Интеллектуальная игра для учеников 4 класса «Умницы и умники».

26
8
Материал опубликован 19 August в группе



ИГРАPPTX / 1.66 Мб

Цели и задачи:

1. Развитие познавательных процессов: внимания, различных видов памяти, зрительного восприятия, воображения.

2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументированно доказывать свою точку зрения.

3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи.

1 тур: В первом туре учащимся по очереди предлагаются вопросы по 4 учебным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. Игра проводится с помощью интерактивной презентации. За каждый правильный ответ участники получают жетон. Во 2 тур переходят 6-7 участников, набравших наибольшее количество баллов.

(В зависимости от целей проведения мероприятия, во 2 туре могут принимать участие все учащиеся).

2 тур: Во втором туре участники выполняют письменно предложенные задания так же по 4 предметам.

Итоги интеллектуального конкурса подводятся по результатам двух этапов.

​​​​​​​

b1724049806.jpg

1 тур

Русский язык:

  1. Отгадай пословицу по двум ключевым слова: Встречают-провожают.

Встречают по одежке, провожают по уму.

  1.  Определи, какой частью речи являются выделенные слова.

В полях, не кошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.

Сущ., прилаг.

  1.  Объясни значение фразеологизма:  От горшка два вершка.

Человек слишком мал, а значит, не опытен и неразумен. Он употребляется в переносном смысле, когда хотят подчеркнуть, что кто-то ведет себя неподобающим образом для своего возраста, лезет не в свое дело или дает непрошенные советы.

  1.  Составь предложения со словами: одеть и надеть.

Одеть кого-то или что-то, надеть на себя.

  1.  Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз

Он

  1. Найди слова, которые имеют два корня. Снеговик, землекоп, земляника, парник, теплоход, островок, корнеплод.

Землекоп, теплоход, корнеплод

  1. Найди слово, близкое по значению к слову «журить». Искать, обманывать, перебивать, оценивать, бранить, жульничать.

Ответ: бранить

  1. Подбери синоним к слову перст

Ответ: палец

  1. Найди в предложении подлежащее и сказуемое: Высокий дуб метель занесла снегом.

Ответ: Метель занесла

  1. Прочитай предложение. Найди ошибку: Повар посолил суп солью.

Ответ: (посолил означает, что положили соль. Предложение должно звучать так: Повар посолил суп)).

Литературное чтение:

  1. К какому жанру относится произведение, в котором имеется мораль?

Ответ: басня

  1. Прозвище Никиты, кто спас Киев от змея.

Ответ: Кожемяка

  1. Вспомни сказочное выражение, которое можно заменить словами: очень далеко

Ответ: Очень далеко – за семью морями.

  1. Отгадай литературного героя, укажи фамилию писателя, рассказавшего об этом герое: Куш + лоза =

Ответ: Золушка - Ш.Перро

  1. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу. Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.

Ответ: «Поспешишь – людей насмешишь».

  1. Замени фразеологизм близким по смыслу словосочетанием: Как рыба в воде.

Ответ: очень уверенно себя чувствует.

  1. Сказка- перевёртыш. Определи её правильное название: Жаба – домоседка

Ответ: Лягушка- путешественница.

  1. Вспомни сказку по ключевым словам: Полено, очаг, ключ, борода, театр. Назови автора сказки.

Ответ: «Буратино» -  Алексей Толстой.

  1. Продолжи фразу, взятую из сказки. Назови автора строк.

Жил –был поп,

Толоконный лоб,

Пошёл поп по базару…

Ответ: Жил – был поп,

Толоконный лоб,

Пошёл поп по базару…

Посмотреть кой - какого товару.

«Сказка о попе и его работнике его Балде», А.С Пушкин

  1. Какая сказка лишняя? Почему? «Мальчик-с-пальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», «Русалочка».

Ответ: Мальчик с пальчик - его написал Шарль Перро. Все остальные - Андерсен

Математика:

  1. Что есть у каждого слова, растения и уравнения?

Ответ:  (корень)

  1. Какая геометрическая фигура дружит с солнцем?

Ответ: (луч)

  1. Назовите наименьшее семизначное число

Ответ:  (1000000)

  1. Сколько пар ножек у сорока сороконожек?

Ответ: (1600)

  1. В числе 9850 сколько всего десятков?

Ответ: (985)

  1. Найти одну седьмую от числа  56

Ответ: (8)

  1. В корзине находится меньше 10 яблок. Эти яблоки можно разделить поровну между двумя или тремя девочками .Сколько яблок в корзине?

Ответ: 6

  1. Сколько существует цифр?

Ответ: 10

  1. Ленточку разрезали на 6 частей. Сколько сделали разрезов?

Ответ: 5

  1. На столе стояло 5 стаканов с клубникой. Юра съел один стакан клубники. Сколько стаканов осталось?

Ответ: 5.

Окружающий мир:

  1. Самая большая планета Солнечной системы.

Ответ: Юпитер

  1. Часть земной поверхности, которую мы можем охватить взглядом.

Ответ: горизонт

  1. В какой части света находится Сахара?

Ответ: В Африке

  1. Растение – насекомоед, которое растёт на болотах.

Ответ: Росянка

  1. У какого хищного зверя наших лесов след похож на след человека?

Ответ: у медведя

  1. Какая ягода получила свое название из-за темно-синего, почти черного цвета, а у всех, кто ей лакомится – зубы и язык на некоторое время становятся чернильно – синими?

Ответ: черника

  1. Продолжи предложение.   Смена времен года зависит от…

Ответ: Смена времен года зависит от вращения Земли вокруг Солнца и от того, что ось вращения планеты наклонена. Таким образом, Солнце освещает Землю неравномерно, то одну ее половину, то другую в большей степени.

  1. Этот зверёк похож на белку, но меньшего размера. Уши у него короткие, без кисточек. На спине и по бокам 5 чёрных продольных полос.

Ответ: бурундук

  1. Какие звери летают и спят всю зиму вниз головой?

Ответ: летучие мыши

  1. Из какого растения готовят манную крупу?

Ответ: из пшеницы

2 тур:

Русский язык

1. Какой частью речи являются выделенные слова?

а) Я мою руки.(__________)

б) Ваня помог нести мою сумку.(__________________)

в) На пологом холме росли крупные ромашки.(_______________)

г) Кровать украсили лёгким розовым пологом.(_________________)

Ответ: а)глагол, б)местоимение, в) имя прилагательное,  г) имя существительное

  1. Угадай слово и запиши его.

 1) первая буква задуманного слова является согласной в последнем слоге слова «комната»;

 2) вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове «квартира»;

 3) третья буква – не проверяемая безударная гласная в слове «завтрак»;

 4) четвёртая буква обозначает первый, непарный, звонкий, твёрдый, согласный звук в слове «машина»;

 5) с пятой буквы начинается второй слог в слове «овёс»;

 6) шестая буква является окончанием в слове «берёза»;

 7) седьмая буква обозначает всегда мягкий, звонкий согласный, который есть в слове «урожай».

Ответ: ___________________

Ответ: трамвай

Литературное чтение

  1. Дай  толкование устаревшим  словам                                          

ланиты __________________________

супостат ________________________

челом бить  ______________________ 

горница_________________________

яства ___________________________

Ответ:

ланиты ____________________ щёки

супостат ________________________ противник, враг

челом бить ______________________ низко кланяться

горница _________________________ комната

яства _____________________ еда, кушанья

  1. Узнай писателя по его краткой биографии. Подчеркни ответ. В последнем задании напиши ответ в строке.

А) Этот поэт служил на Кавказе. Дважды его представляли к награде за отвагу, но царь Николай I отклонял ходатайства командования. Этот поэт был смертельно ранен на дуэли. Он создал стихотворения «Парус», «Бородино», «Узник» и другие. В 2024 году мы отметили  его 210-й юбилей.

а) М.Ю. Лермонтов         б) А.С. Пушкин         в) И.С. Никитин

Б) Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки познавательны: «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты».

а) К.Д Паустовский      б)   М.М. Пришвин        в)  В.В. Бианки

В) Родилась в Москве, мечтала стать балериной, но  стала детской писательницей. Её стихи полюбили и дети, и взрослые. Герои её произведений- обычные школьники.  После войны она вела передачу  на радио « Найти человека». Благодаря  этой программе 900 семей снова соединились.

а)  А.Л Барто      б)    В.А. Осеева       в)  З.И. Воскресенская

Г) Известный детский писатель К.И. Чуковский на самом деле имел другие имя и фамилию, но все же псевдоним и настоящее имя очень похожи. Назови настоящие  имя, отчество и фамилию Чуковского.

_________________________________________________________________________

Ответы:

А) М.Ю. Лермонтов

Б) в)  В.В. Бианки

В) а)  А.Л. Барто 

Г) Никола́й Васильевич Корнейчуко́в

Математика

  1. Нужно распилить 5 брёвен на 6 частей каждое. Сколько времени на это потребуется, если на один распил уходит 4 минуты? Ответ____________________________________

Ответ: 1 час 40 минут

  1. Петя бегает в два раза быстрее Коли и в три раза быстрее Маши. На беговой дорожке стадиона Петя, Коля и Маша стартовали одновременно. Петя добежал до финиша на 12 секунд раньше Коли. На сколько секунд Петя прибежал раньше Маши? Запиши рассуждение и ответ.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: На 24 секунды. Раз Коля бегает в два раза медленнее Пети, то на прохождение дистанции он тратит вдвое больше времени. Значит, Коля пробежал дистанцию за 24 секунды, а Петя - за 12 секунд. Тогда Маша пробежала дистанцию за 12  3 = 36 секунд и отстала от Пети на 36 − 12 = 24 секунды.

