Выступление «Использование интеллект-карт на уроках»
Использование Интеллект–карт (майндмэп ) на уроках духовно-нравственного цикла ОРКСЭ И ОДНКНР.
Прием можно использовать с детьми любого возраста. По-английски звучит как «mind maps» —карты ума или умственные (мыслительные) карты. Автор – создатель интеллект-карты : ТОНИ БЬЮЗЕН « Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой .Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!» Т.Бьюзен
Прием Интеллект-карта способствует развитию комплексного мышления ребенка. Помогает рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон, предложить интересный вариант решения вопроса. Прием используется для развития аналитических способностей учеников, когда требуется выявить связи между понятиями, темами.
Как использовать прием интеллект-карт на уроках?
Этапы создания интеллектуальной карты:
Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.
Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:
выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).
Механизм работы интеллект-карт заключается в том, что любая информация, поступающая в мозг, может быть представлена в виде нейрона: в центре находится мысль (объект, понятие), а от нее расходятся лучи, воплощающие собой ассоциации, связанные с данной мыслью. Множество таких ассоциативных карт образует ассоциативную сеть, носителями которой являются нейроны мозга. Ассоциативная сеть есть не что иное, как память человека. Идея педагогического приема состоит в том, чтобы уловить мысль в определенный момент времени, отразить причинно-следственные связи мысли с известными понятиями и найти место на этой карте новым информационным объектам.
Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта?
Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:
развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
развитие критического и рефлексивного мышления.
Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.
Интеллект карты можно использовать так же продуктивно и на любых других уроках.
Павкина Галина Геннадьевна
Акатова Ирина Анатольевна
Пестрякова Елизавета Геннадьевна
Пестрякова Елизавета Геннадьевна
Акатова Ирина Анатольевна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Акатова Ирина Анатольевна