Интеллект-карта «Двигательные нарушения»
Двигательные нарушения-(нарушения функций опорно-двигательного аппарата) отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений (см. Движения произвольные). Встречаются у 5- 7% детей. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 160)
1. Ученые.
1.1Уильям Джон Литтль (William John Little, 1810-1894). ). Британский ортопед, впервые установивший причинную связь между осложнениями при родах и нарушениями умственного и физического развития ребенка. Работы Литтля привлекли внимание его современников. Отвечая своим оппонентам, Литтль не утверждал своего первенства в описании неврологических последствий патологических родов. Не найдя информации по этому поводу в английской медицинской литературе, он цитировал Уильяма Шекспира
1.2.Уильям Ослер (William Osler) (1849-1919). Знаменитый канадский ортопед. В 1889 году не предложил использовать термин «церебральные параличи». В обширной монографии «Церебральные параличи у детей» он также отметил связь между трудными родами и поражениями нервной системы у детей.
1.3. Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud‚ 1856 -1939). В своей монографии Фрейд пишет, что термин ”детские церебральные параличи” объединяет «те патологические состояния, которые уже давно известны, и в которых над параличом преобладает мышечная ригидность или спонтанные мышечные подергивания». Фрейдовская классификация и трактовка детского церебрального паралича была более широкой, чем последующие формулировки других авторов. Он предлагал применять этот термин даже в случаях полного отсутствия паралича, например при эпилепсии или задержке умственного развития. Эта трактовка ДЦП намного ближе к концепции раннего «повреждения мозга», сформулированного значительно позднее. Возможно‚ Фрейд предложил объединить разные моторные нарушения у детей в одну нозологическую группу потому, что он не смог найти другого пути упорядочить эту область детской неврологии. Вначале он изучал церебральные гемиплегии. Затем все другие моторные поражения объединил в одну группу, которую назвал церебральными диплегиями, понимая под этим термином поражение обеих половин тела. В этой группе были выделены четыре разновидности: 1) общая церебральная ригидность; 2) параплегическая ригидность; 3) билатеральная гемиплегия и 4) общая хорея и билатеральный атетоз. Позднее все эти разные моторные нарушения Фрейд объединил в одну нозологическую единицу - детский церебральный паралич. В ХХ столетии отсутствие консенсуса в определении нозологии усложняло проведение научных исследований. Все более очевидной для специалистов становилась необходимость формирования общего взгляда на ДЦП. Одни исследователи трактовали ДЦП как единую клиническую нозологию, другие - как перечисление похожих синдромов.
1.4. Турнер Генрих Иванович 17(29) окт. 1858 — 1941 — сов. хирург-ортопед. Засл. деят. науки РСФСР (1927). В 1881 окончил Медико-хирургич. академию (позже Военно-мед. академия) в Петербурге. С 1895 — проф. Военно-мед. академии, где по его инициативе была организована (1900) первая в России кафедра и клиника ортопедии, которой Т. и руководил до конца жизни. Осн. труды посвящены врожденным дефектам развития и заболеваниям позвоночника и изучению роли нервного фактора при травмах и некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Впервые в России поднял вопрос о необходимости, помимо организации домов призрения для детей-калек, проведения в приютах лечения таких детей, воспитания и их трудового обучения. Эти мероприятия были осуществлены Т. в одном из приютов в Петербурге, реорганизованном позже (1931) в детский ортопедич. институт его имени.
1.5. Семенова Ксения Александровна. Автор уникальной книги «Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом» .
Профессор института педиатрии Российской Академии медицинских наук К. А. Семёнова в течение многих лет глубоко изучает этиопатогенетическую сущность и патогенез детского церебрального паралича, обосновывает методы эффективного лечения больных детей.
Профессор К. А. Семёнова вывела классификацию форм ДЦП с учетом развития не только двигательной, но и интеллектуальной, психоречевой и эмоциональной сфер: 1) двойная спастическая гемиплегия (выражены все тонические рефлексы с ригидностью мышц); 2) спастическая диплегия; 3) гемипарез; 4) гиперкинетическая форма с подформами: а) двойной атетоз, б) атетозный баллизм, в) хориоатетозная форма, г) хореический гиперкинез; 5) атонически-астатическая форма.
Многолетние исследования К. А. Семёновой свидетельствуют о том, что восстановительное лечение может быть эффективно только в условиях раннего начала (в возрасте 4-9 месяцев), иногда с последующим систематическим лечением в течение нескольких лет. Клинические наблюдения автора с изучением соматосенсорных потенциалов, данных электроэнцефалографии, электронейромиографии, иммунологических и биохимических показателей свидетельствуют о ведущей патогенетической роли при этом заболевании сложных многоуровневых нарушений функциональной системы антигравитации (ФСА) и прежде всего – вестибулярной системы. Это дало К.А. Семёновой основание предложить использовать комбинезон «Пингвин», применяемый космонавтами в условиях невесомости, для восстановительного лечения больных детским церебральным параличом. Это лечение, как показали многочисленные исследования, оказалось эффективным для детей и подростков. Для воздействия на отолитовую подсистему вестибулярной системы была разработана специальная методика, получившая название «пассивная вестибулярная тренировка» (К.А. Семёнова, В.И. Доценко, 1987, 1988 и др.).
Для ослабления влияния на моторику нередуцированных тонических рефлексов, основного источника патологических синергий, был сконструирован лечебный костюм ЛК «Адели» с вмонтированным в него специальным реклинатором (Семёнова К.А., 1999, 2007). Под действием реклинатора ослабевало напряжение больших грудных мышц, являющихся триггером для формирования тонических рефлексов, наиболее интенсивно воздействующих на мышцы тазового пояса.
Дальнейшее усовершенствование конструкции лечебного костюма привело к созданию оптимального варианта рефлекторно-нагрузочного устройства, включающего в себя еще более удачный реклинатор, названного ЛК «Гравистат», который в настоящее время является наиболее эффективным и применяется в России в стационарных и поликлинических условиях уже в течение 14 лет в 500 лечебных учреждениях, а также за рубежом.
Метод восстановления движений, основанный на возможности коррекции нарушенной деятельности ряда мозговых структур путем рефлекторного воздействия на эти структуры, был назван «динамическая проприоцептивная коррекция» (ДПК).
Данный метод приводит к определенной нормализации или тенденции к нормализации ряда структур головного и спинного мозга, с чем и связаны положительные клинические сдвиги в неврологическом и ортопедическом статусе ребенка и улучшение его нейрофизиологических показателей.
Для каждого больного разрабатывается определённый план лечения, подбирается индивидуальный комбинезон и назначается свой комплекс упражнений. Лечебный процесс проводится под контролем имеющего специальную подготовку врача-невропатолога, с учётом особенностей организма больного и его заболевания. При необходимости занятия лечебной физкультурой в комбинезоне могут совмещаться с другими лечебными методами.
Применение этого метода, включающего в себя помимо использования ЛК, определённые виды массажа и приёмов лечебной физкультуры, требует знания врачом сущностных механизмов заболевания и, соответственно, методик их коррекции. В настоящее время такие лечебные устройства уже получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом (Польша, Югославия, Америка, Израиль и др.). В России ими пользуются в 132 лечебных учреждениях Министерства здравоохранения и в 86 учреждениях Министерства труда и социального развития РФ.
2.Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть мышечного, костного происхождения, а также наблюдаться по причине искажений в центральной нервной системе. В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяют следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата:
2.1 Врожденная патология опорно-двигательного аппарата. Врожденную патологию, в зависимости от природы и времени возникновения, принято делить на наследственную, передающуюся генетическим аппаратом, и ненаследственную, обусловленную воздействием тератогенных факторов на различных стадиях развития зародыша. Наследственная и ненаследственная врожденная патология глубоко отличаются друг от друга.
Возникновение наследственной врожденной патологии относится к периоду созревания половых клеток родителей и связано с рядом предыдущих поколений. Кроме того, наследственные аномалии — это результат мутаций, т. е. изменений хромосомного наследственного аппарата. Эти аномалии практически необратимы.
Несмотря на различие между наследственными и ненаследственными аномалиями, патогенез их следует рассматривать вместе, так как они внешне неотличимы друг от друга. Ненаследственные (фенотипические) пороки развития копируют наследственные (генотипические), и поэтому были названы Goldschmidt «фенокопиями» мутаций (П. Г Светлов 1962).
2.1.1. Вывих бедра. Врожденный вывих бедра - одна из наиболее часто встречающихся врожденных деформаций опорно-двигательного аппарата. Этот порок развития характеризуется недоразвитием всех элементов тазобедренного сустава и нарушением соотношений головки бедренной кости и вертлужной впадины. Он проявляется в трех формах, переходящих одна в другую: неустойчивое бедро, врожденный подвывих и, наконец, врожденный вывих бедра. Односторонний вывих встречается чаще двустороннего, у девочек в 5 раз чаще, чем у мальчиков.
Причиной заболевания могут быть порок первичной закладки опорно-двигательного аппарата, задержка внутриутробного развития плода в связи с изменениями витаминного баланса, особенно витамина Вг, гормональными нарушениями, токсикозы и нефропатии беременных, сопровождающиеся нарушением водно-солевого и белкового обмена, а также наследственная дисплазия тазобедренных суставов и т. д.
2.1.2. Кривошея. Кривошея говорит само за себя - это врожденная или приобретенная деформация шеи и неправильное положение головы. Кривошея занимает третье место среди врожденных патологий опорно-двигательного аппарата, уступая лишь врожденному вывиху бедра и косолапости. Эта патология может быть врожденной и приобретенной.
В зависимости от сроков проявления кривошея делится на раннюю и позднюю. Ранней формой страдает не более 14% всех больных. У них уже с рождения или после первых дней жизни укорочена грудино-ключично-сосцевидная мышца, голова наклонена в сторону, лицо и череп ассиметричны.
У подавляющего большинства больных деформации нарастают постепенно. В конце второй недели жизни в средней трети мышцы появляется плотное утолщение, которое достигает максимальной величины грецкого ореха к 4-6 неделям.
Кожа над уплотнением не изменяется, воспаления нет. Становится заметным наклон головы и поворот ее в противоположную сторону, ограничивается движение головой. При консервативном лечении уплотнение уменьшается и через 2-12 месяцев исчезает. Мышца приобретает нормальную эластичность и толщину.
2.1.3. Аномалии развития позвоночника.Аномалии и пороки развития оказывают существенное влияние на статику позвоночника в целом и движение в каждом позвоночном двигательном сегменте. Пороки развития чаще бывают множественными. В 88% случаев их обнаруживают на всем протяжении позвоночника, причем в среднем у одного больного наблюдалось пять порочно развитых позвонков [Ульрих Э.В.,1995].
Наиболее часто встречаются изменение числа поясничных и крестцовых позвонков. Сакрализация пятого поясничного позвонка происходит, когда поперечные отростки становятся большими и образуют с крестцом и подвздошными костями таза анатомическую связь, которая бывает костной, хрящевой, в виде сустава; неподвижной или подвижной. В последнем случае она может служить причиной болей. Функционально в поясничном отделе остается только четыре позвонка [Майкова-Строганова В.С., Финкельштейн М.А., 1952]. Сакрализация пятого поясничного позвонка встречались при исследованиях скелетов в 8,1% случаев, односторонняя у 5,8% и двухсторонняя у 2.3%. [Дьяченко В.А. 1954].
Противоположная ситуация встречается когда имеет место люмбализация первого крестцового позвонка. Он не срастается с крестцом, формируясь в свободный позвонок. В этом случае в поясничном отделе функционируют шесть позвонков. Люмбализация первого крестцового позвонка встречается у 1,1% скелетов. Процесс может иметь односторонний характер, когда один из поперечных отростков вырастает больше другого, что создает условия для сколиотической деформации позвоночника. П.Л.Жарков предлагает классифицировать виды сакрализации и люмбализация по характеру влияния этого вида дисплазий на статическую и динамическую функцию позвоночника. Автор различает 1) костную (двухстороннюю, одностороннюю), 2) хрящевую (двухстороннюю, одностороннюю), и суставную (двухстороннюю, одностороннюю) формы дисплазии [Жарков П.Л., 1994].
Асимметричное положение суставных площадок позвонков называется аномалией тропизма. Один из суставных отростков занимает обычное положение, ближе к сагиттальной плоскости, а второй выходит своей продольной осью во фронтальную плоскость. Аномалии тропизма грудного, поясничного и крестцового отделов встречается (по скелетам) 33% случаев [Дьяченко В.А. 1954]. Укорочение суставных отростков обнаруживались у 19%. Полное незаращение дужек позвонков (Spina bifida posterior) встречаются в 19% случаев. Наиболее часто эта аномалия развития происходит в первом крестцовом позвонке 5 - 10%. Открытый канал крестца (S1-S5) обнаруживается в 3,6% случаев, [Дьяченко В.А. 1954; Ульрих Э.В.,1995]. Неслияние тел позвонков (Spina bifida anterior) наиболее часто встречается в грудном отделе, достигая 5,28% [Дьяченко В.А. 1954; Ульрих Э.В.,1995]. Врожденное двухстороннее незаращение дужки (спондилолиз) чаще встречается у пятого поясничного позвонка и составляет 4,5-5%. Нарушение числа ребер может оказать существенное влияние на статику позвоночника. Так, формирование добавочных ребер, особенно асимметричное, может привести к сколиозу. Шейные ребра формируются от 0,5-1,5% (по данным Дьяченко В.А. 1954) до 7% (по данным Майковой-Строгановой В.С., Финкельштейна М.А, 1952) больных, поясничные у 8-9%.
Недоразвитие (гипоплазия) или полное отсутствие (агенезия) XII ребер встречаются в 0,5-0,9% случаев. Ограничения подвижности и функционирования грудной клетки часто связывают с вариантами развития ребер (расщепление, синостоз, экзостозы, удвоение, конкресценция ребер и др.), которые обнаруживают у 0,5-1% больных. Особое значение придается аномалиям развития позвонков краниовертебральной зоны. В исследованиях М.К.Михайлова (1983) они встречались у 8% обследованных. Незаращение задней дуги первого шейного позвонка встречается у 1,3% пациентов, блокирование (конкресценция) второго - третьего шейных позвонков у 2%, а полная ассимиляция первого шейного позвонка и затылочной кости у 1-2% скелетов. Для вертебрологов представляет интерес выявление ассимиляции атланта, то есть спаяние его с затылочной костью (встречается у 1-2 %), седловидная гиперплазия атланта [Майкова-Строганова В.С., Финкельштейн М.А., 1952; Дьяченко В.А. 1954; Королюк И.П.,1996; Ульрих Э.В.,1995].
Превращение борозды позвоночной артерии, располагающейся на атланте в канал вследствие образования костного мостика над этой бороздой (аномалия Киммерле). Выделяют медиальное положение костного мостика, когда он связывает суставной отросток и заднюю дугу атланта и боковое, если мостик перекидывается между суставом и реберно-поперечным отростком атланта, образуя аномальное кольцо латеральнее суставного отростка. Аномалия Киммерле встречается в 3% случаев и может играть немаловажную роль в развитии дисциркуляторных нарушений в бассейне позвоночных артерий [Луцик А.А., 1997; Ульрих Э.В., Мушкин А.Ю., 2002].
Синдром Клиппеля - Фейля - Шпренгеля тяжелая врожденная аномалия развития шейного отдела позвоночника с его резким укорочением, ограничением подвижности и конкресценцией нескольких позвонков. Рентгенологически определяются разнообразные аномалии: бабочковидные позвонки, задние или боковые полупозвонки, конкресценция или неслияние отдельных его частей [Лагунова И.Г., 1989; и др.].
Спондилоэпифизарные дисплазии характеризуются изменениями формы тел позвонков по типу платиспондилии, наиболее резко выраженными на уровне Th8 - L3. Причина этих проявлений - нарушение энхондрального окостенения во всех отделах скелета, где формируется спонгиозная кость. Позвонок приобретает вытянутую форму и напоминает бутылку, направленную горлышком вперед, что получило в литературе название "центральный язык". Спондилоэпиметафизарные дисплазии характеризуются уменьшением высоты передних отделов и сближением между собой тел грудных позвонков. Дети отстают в росте, постепенно укорачивается шея и туловище, усиливаются грудной и шейный кифоз, и особенно поясничный лордоз, деформируется грудная клетка [Лагунова И.Г., 1989; и др.]
2.1.4. Косолапость и различные деформации стоп. Врожденная контрактура суставов стопы, обладающая следующими признаками:
— подошвенная флексия стопы (эквинус) — пятка поднята вверх, а стопа опущена;
— варус подтаранного сустава — ось пятки смещена внутрь по отношению к оси голени;
— супинация стопы — опускание наружного края стопы и поднятие внутреннего края по отношению к пятке;
— аддукция (приведение) переднего отдела стопы — отклонение оси большого пальца внутрь по отношению к продольной оси стопы.
Косолапость — распространенная патология, составляющая до 12% от всех врожденных деформаций. Встречается в 1 случае из 1000 (по данным в США и Великобритании). В некоторых странах это соотношение гораздо выше и достигает 75:1000 (Полинезийские острова).
В два раза чаще эту патологию обнаруживают у мальчиков, причем в 30–50% случаев имеет место двустороннее поражении.
2.1.5. Недоразвитие и дефекты конечностей. Часто встречающиеся врожденные заболевания (аномалии развития) верхней конечности можно представить в следующем виде:
· врожденные ампутации;
· частичное недоразвитие конечности (извращение развития отдельных сегментов или суставов);
· амниотические перетяжки;
· избыточный рост или врожденное укорочение конечности;
· врожденные ложные суставы.
2.1.6. Аномалии формирования пальцев кисти. Врожденные аномалии составляют 7% от всех заболеваний кисти у детей, а среди всех врожденных аномалий составляют 13%. Это очень серьезная патология, приводящая к нарушению дееспособности, инвалидности и требующая высококвалифицированного лечения. Кисть, наряду с высшей нервной деятельностью, является средством самореализации человека – в производстве, быту, творчестве. Кисть является уникальным, довольно сложным и высокочувствительным органом.
Формирование костной системы завершается у плода к 3-му месяцу беременности. Именно в этот период под влиянием различных факторов и происходят нарушения формирования конечностей. Таких факторов множество: рентгеновское облучение, острые инфекционные заболевания у беременной, хронические заболевания (гипертония, сахарный диабет, гормональные расстройства), частые стрессовые ситуации, сдавливание плода, прием снотворных средств, антибиотиков и других медицинских препаратов, ну и, конечно же, главные враги здоровья плода – алкоголь и наркотики. Врожденные дефекты кисти часто сочетаются с другими врожденными аномалиями.
2.2.Заболевания нервной системы. Проявляются симптомами выпадения (параличи, утрата чувствительности), раздражения (боли и пр.) и нарушения интегративной функции нервной системы, когда могут преобладать расстройства психики.
2.2.1 Детский церебральный паралич. Собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием.
2.2.1.1. Спастическая диплегия- самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки.
Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20 % детей передвигаются самостоятельно, 50% — с помощью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.
2.2.1.2 .Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы.
2.2.1.3.Гиперкинетическая форма - связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).
Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашистые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь. В 20—25% поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов.
2.2.1.4. Гемипаретическая форма -поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем - правого).
Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и> речевых нарушений.
2.2.1.5.Атонически-астатическая форма возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. В 50% отмечаются речевые и психические нарушения различной степени тяжести.
Более 400 факторов способны вызвать повреждающее воздействие на центральную нервную систему, но особенно опасно это влияние до 3—4 месяца беременности. Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, вызывая кислородное голодание плода — хроническую гипоксию. Развитие центральной нервной системы в условиях хронической гипоксии
2.2.2. Полиомиелит -эпидемический острый, паралич детский инфекционный - острое инфекционное заболевание, характеризующееся клиническим полиморфизмом - от гриппозного состояния, серозного менингита до вялых стволовых и спинальных парезов и параличей с остаточными мышечными атрофиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
Возбудителем является вирус полиомиелита рода энтеровирусов. Известны 3 его серотипа. Источником инфекции являются больной человек и вирусоносители. Инфекция передаётся кишечным и воздушно-капельным путём. Новорождённый имеет пассивный трансплацентарный иммунитет, сохраняющийся до 3 лет. Иммунитет после перенесённого заболевания пожизненный.
После проникновения вирус полиомиелита размножается на слизистой оболочке рта, глотки и кишечника и достигает регионарных лимфоузлов (инкубационный период). Затем наступает вирусемия, соответствующая начальной стадии (малая болезнь) с поражением многих органов. Первые поражения, обусловленные нейротропизмом, наступают в мягких оболочках мозга (менингеальная апаралитическая форма.
2.3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
2.3.1. Травматические повреждения спинного и головного мозга, конечностей.
К травматическим повреждениям спинного мозга относятся:
- повреждение позвоночника (вывихи, подвывихи, блокировка атлантоаксиальных и межпозвоночных суставов ущемленной в них капсулой, смещение тел позвонков – дислокация 1-2 позвонков),
- кровоизлияния в спинной мозг и оболочки.
Различают следующие виды травм головного мозга:
1) сотрясение головного мозга;
2) ушиб головного мозга;
3) сдавление головного мозг.
2.3.2. Полиартрит -одновременное или последовательное воспаление нескольких суставов. Может выступать как самостоятельное заболевание — инфекционно-неспецифический (ревматоидный) П. (см. Коллагеновые болезни), а также быть результатом ревматизма, сепсиса, подагры и многих др. заболеваний. Проявляется болями в суставах, местной припухлостью, гиперемией кожи, возможны тугоподвижность, деформации суставов.
2.3.3. Заболевания скелета. Заболевание скелета человека остеопороз характеризуется снижением плотности кости, которое ведет к увеличению риска переломов костей. И это не только сгорбленная в результате переломов позвонков спина, но и переломы других костей, в их числе – перелом шейки бедра, самое опасное следствие остеопороза, уносящее из жизни около 15-20% людей.
3. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста при ДЦП.
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью,взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом, строится с учетом следующих принципов:
3.1. Системный подход к коррекционно-педагогической работе. Предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
3.2. Раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции. Раннее выявление патологии развития и своевременное коррекционное педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсации нарушенных функций. Коррекционная работа строится не с учетом возраста.
3.3. Организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития. Нарушения психического и речевого развития при ДЦД в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-психологических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте - предметная деятельность; в дошкольном возрасте - игровая деятельность.
3.4. Наблюдение за динамикой психоречевого развития. Имеет острую необходимость, так как нарушение речи и психики спутники ДЦП.
3.5. Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы. Согласно этому принципу психологическую коррекцию, можно рассматривать как единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут эффективны, если психолог не учитывает клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал, педагоги, родители), в которой находится ребенок.
3.6. Тесное взаимодействие с семьей ребенка. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
4.Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида. Выпускники специальных групп с негрубыми двигательными нарушениями могут обучаться в общеобразовательной школе. Дети с выраженными двигательными расстройствами направляются на обучение в школы VI вида.
