто помнит, что такое эскиз?

(Эскиз — предварительный набросок, фиксирующий замысел художника или отдельной его части.)

- Во время работы над эскизом вам не стоит забывать о композиции в рисунке. Ребята, а кто из вас помнит определение композиции.

(Композиция - это составление и расположение изображаемых объектов на формате в соответствии с идеей, благодаря которому складывается картина. Обдумывание композиции и словесное рисование поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.)

- А для того чтоб у вас всё хорошо получилось, я предлагаю вам придерживаться следующей инструкции в работе: (показ на экране этапов работы)

(Самостоятельная творческая работа учащихся).

Начинаем:

1.Выбираем сказку. У нас с вами индийская народная сказка "Маленькая птичка и слон" (вспомните главных персонажей).

2.Выбираем сюжет (место действия -это джунгли , время -день, событие- встреча слона и птички).

3. Выбор формы для изображения (прямоугольная). Так как центр композиции дерево, значит оно высокое и лист мы расположим вертикально.

4. Создание пейзажного фона в нетрадиционной технике рисования "монотипия" ( с помощью файла и 4 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый). Наносим на файл в последовательности сверху вниз краски следующих цветов: 1. желтый, 2. оранжевый, 3. красный,3. зеленый теплого оттенка. Затем переворачиваем и отпечатываем на белый лист бумаги.

5. Кистью №3 рисуем ствол и ветки дерева коричнево-желтого оттенка.

6. С помощью губки примакиванием создаем крону дерева холодного оттенка зеленого цвета. Губку обмакиваем в зеленый цвет холодного оттенка и примакиванием создаем крону дерева.

7. Берем сквозной трафарет слона и птицы в гнезде располагаем в нужных местах ( слон рядом с деревом немного его перекрывая, птица в гнезде на кроне дерева) закрашиваем с помощью губки.

8. Кистью №2 прорисовываем мелкие детали у слона и птицы.

9.Завершаем рисунок нетрадиционной техникой рисования "отпечатки вилкой", выполняем штрихи в виде высокой травы на фоне земли (обмакнуть вилку в краску зеленого цвета, затем тыльной стороной движение снизу вверх изображаем траву).

 

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Цель: зафиксировать умения, полученные на уроке.

Личностные УУД: прививать интерес и любовь к изобразительному искусству. Развивать воображение, мышление и речь.

Дети отвечают на вопросы. Анализируют полученные знания и обобщают их.

1. Итог работы. (Выставка работ обучающихся)

- Какие интересные иллюстрации получились у вас ребята. Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к ге­роям сказок, их настроение. Молодцы!

2. Обобщение по теме.

- Подошло к концу наше занятие и мне хочется узнать, понравилось ли вам сегодняшнее задание?

Продолжите фразы:

Я узнал...

Я научился...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ.

Учебное время использовано рационально и эффективно. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость). В начальных классах, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Все этапы урока работали на главный этап «Практическая работа». Тщательно подошла к выбору технических средств обучения и наглядных пособий, исключив все лишнее. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой, подбор современных приемов и методов обучения поможет каждому ребенку продвинуться в своем индивидуальном развитии.

 

 

 

 

1. http://school44.tgl.ru/sp/pic/File/Tehnologicheskaya_karta_uroka_po_IZO_3-a.pdf

2. https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4474

3. https://infourok.ru/primer-samoanaliza-uroka-po-izo-1467040.html

4. https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/samoanaliz-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva

5. http://lib-5.ru/urok1/urok-32087.php

6.https://dic.academic.ru

7.https://infourok.ru/konspekt-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-illyustrirovanie-moya-lyubimaya-skazka-v-karandashe-4030593.html

8. https://kopilkaurokov.ru/izo/uroki/urokpoizoliubimaiaskazka

 

 

 

 

Обязательно присутствует физкультминутка как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности.

 

 

 

6

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации