Интегрированное занятие по обществознанию и математике в рамках курса «Основы финансовой грамотности»
Основы финансовой грамотности, методы ее преподавания в системе основного среднего образования.
ИРО Липецкой области
Что такое налоги и зачем их надо платить?
(Интегрированное занятие по обществознанию и математике в рамках курса «Основы финансовой грамотности»)
Проект
подготовили учителя МБОУ СОШ №1
г.Данкова Липецкой области
Анохина Римма Николаевна - учитель истории и обществознания,
Лукьянова Людмила Юрьевна - учитель истории и обществознания,
Олейникова Ирина Владимировна - учитель математики,
Стуколова Елена Викторовна - учитель математики.
Липецк, 2021
Цель: создать условия для повышения финансовой грамотности обучающихся, предполагающей освоение базовых понятий по теме «Налоги», способствовать формированию культуры грамотного финансового поведения у обучающихся.
Задачи:
познакомить обучающихся с понятием налоги, видами налогов, функциями налогов, понятием налоговой политики государства;
способствовать формированию индивидуальной ответственности каждого налогоплательщика;
совершенствовать вычислительные навыки обучающихся по теме проценты и применять имеющиеся знания в новой ситуации для решения прикладных задач.
Планируемые результаты:
Предметные.
Усвоить понятия по теме: налоги, виды налогов, функции налогов.
Овладеть предметными умениями: считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога.
Метапредметные.
Уметь получать и критически осмысливать экономическую информацию; уметь самостоятельно организовывать комплексный поиск необходимой информации и планировать ход деятельности; самостоятельно анализировать и корректировать свои действия и организовывать работу в группе и паре; уметь устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом.
Личностные.
Понимать необходимость уплаты налогов. Уметь анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Формировать целостное мировоззрения соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Применяемая педагогическая технология: технология развития критического мышления(ТРКМ)
Тип урока: изучение нового материала
Применяемые педагогические методы и приёмы:
-«корзина идей»,
-перепутанные цепочки,
- фишбоун,
-кластер,
-тонкие и толстые вопросы,
-«плюс- минус- интересно» и т.д.
(Наиболее часто встречающиеся приемы ТРКМ)
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах и парах, самостоятельная
Средства обучения: раздаточный материал, презентация
Оборудование: Мультимедиа-проектор, экран, ПК, презентация, раздаточный материал, канцелярские принадлежности (маркеры, ручки, бумага формата А3)
Ход занятия.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||
Вызов. Приветствует обучающихся. - Сегодня у нас необычное занятие, объединяющее в себя обучение по двум дисциплинам: обществознанию и математике. Какая же тема могла объединить эти предметы? -Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо решить примеры. Но сначала вспомним: 1) Что такое %? 2) Как найти % от числа? 1) 8% от 17500 2) 13% от 26000 3) 25% от 25600 4) 39% от 37500 5) 40% от 50000 -Используя таблицу, определите тему сегодняшнего занятия.
« Приём корзины идей.» -Какие ассоциации возникают у вас при понятии « Налоги» Запись мнений На стадии вызова происходит обсуждение и комментирование ассоциаций. -Как вы думаете какая проблема будет предметом обсуждения на нашем занятии? 2. Осмысление -Давайте разберемся, что же такое «НАЛОГ». Перед вами слайд. Используя все слова составьте определение понятия «Налог». Налоги - периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке». -Как вы полагаете, что должны знать граждане государства о налогах? -Поработаем с текстом. Для этого разделимся на группы. 1) Знакомство с инструментом «Плюс- Минус- Интересно).Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?» 2)Разбиться на группы. Выполнить задание 1 группа. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. ? Какие две категории налогоплательщиков названы в тексте? Почему уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан?