Цель коррекционного воспитания и обучения – всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
В специализированных школах-интернатах обучаются 60–70 % детей с церебральным параличом.
Коррекционные учреждения VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: начальное общее образование (4–5 лет), основное общее образование (6 лет), среднее образование (2 года). Общий срок обучения составляет 12 лет. Наполняемость классов 10 человек.
4.1. Последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений.
Специалисты, работающие с детьми, имеющими проблемы в развитии (в частности с ДЦП), психологи, дефектологи, логопеды, психотерапевты и педагоги, уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания через игру, проявить творческую и социальную активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» в игровом процессе, а также развивать мыслительные процессы, формировать активное воображение, произвольность памяти и внимания.
Е.В. Фадеева отмечает, что своеобразие социальной ситуации развития детей с детским церебральным параличом является результатом сложного взаимодействия неблагоприятного органического фона, на который накладываются разнообразные психотравмирующие обстоятельства, приводящие к возникновению двигательной, эмоциональной, коммуникативной, сенсорной депривации. Наиболее значимыми среди проявлений нарушенного развития являются двигательные, речевые и интеллектуальные нарушения.
4.2. Целенаправленное формирование высших психических функций.
Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в резуль тате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений. А. Р. Лурия провел психологический анализ развития конструктивной деятельности дошкольников. В отличие от обычно применяемых в дошкольной педагогике, конструктивных игр, где ребенок точно копирует образец, автор предложил конструирование с нерасчлененных образцов, где перед ребенком стояла задача мысленного анализа элементов, из которых состоит предложенная модель. Однояйцевые близнецы были разделены на две группы. Одна группа обучалась конструированию по традиционной методике, а вторая группа (их сестры и братья) обучалась конструированию с нерасчлененных образцов (готовые постройки были заклеены белым плотным картоном). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что предложенный метод конструирования по моделям радикально изменяет развитие конструктивной деятельности ребенка, положительно сказывается на развитии сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов. Обучение конструированию по моделям существенно повлияло на умственное развитие детей, на развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
4.3. Воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально-бытовой адаптации. Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.
Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:
- информирование и консультирование инвалида и его семьи;
- “адаптационное” обучение инвалида и его семьи;
- обучение инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;
- обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;
- адаптацию жилья инвалида к его потребностям.
5.Другие методы коррекции:
5.1 Иппотерапия (от греческого hippo – лошадь) – лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде (ЛВЕ). Этот метод вспомогательного лечения эффективен в разной степени для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями. Привлечение больных к спорту также даёт положительный эффект.
В России иппотерапией начали заниматься с 1991 года, хотя этот метод известен ещё с древних времён. Первая организация – Детский экологический центр «Живая нить» на ЦМИ (Центральный московский ипподром), успешно работающая по настоящее время. Долгие годы её возглавляет Терентьева Ирина Юрьевна, одна из основателей организации
ТЕСТЫ
Задание №1
Ученый предложивший использовать термин «Целебральные параличи»
А) Зигмунт Фрейд
Б) Уильям Джон Литтль
В) Уильям Ослер
Г) Турнер Генрих Иванович.
Задание №2
Самая распространенная форма ДЦБ
А) Спастическая диплегия
Б) .Гиперкинетическая форма
В) Двойная гемиплегия
Г) Гемипаретическая форма
Задание №3
Принцип коррекционной работы предусматривающий постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений
А) Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы
Б) Организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития
В) Тесное взаимодействие с семьей ребенка
Г) Системный подход к коррекционно-педагогической работе.
