12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акатова Ирина Анатольевна3432
Акатова Ирина Анатольевна.Социальный педагог высшей категории, учитель ОДНРК и ОРКСЭ , педагог -психолог МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области
Россия, Костромская обл., Галичский район, д Степаново

Использование Интеллект–карт (майндмэп ) на уроках духовно-нравственного цикла ОРКСЭ И ОДНКНР.

Прием можно использовать с детьми любого возраста. По-английски звучит как «mind maps» —карты ума или умственные (мыслительные) карты. Автор – создатель интеллект-карты : ТОНИ БЬЮЗЕН « Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой .Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!» Т.Бьюзен

Прием Интеллект-карта способствует развитию комплексного мышления ребенка. Помогает рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон, предложить интересный вариант решения вопроса. Прием используется для развития аналитических способностей учеников, когда требуется выявить связи между понятиями, темами. 

Как использовать прием интеллект-карт на уроках?

Этапы создания интеллектуальной карты:

Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.

В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).

От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.

Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.

Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.

Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.

Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:

выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);

расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);

определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

Механизм работы интеллект-карт заключается в том, что любая информация, поступающая в мозг, может быть представлена в виде нейрона: в центре находится мысль (объект, понятие), а от нее расходятся лучи, воплощающие собой ассоциации, связанные с данной мыслью. Множество таких ассоциативных карт образует ассоциативную сеть, носителями которой являются нейроны мозга. Ассоциативная сеть есть не что иное, как память человека. Идея педагогического приема состоит в том, чтобы уловить мысль в определенный момент времени, отразить причинно-следственные связи мысли с известными понятиями и найти место на этой карте новым информационным объектам.

Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта?

Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:

развитие творческих и аналитических способностей учащихся;

формирование познавательной мотивации в процессе обучения;

получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;

умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;

умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;

развитие критического и рефлексивного мышления.

Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

Интеллект карты можно использовать так же продуктивно и на любых других уроках.


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Павкина Галина Геннадьевна, 21.04.17 в 10:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересно!
Акатова Ирина Анатольевна, 23.04.17 в 09:46 1Ответить Пожаловаться
Использую и на уроках технологии, а дочка в начальных классах . Уровень запоминания улучшается.
Пестрякова Елизавета Геннадьевна, 23.04.17 в 20:14 0Ответить Пожаловаться
Подумаю, как можно применить в детском саду.
Пестрякова Елизавета Геннадьевна, 03.05.17 в 20:45 0Ответить Пожаловаться
Попробовала , получилось Спасибо!!
Акатова Ирина Анатольевна, 15.05.17 в 16:15 0Ответить Пожаловаться
Я рада, что вам пригодился материал!!
Дьячкова Наталья Анатольевна, 16.05.17 в 19:08 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Давно применяю, очень полезно для детей всех возрастов.
Акатова Ирина Анатольевна, 27.05.17 в 20:36 0Ответить Пожаловаться
Совершенно с вами согласна.
Акатова Ирина Анатольевна
Комментарий был удалён пользователем 27 май 2017 в 20:36
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.