12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена119
учитель истории, обществознания МБОУ "Корниловская СОШ"
Россия, посёлок Двинской, Верхнетоемский район

Интеллектуальная игра для учащихся 8 классов «Умники и умницы»,

посвященная 290-летию со дня рождения Суворова А.В.

Цель: способствовать развитию интереса школьников к военной истории России, личности А.В. Суворова 

Задачи: активизация интеллектуальной деятельности обучающихся; развитие познавательных способностей, расширение кругозора; формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовой к его защите. 

Оборудование: игровое поле, игровые протоколы для жюри, жетоны за правильные ответы (30-40 штук), песочные часы.

Подготовительная работа: подготовительная работа команд начата за две-три недели до мероприятия. Изучить информацию о биографии, жизнедеятельности, героических подвигах А.В. Суворова. Участники должны быть готовы отвечать на вопросы о Суворове.

Правила игры

В игре принимает участие весь класс.

Первый тур отборочный. В первом туре участвуют учащиеся всего класса. Отборочный тур состоит из 30 вопросов, за каждый правильно отвеченный вопрос ученик получает жетон. В первом туре побеждают пять участников игры, набравшие наибольшее количество жетонов.

Второй конкурсный тур состоит из 5 категорий вопросов: награды, биография, сражения, интересные факты, цитаты. Каждая категория состоит из 3 вопросов. Правильность ответов оценивается до 10 баллов в зависимости от сложности вопроса. В третий финальный тур выходят три участника, набравшие наибольшее количество баллов.

Третий финальный тур состоит из 3х вопросов (по одному вопросу для каждого участника финала. Победитель третьего тура является победителем всей игры. В случае, если два участника набрали одинаковое количество очков, то они получают дополнительное задание.

Супер-игра состоит в отгадывании предмета, находящегося в “черном ящике”.

Ход игры

Вступительное слово:

Наша сегодняшняя встреча посвящена Александру Васильевичу Суворову – великому полководцу и человеку. 24 ноября 2020 года отмечается 290-летие со дня его рождения.

Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров — великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере, один из основоположников русского военного искусства, князь Российской империи, граф Российской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов.  С великим именем Александра Васильевича Суворова в сердце каждого русского человека рождаются высокие чувства признательности к его заслугам и делам, исполненным на пользу Отечества. Он жил для России, любил народ русский, как своих братьев, слился с ним духом. При одном воспоминании о Суворове, под знаменами которого сражались наши воины, зарождается в душе отвага.

Первый тур отборочный. 

Вопросы:

1. Сколько лет со дня рождения А.В. Суворова мы отмечаем в этом году? (290)
2. Сколько лет прожил А.В. Суворов? (69 лет, допустимо – 70) (1730-1800)

3. Сколько иностранных языков знал Суворов? (7) 

4. Как звали детей А.В. Суворова? (Аркадий и Наталья)

5. Каким оружием был награжден Суворов за победу в битве при Рымнике? (золотая шпага)

6. В имение Кончанское пришло письмо, в котором говорилось: «…за верную службу переведен в отставку и посажен на пенсию.» О ком шла речь? (о коне Мишке, подаренном донскими казаками)

7. . Какой полуостров вошел в состав России в ходе второй русско-турецкой войны? (Крым)

8.. Назовите три главных правила победы по Суворову? (глазомер, быстрота, натиск)

9 . Одно из любимых правил здорового образа жизни с детства А.В.Суворова? (закаливание)

10. В каком году русские войска, которыми командовал Суворов, штурмом взяли Измаил? (1790)

11. Сколько сражений выиграл А. В. Суворов? (60)

12. Продолжите известные высказывания Суворова: «Сам погибай – (а товарища выручай)»

13. Продолжите известные высказывания Суворова: «Тяжело в учении – (легко в бою)»

14. Продолжите известные высказывания Суворова: «Голод – (лучшее лекарство)»

15. Какая императрица взошла на престол в годы военной карьеры Суворова? (Екатерина II)

16. Екатерина II подарила Суворову шубу и велела обязательно ее носить. Что делать? Ведь ослушаться приказа императрицы было никак невозможно! Что сделал Суворов? (Тогда Суворов стал везде возить с собой дарованную шубу, но держал ее на коленях). 