Окружающий мир

  1. Вычеркни лишнее название в каждой строчке.                            

Лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж.

Лист, почва, стебель, плод, корень.

Гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник.

Снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка.

Гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ.

Венера, Марс, Земля, Луна.

Россия, Франция, Урал, Китай.

Дон, Волга, Байкал, Днепр.

Ответ:

Лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж.

Лист, почва, стебель, плод, корень.

Гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник.

Снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка.

Гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ.

Венера, Марс, Земля, Луна.

Россия, Франция, Урал, Китай.

Дон, Томь, Байкал, Днепр.  

  1. Прочитайте приведенные в таблице примеры. Какие свойства воды и воздуха в них описаны? Запиши эти свойства.

Примеры

Свойства

В аквариуме, наполненном водой, хорошо видна форма и цвет рыб и растений.


Вода в стакане оказалась сладкой на вкус.


На сильном морозе стеклянная банка, наполненная водой, лопнула.


Мама на кухне печет пирог. Ты находишься в другой комнате и не видишь, что делает мама, но точно определяешь, что она печет пирог.


Зимнюю одежду утепляют мехом или слоем ткани из рыхлых волокон.


Ответ:

Примеры

Свойства

В аквариуме, наполненном водой, хорошо видна форма и цвет рыб и растений.

прозрачность

Вода в стакане оказалась сладкой на вкус.

растворитель

На сильном морозе стеклянная банка, наполненная водой, лопнула.

При замерзании расширяется

Мама на кухне печет пирог. Ты находишься в другой комнате и не видишь, что делает мама, но точно определяешь, что она печет пирог.

Воздух движется

Зимнюю одежду утепляют мехом или слоем ткани из рыхлых волокон.

Воздух не пропускает тепло

Источники:

https://infourok.ru/intellektualnaya-igra-dlya-uchenikov-klassov-umnici-i-umniki-3635437.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/03/26/zadaniya-dlya-podgotovki-k-olimpiade-po-russkomu-yazyku-4

https://infourok.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku-3-klass-6833607.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2022/02/06/olimpiada-po-literaturnomu-chteniyu-rayonnyy-uroven-4-klass

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/olimpiada_po_literaturnomu_chteniiu_2?ysclid=lzp43fabvm358887560

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/intielliektual_nyi_konkurs_samyi_umnyi_4_klass

https://урок.рф/library/olimpiada_po_matematike_dlya_4_klassa_192418.html?ysclid=lzp63nawla261622873

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2021/04/27/olimpiada-po-okruzhayushchemu-miru-4-klass

https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/165649-olimpiada-po-okruzhayuschemu-miru-4-klass-s-otvetami.html

Картинки

https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2024-01/gas-kvas-com-p-malchik-stoit-na-prozrachnom-fone-32.png

https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2024-01/gas-kvas-com-p-risuyushchaya-devochka-na-prozrachnom-fone-38.png

https://amiel.club/uploads/posts/2022-03/thumbs/1647536803_36-amiel-club-p-kartinki-na-temu-russkii-yazik-39.png

https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2024-01/gas-kvas-com-p-ramka-okruzhayushchii-mir-na-prozrachnom-f-26.png

https://papik.pro/uploads/posts/2023-01/1674288053_papik-pro-p-matematika-risunok-42.png

https://i.pinimg.com/originals/ea/c7/9b/eac79bdd88c0169817a6ee2005f17a7a.png

Жетоны:

https://sun6-23.userapi.com/s/v1/if1/5stWM6lqlUPL6toHT55w2CMSlf87k9Nhcn6tghZ69XwoGUYILujurlxv1oCXAd5yGPhnWugp.jpg?size=711x711&quality=96&crop=3,212,711,711&ava=1


Комментарии

Светлана Валерьевна, спасибо за творчество!

19 August

Ирина Владимировна, благодарю Вас за внимание к моим публикациям!

19 August

Светлана Валерьевна! Замечательная идея и её воплощение в жизнь. Ребятам обязательно понравится Ваш ресурс. Творческих Вам идей.

19 August

Лидия Петровна, спасибо Вам за такие приятные комментарии! И Вам желаю успехов в новом учебном году!

19 August

ОЧень увлекательная игра получилась! Большое спасибо за чудесную разработку!

19 August

Ольга Анатольевна, благодарю за такие приятные слова!!!

19 August

Благодарю за качественную помощь коллегам!

19 August

Марина Юрьевна, спасибо Вам за внимание к моим методическим разработкам!

19 August