Задание № 4
Ученый чьё имя носит детский ортопедический институт в Петербурге
А) Семенова Ксения Александровна
Б) Турнер Генрих Иванович
В) Зигмунд Фрейд
Г) Уильям Джон Литтль
Задание № 5
К какому виду двигательных нарушений относится врождённый вывих бедра
А) Врожденная патология опорно-двигательного аппарата
Б) Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата
В) Заболевания нервной системы
Задание № 6 Полиомиелит относится к
А) Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата
Б) Заболевания нервной системы
В) Врожденная патология опорно-двигательного аппарата
Задание № 7
Дети с ДЦП обучаются в
А) школе 6 типа
Б) в обычной школе
В) в школе 3 типа
Г) в школе 8 типа
Задание № 8
Альтернативный метод коррекции при ДЦП
А) Музыкатеропия
Б) Аромотерапия
В) Иппотеропия
Г) Хемиотерапия
Задание № 9
Процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов
А) Последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений
Б) Воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально-бытовой адаптации
В) Целенаправленное формирование высших психических функций
Задание № 10
Каму из ученых принадлежит идея использовать комбинезон «Пингвин» в лечении двигательных нарушений
А) Семенова Ксения Александровна
Б) Уильям Ослер
В) Турнер Генрих Иванович
Г) Зигмунд Фрейд
Задание № 11 Коррекционные учреждения VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ _________ ступеней
А) 5
Б) 2
В) 3
Г) 7
Задание № 12
Какой из принципов коррекционной работы отражает важности участи семьи в становлении личности ребенка
А) Раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции
Б) Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы
В) Системный подход к коррекционно-педагогической работе
Г) Тесное взаимодействие с семьей ребенка
Задание №13
Самая тяжелая форма ДЦП
А) Спастическая диплегия
Б) Гиперкинетическая форма
В) Атонически-астатическая
Г) Двойная гемиплегия
Д) Гемипаретическая форма
Задание № 14
Полиартрит это
А) Врожденная патология опорно-двигательного аппарата
Б) Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата
В) Заболевание нервной системы
Задание № 15
Врожденная или приобретенная деформация шеи и неправильное положение головы это
А) Заболевание скелета
Б) Недоразвитие и дефект конечностей
В) Кривошея
Г) Заболевание нервной системы
Задание № 16
Ученый объединивший все моторные нарушения в целебральний параличи, и выделял в них 4 разновидности 1) общая церебральная ригидность; 2) параплегическая ригидность; 3) билатеральная гемиплегия и 4) общая хорея и билатеральный атетоз
А) Зигмунд Фреид
Б) Турнер Генрих Иванович
В) Уильям Джон Литтль
Г) Уильям Ослер
Задание № 17
Сколько форм ДЦБ выделяется на данный момент
А) 5
Б) 2
В) 3
Г)6
Задание № 18
Общий срок обучения в школе 8-го типа составляет
А) 11 лет
Б) 9 лет
В)12 лет
Г) 4 года
Задание №19
Двигательные нарушения встречаются у ______ % детей
А) 5-7
Б) 10-12
В)50-60
Г) 20-30
Задание № 20 взаимодействие специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, это
А) Неотъемлемая чести коррекции и развития
Б) Далеко не обязательное условия коррекции и развития
В) Выдумка педагогов и врачей
Г) Желательное но не обязательное условие коррекции и развития
Ключ к тестам
1-в; 2-а; 3-г; 4-б; 5-а; 6-г; 7-г; 8-в; 9-б; 10-а; 11-в; 12-г; 13-г; 14-б; 15-г; 16-а; 17-а; 18-в; 19-а; 20 а.
Литература, сайты.
http://www.poly-eco.com/metod.html
http://www.pedlib.ru/Books/6/0011/6_0011-84.shtml#book_page_top
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С.160
Н.М.Назарова. Специальная педагогока. Москва. ACADEMA 2000.Стр 400
http://www.zloy-doctor.ru/node/576
http://www.turner.ru/ods_porok.html
http://www.neomed.od.ua/vrozhdennii-vivih-bedra
http://mz-clinic.ru/brands/992.html
http://www.trvm.ru/orthopedics/index_493.html
http://festival.1september.ru/articles/414625/
http://iacceptmybaby.blogspot.com/2011/03/blog-post_2908.html