17. Однажды Суворов был приглашен к обеду во дворец. Занятый одним разговором, он не касался ни одного блюда. Заметив это, Екатерина спрашивает его о причине. Что ответил Суворов?

( Он у нас, матушка-государыня, великий постник — отвечает за Суворова Потемкин,— ведь сегодня сочельник, он до звезды есть не будет. Императрица, подозвав пажа, пошептала ему что-то на ухо; паж уходит и чрез минуту возвращается с небольшим футляром, а в нем находилась бриллиантовая орденская звезда, которую императрица вручила Суворову, прибавя, что теперь уже он может разделить с нею трапезу.) 

18.Какие награды имел А. В. Суворов? (принимаются ответы: Орден Святого апостола Андрея Первозванного,Орден Святого Георгия I, II, III ст.,Орден Святого Владимира,Орден Святого Александра Невского,Орден Святой Анны)

19. Почему фамилия Суворова иногда звучит как Суворов-Рымникский? (Победу в сражении на реке Рымник многие военные историки считают вершиной полководческой карьеры Суворова)

20. Какой поход был последним в военной карьере Суворова? (Швейцарский)

21. Как называется известная картина Василия Сурикова, на которой изображен Суворов? («Переход Суворова через Альпы»)

22. Какой известный французский полководец позаимствовал методы и способы, введенные в оборот Суворовым? (Наполеон)

23.Где умер и захоронен Суворов? (Санкт-Петербург, в Александро-Невской лавре)

24.Что написано на могиле А.В. Суворова?

25. А.В. Суворову установлено много памятников. Как был установлен первый, в чем необычность увековечивания? (Решение об установке памятника Суворову было принято ещё при его жизни, что не имело прецедентов в России)

26. Как называются учебные заведения , в которых увековечена память о Суворове?

27. Однажды, по одной из версий, Суворов строгий выговор за самовольные действия. Суворов был предан суду, и военная Коллегия приговорила его к смертной казни. Екатерина II не утвердила наложенные на Суворова взыскания, написав: «Победителей не …». (Не судят).

28. Александр Васильевич Суворов также сказал о нём: «Умён, умён, хитёр, хитёр… Никто его не обманет». Позднее этот офицер станет главной фигурой в войне 1812 года с Наполеоном. Назовите имя этого прославленного полководца (Михаил Илларионович Кутузов).



Второй конкурсный тур 

Сражения

1. Известно, что Александр Васильевич Суворов за свою военную карьеру не проиграл ни одного сражения. Одновременно с выдающимся полководцем, против турок и французов воевал выдающийся флотоводец, который так же не проиграл ни одного сражения на море. Назовите его фамилию. (Ушаков Ф.) 



2. «24 часа на размышление для сдачи и – воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть» - написал Суворов А.В. в ультиматуме коменданту, какой крепости? (Измаил) 



3. Суворов создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны, а также на обучение и воспитание войск. Суворов часто обходил войска и смотрел, чтобы солдаты были сыты и одеты, пробовал их кашу, шутил с ними, но не любил их нежить, часто ночью делал тревогу и вёл их несколько вёрст. Учил переходить реки вплавь и вброд. Обучал навыкам штыкового и рукопашного боя, взятию крепостных сооружений и стрельбе. Этим он хотел приучить солдат к тяжёлым военным трудам. И они по одному его слову готовы были идти в огонь и воду. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Назовите излюбленный Суворовым способ ведения боя? (Атака)



Биография

1. 24 ноября 1730 года в Москве, в доме у Никитских ворот, в семье генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова, родился мальчик. Имя ему дали Александр. Маленький москвич Саша Суворов был хил и слаб, и никто не ждал от него никаких доблестей. Отец решил, что самое лучшее быть сыну, когда вырастет, чиновником. В честь кого Суворов получил своё имя Александр?
Ответ: В честь Александра Невского

2. Саша с детства любил читать. Особенно ему нравились книги по военной истории, которые он брал из отцовской библиотеки. Из книг он узнал о великих полководцах прошлого – Ганнибале и Цезаре. Их воины были сильными и крепкими. А Саша, как уже говорилось, был на редкость слабым. И тогда он стал заниматься гимнастикой, обливаться холодной водой, в стужу не кутался, ходил в лёгкой одежде. Во время проливного дождя, в отцовском имении, Александр любит скакать верхом на лошади.Как у всех детей у Саши Суворова были игрушки. Во что он любил играть?

Ответ: Да, он любил играть игрушечными солдатиками, с которыми повторял все сражения великих полководцев прошлого.

3. Мало кто знает, что Суворов очень гордился книгой, написанной им для своей любимой дочери Наташи. Она называлась «Сказки для Наташи». А как называется самый известный труд А.Суворова, в котором в оригинальной форме и весьма лаконично раскрывается сущность суворовской тактики и системы воспитания войск. Эти тактики можно с успехом применять в бизнесе и жизни, при решении различного рода задач? («Наука побеждать»)



Интересные факты

1. В 1774 году Суворов был назначен командующим 6-й московской дивизией и в августе того же года был направлен для участия в подавлении Крестьянской войны. Однако к моменту прибытия Суворова к Волге основные силы повстанцев были разгромлены подполковником И. И. Михельсоном. Суворов с войском отправляется в Царицын и начинает преследование убегающего повстанца. У реки Большой Узень он почти настиг его, но в это время казачий сотник Харчев уже пленил самозванца. Суворов отвёз пленного в Симбирск. 
Назовите фамилию этого пленника. (Пугачев Е.) 

2. Известно, что в юности Суворов более других ценил шведского полководца – короля Карла XII. А вот незадолго до смерти Александр Суворов, на вопрос кого он считает наиболее великими полководцами, назвал троих. Один из них Наполеон Бонапарт. Назовите ещё двух.

Ответ: Александр Македонский и Юлий Цезарь.

3. Обычно слуги будят своих хозяев. А вот граф Суворов, великий русский полководец, очень любил сам будить свои войска каждое утро. Как он это делал?

Ответ: Он будил свои войска криком петуха



Награды

1. Императорский орден Св. апостола Андрея Первозванного – первый российский орден, а также высшая награда Российской империи до 1917 года. За какие заслуги А.В.Суворов был награжден императорским орденом Святого апостола Андрея Первозванного? (За оборону крепости Кинбурн, за победу при Фокшанах в ходе Русско-турецкой войны 1787-1791 гг.)

2. Суворов говорил о себе: « В продолжении полувека я солдат». Спартанский порядок делал его готовым в любой день к любому походу и сражению. Всё, что связывает полководца, что отнимает у него время от основных дел – всё это Суворов считал лишним, будь то занятия или вещи.Он был очень начитан, знал иностранные языки и военные науки, но никогда не следовал правилам, вычитанным в книгах, не обдумав заранее, годны ли они к данным местности и обстоятельствам.

Назовите последнее воинское звание Суворова. Что вы о нем знаете? (генералиссимус; присвоено всего шести полководцам) 

3. В июле 1942 года был учреждён военный Орден Суворова трёх степеней. 
За какие заслуги награждали этим орденом? 
Первое награждение орденом Суворова I степени состоялось 23 января 1943 г., когда этой награды были удостоены 23 советских военачальника. Орден Суворова I степени № 1 получил Г. К. Жуков, орден № 2 — А. М. Василевский, а № 3 — Н. Н. Воронов. 
Орденом Суворова награждались командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и настойчивость в их проведении, в результате чего была достигнута победа в боях за Родину в Отечественной войне.

Цитаты

1. У Суворова был особенный способ сражаться: переходы он делал очень большие; когда неприятель думал, что русские ещё далеко, Суворов являлся перед ним, как снег на голову и приказывал нападать, даже иногда не выжидая, пока подойдёт всё его войско. В этих случаях он говорил: «Голова хвоста не ждёт». Вопрос второй команде. Весь свой способ сражаться Суворов выражал тремя словами. Какими? Ответ: Глазомер, быстрота, натиск.

2. Суворов наставлял солдат словами: «Береги пулю на три дня... Стреляй...». А как же надо было стрелять, согласно его наставлению?

Ответ: «... редко, да метко».