2 группа. Составить кластер «Виды налогов». Записывается в центре листа ключевое понятие, а от него выстраиваются смысловые линии. Кластер – графический прием систематизации материала ? Объясните основное различие между прямыми и косвенными налогами 3 группа. Метод Фишбоун. «Функции налогов». Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. ? Как Вы думаете, какую из них иногда называют социальной? Свой ответ объясните с опорой на текст. 4 группа. Составить таблицу «Системы налогообложения» ?В стране Z возник значительный дефицит бюджета. Правительство вынесло на рассмотрение парламента законопроект об отказе от пропорциональной шкалы и введении прогрессивной шкалы налогообложения. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по одному возможному аргументу (объяснению) сторонников и противников этого нововведения. Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета. Статья 57 Конституции России устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, оборону страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например фундаментальная наука, многие учебные заведения, библиотеки и т.п.); распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую, или антиинфляционную (способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения); воспитательную (сдерживают потребление продуктов, вредных для здоровья, устанавливая на них повышенные налоги); контрольно-учётную (посредством налогообложения ведётся учёт доходов граждан, предприятий и организаций). По способу взимания налогов различают прямые: подоходный налог с населения-НДФЛ (в России с 1 января 2001 г. он составляет 13%); налог на прибыль с фирм; на имущество; на недвижимость; на дарение;на наследство; на финансовые операции и косвенные налоги: акциз (от лат. accidere — обрезать); налог с продаж; налог на добавленную стоимость (НДС); таможенные пошлины; налог на экспорт. Прямой налог означает, что взимается он с дохода или имущества налогоплательщика и уплачивается им за счет своих средств. Косвенный же налог рассматривается как установление надбавки к цене товаров и услуг, которая уплачивается конечным покупателем. В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества
Вывод.- Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. -Как видим, существует достаточно много налогов. Каждому из вас придется их платить. Вы познакомились с теорией, перейдём к практике. - Налоги и сборы: почему их нужно платить? История может дать нам лишь один ответ: в истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов. Таким образом, налоги - это неотъемлемая необходимость существования государства. Каждый налогоплательщик должен знать размер выплачиваемых налогов и понимать для чего он платит налоги. | Приветствуют учителя. Обучающиеся отвечают на ? Решают примеры(?? Обучающиеся определяют тему занятия. «Налоги» 1) индивидуальная работа 2) в парах 1/Запишите свои ассоциации с этим словом. 2/Обменяйтесь мнением с соседом. 3/Выберите наиболее важное суждение. 4/Сообщите мне ваши суждения. Что такое налоги и почему без них не может обойтись ни одно государство? Работа в парах . Ответы учащихся. Работа индивидуальная, Групповая. Представление своих проектов. Ответы на ? Работа с задачами, их решение Просмотр видеоролика о Фоме. Ответы детей. | ||||||||||||||||||
Рефлексия. «Верно- неверно» 1. Налоги взимаются только с физических лиц (неверно); 2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства (верно); 3. Налоги идут на создание общественных благ (верно) 4. Налоги – основной источник формирования государственного бюджета (верно) 5. Налоги, взимаемые с конкретного гражданина, является косвенным налогом. (неверно) 6. Налог на автомобиль является косвенным налогом. (неверно) 7. Подоходный налог в Российской Федерации составляет 31% (неверно) 8. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция (штраф) (верно) | | ||||||||||||||||||
Домашнее задание: Решите -----ворд. Надите слова( словосочетания),связанные с темой «Налоги» Выяснить, какие налоги платит ваша семья. Произвести вычисления этих налогов | |
б | н | а | л | о | г | о | в | ы | й | к | о | д | е | к | с | я |
а | р | к | п | ь | в | ш | ч | г | с | и | ы | ш | з | ж | и | г |
в | д | ц | о | х | ы | з | ы | в | я | г | п | р | г | о | к | п |
н | е | и | м | у | щ | е | с | т | в | е | н | н | ы | й | а | ы |
ш | в | з | т | в | ц | м | г | р | и | ш | а | з | к | и | в | л |
г | а | р | у | ю | в | е | з | а | р | к | л | г | п | ш | з | п |
р | д | т | н | д | ф | л | я | н | в | п | о | ы | в | а | я | и |
ф | з | у | г | е | к | ь | ш | с | з | я | г | о | и | р | к | я |
а | й | д | ы | н | г | н | и | п | п | л | а | г | д | ы | о | п |
н | у | ф | д | ь | в | ы | п | о | в | ы | к | я | ш | р | а | ы |
к | н | к | а | г | з | й | к | р | р | к | с | д | и | в | г | и |
р | п | е | н | и | г | и | р | т | ш | л | в | г | к | а | ш | к |
с | е | о | б | р | а | я | о | н | д | с | а | ы | и | я | з | в |
т | о | б | к | в | п | л | д | ы | л | с | о | с | л | п | ч | д |
е | в | ю | ь | е | р | а | ж | й | ж | а | д | ч | а | р | ж | п |
т | ч | ф | щ | п | о | д | л | а | ч | р | с | п | с | о | л | а |
Раздаточный материал.