3. Закончите фразу Суворова: «Мне солдат дороже…» (ответ: себя)


Игра со зрителями

Пока жюри подводит итоги, предлагаю зрителям отгадать следующие воинские загадки.

У солдата на всё ответ есть. Какой? (есть)

Солдату отец – командир, мать – (служба)

Солдат – отрезанный ломоть. От чего? (от дома, от семьи)

Солдатская жена – ружьё, солдатский братец – (ранец)

Под себя положу, под голову, и укрыться останется. ( шинель)

Днём – обручем, а ночью – змеёй. (ремень)

Не бог, не царь, а ослушаться нельзя. (командир)

Чёрный кочет рявкнуть хочет. ( ружьё)

Как называются наплечные знаки военного? (погоны)

Вид старинного оружия, которым отсекается голова у противника? (секира)

Что обозначает слово «солдат»? (происходит от итальянского soldo – «монета, жалованье»)

Суворов говорил, что дороже себя ему… (солдат)

Что общего между деревом и винтовкой? (ствол)


Продолжи афоризм

1. Благость и милосердие потребны .... (героям)

2. Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен … (в своих поступках)

3. Жалко подражание, похвально …(соревнование)

4. Пуля - дура, а штык - … (молодец)

5. Научись … , прежде чем повелевать другими. (повиноваться)

6. ….. - мать победы. (Дисциплина)

Финальная игра

Разыгрывается жребий, кому какой вопрос финала достанется.

1. «Летела стая гусей, а навстречу им гусь.
– Здравствуйте, сто гусей! – говорит он им.
– Нас не сто, – отвечают они ему.
– Вот если бы нас было столько, сколько есть, да ещё раз столько, да полстолька, да четверть, да ты с нами, тогда было бы сто.Сколько гусей в стае?»

Именно эту хорошо известную Вам задачу предложил решить одному маленькому мальчику один великий полководец, гостивший в доме… Назовите мальчика, полководца и хозяина дома.

Ответ: Мальчик – А. С. Пушкин, великий полководец – А. В. Суворов, хозяин дома – Ганнибал (дед А. С. Пушкина). Мальчик долго размышлял над задачей и, только когда карета с гостем почти скрылась, он крикнул вдогонку, называя ответ.

2. В обеденном зале дворца Екатерины II в Царском Селе была устроена автоматизированная подача блюд. Каждый обедающий мог потребовать любое блюдо, написав его название на грифельной подставке для тарелки и отправив ее на нижний этаж, где располагалась кухня, а оттуда это блюдо поднимали на специальном лифте. Список блюд на кухне был настолько велик, что мог удовлетворить любого самого взыскательного гостя. И только однажды повара не смогли подать требуемого блюда по заказу обедавшего у Екатерины Суворова. Чего же он потребовал?

Ответ: Солдатские щи и кашу.

3. Как известно, князь Суворов очень любил забавляться странными вопросами, а удачные ответы на них его очень веселили. Однажды спросил он встретившегося с ним: «Далеко ли отсюда к небу?» Тот ответил: «Два …» Закончите ответ двумя словами, в одном из которых упомянут сам князь.

Ответ: «Два суворовских перехода». Суворов расцеловал солдата.

Дополнительное задание:

Эта страна помнит русского полководца и его "чудо-богатырей”. В июне 1999 года в торжественной обстановке был открыт памятник нашему герою, созданный скульптором Д.Н. Тугариновым. Проводник ведет по горной тропе лошадь воина-подвижника. Сами собой вспоминаются строки Державинского "Снегиря”:

"Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов,
С гордостью Россиян все побеждать?” Что это за страна?

(Швейцария, перевал Сен-Готард).


Супер-игра:

Задание: Вам нужно угадать, что лежит в черном ящике.

Свою первую награду Суворов получил в Петергофе от императрицы Елизаветы, ловко отдав ей честь. «Государыня, не возьму!» – почтительно заявил капрал Суворов. Императрица положила награду к его ногам со словами: «Сменишься – возьмёшь!». Назовите эту награду и поясните, почему же он отказывался её взять?

Ответ: Награда – серебряный рубль. А отказывался он взять этот рубль, так как стоял на часах (нёс караул).

(В черном ящике может находиться изображение серебряного рубля времен Елизаветы Петровны или обычный рубль)





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.