1)Посчитайте
1) 8% от 17500
2) 13% от 26000
3) 25% от 25600
4) 39% от 37500
5) 40% от 50000
-Используя таблицу, определите тему сегодняшнего занятия.
З | А | Б | Л | Р | О | К | Г | Н |
6760 | 3380 | 15625 | 6400 | 40000 | 14625 | 2000 | 20000 | 1400 |
Задания для работы в группах
Задание 1.
Молодая семья из двух человек планирует покупку автомобиля. Одним из факторов, влияющих на их выбор, является сумма денег в год, которую им придется платить в качестве транспортного налога. Анна предлагает купить «Киа Рио», а Игорь – «Лада Ларгус». Рассчитаете сумму транспортного налога с учетом налоговой ставки и помогите молодоженам.
Согласно ст.361 НК РФ налоговая ставка для расчета транспортного налога (с каждой лошадиной силы)
Двигатель Киа Рио имеет цепной привод ГРМ, что безусловно оценят практичные автовладельцы. Всего бензиновых моторов два 1.4 и 1.6 литра. Благодаря системе изменения системы газораспределения на одном из распредвалов мощность и экономичность агрегатов на хорошем уровне. 1.4 литровый выдает 107 л.с., а 1.6-литровый уже 123 л.с.
Двигатель Лада Ларгус, 8 клапанов которого размещены на 4 цилиндрах, развивает максимальную скорость в 167 км/ч, разгоняясь до сотни за 13,4 секунды. Шестнадцатиклапанный двигатель развивает скорость в 183 км/ч, разгоняясь до сотни за 12,8 сек. В городском режиме сжигает 9,6 л топлива, в загородном — 6,3 л, в смешанном — 7,5 л. Мощность восьмиклапанного мотора составляет 90 л. с.
В каком регионе выгоднее купить и поставить на учет автомобиль ?
Группа 2.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в РФ.
НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Это, например, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши, выплаты по больничным листам (в том числе при выплате пособия по временной нетрудоспособности нотариусам налоговым агентом признается нотариальная палата. Она обязана исчислить, удержать и внести в бюджет НДФЛ). Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом.
Основная ставка НДФЛ в России составляет 13%.
Являясь обязательным федеральным налогом, НДФЛ удерживается из зарплаты каждого работника независимо от того, является он штатным сотрудником или временно работает в компании на основе заключенного договора подряда. Чтобы разобраться в том, как рассчитать подоходный налог с зарплаты, познакомимся с формулой, по которой эти вычисления производят:
НДФЛ = НБ * Рнс / 100
где НБ – налоговая база,
Рнс – % ставки, отдельно определяемой для каждого плательщика.
Налоговой базой служит доход – дивиденды или заработная плата, складывающаяся из начислений:
оклад/тариф или суммы, означенные в договоре (об оказании услуг либо трудовом);
премиальные выплаты;
надбавки за выслугу лет, квалификацию, территориальную расположенность;
пособия по временной нетрудоспособности.
Все эти начисления облагаются НДФЛ. Но имеются и исключения. Не попадают под налогообложение суммы выплат, не связанных с трудовой деятельностью: материальная помощь (до 4 000 руб.), алименты, стипендии, пенсии, пособия при сокращении штата, а также расходы по командировке.
Задание: Молодая семья из двух человек решила посчитать, какую сумму налогов они отчисляют со своих доходов в год.
Доход Игоря
№ | месяц | доход |
1 | Январь | з/п 18000р., |
2 | Февраль | з/п 18000р., |
3 | Март | з/п 16000р., премия 7000р. |
4 | Апрель | з/п 18000р., |
5 | Май | з/п 17000р., |
6 | Июнь | з/п 18000р., |
7 | Июль | з/п 18000р., материальная помощь 4000р. |
8 | Август | з/п 18000р., |
9 | Сентябрь | з/п 18000р., |
1 | Октябрь | з/п 18000р., |
1 | Ноябрь | з/п 18000р., |
1 | Декабрь | з/п 18000р.,премия 10000р. |
Доход Анны
№ | месяц | доход |
1 | Январь | з/п 15000р., |
2 | Февраль | з/п 15000р., |
3 | Март | з/п 16000р., премия 4000р. |
4 | Апрель | з/п 15000р., |
5 | Май | з/п 15000р., |
6 | Июнь | з/п 15000р., бабушка подарила на день рождения - 3000р. |
7 | Июль | з/п 15000р., |
8 | Август | з/п 16000р., |
9 | Сентябрь | з/п 16000р., |
| Октябрь | з/п 16000р., |
1 | Ноябрь | з/п 16000р., |
1 | Декабрь | з/п 16000р.,премия 8000р. |
Группа 3
Задача: Игорь и Анна имеют в собственности двухкомнатную квартиру площадью 54 кв. метра. Помогите супругам рассчитать налог на имущество, если:
- кадастровая стоимость квартиры 2 млн. рублей
- инвентаризационная стоимость – 1 млн. 200 тысяч рублей
- налоговая ставка за 1 кв. метр по Липецкой области – 0,1%.
Формула расчета налога на имущество
Сумма налога рассчитывается от кадастровой стоимости установленной на 1 января текущего налогового периода пропорционально периоду владения.
При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрены налоговые вычеты (уменьшение кадастровой стоимости) на величину кадастровой стоимости – 20 кв. метров в отношении квартиры.
В связи с тем, что сумма налога, рассчитанная от кадастровой стоимости, как правило, значительно выше рассчитываемой от инвентаризационной стоимости, установлен поправочный коэффициент, применяемый при расчете суммы налога – 0,4.
Сумма налога рассчитывается по формуле:
Н=(Н1-Н2)*К+Н2, где
Н – сумма налога подлежащая оплате;
Н1 – сумма налога, исчисленная из кадастровой стоимости без учета поправочного коэффициента;
Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;
К – поправочный коэффициент.
2)Работа с текстом
Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета. Статья 57 Конституции России устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.
Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, оборону страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например фундаментальная наука, многие учебные заведения, библиотеки и т.п.); распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую, или антиинфляционную (способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения); воспитательную (сдерживают потребление продуктов, вредных для здоровья, устанавливая на них повышенные налоги); контрольно-учётную (посредством налогообложения ведётся учёт доходов граждан, предприятий и организаций).
По способу взимания налогов различают прямые: подоходный налог с населения-НДФЛ (в России с 1 января 2001 г. он составляет 13%); налог на прибыль с фирм; на иму- щество; на недвижимость; на дарение;на наследство; на финансовые операции и косвенные налоги: акциз (от лат. accidere — обрезать); налог с продаж; налог на добавленную стоимость (НДС); таможенные пошлины; налог на экспорт. Прямой налог означает, что взимается он с дохода или имущества налогоплательщика и уплачивается им за счет своих средств. Косвенный же налог рассматривается как установление надбавки к цене товаров и услуг, которая уплачивается конечным покупателем.
В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества
1 группа. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
? Какие две категории налогоплательщиков названы в тексте? Почему уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан?
2 группа. Составить кластер «Виды налогов». Записывается в центре листа ключевое понятие, а от него выстраиваются смысловые линии. Кластер – графический прием систематизации материала
? Объясните основное различие между прямыми и косвенными налогами
3 группа. Метод Фишбоун. «Функции налогов». Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
? Как Вы думаете, какую из них иногда называют социальной? Свой ответ объясните с опорой на текст.
4 группа. Составить таблицу «Системы налогообложения»
?В стране Z возник значительный дефицит бюджета. Правительство вынесло на рассмотрение парламента законопроект об отказе от пропорциональной шкалы и введении прогрессивной шкалы налогообложения. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по одному возможному аргументу (объяснению) сторонников и противников этого нововведения.