12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лесниченко Наталья Владимировна19

Интеллектуальная игра «НЕМОРСКОЙ БОЙ»

Н.В. Лесниченко

МУ ДО «Малая Академия»

г. Краснодар

В интернете можно найти много разработок по проведению различных внеклассных мероприятий на математические темы, как то: математический бой, математический аукцион, математическая драка, математическая карусель, другие игры (КВН, «Сто к одному», «Что, где, когда», «Своя игра»), адаптированные на математические темы. Хочу предложить коллегам нечто новое. Игру, которую я назвала «Неморской бой». Данная интеллектуальная игра-состязание является полностью авторской, была разработана весной 2019 года и апробирована в условиях летней профильной смены лагеря «АЛИР‒2019». Но сначала небольшая предыстория.

С 30 апреля по 8 мая 2019 года в Майкопе, Республика Адыгея, прошла девятая открытая школа-cеминар для учителей математики, в которой я принимала участие. Организаторы семинара – Кавказский математический центр Адыгейского государственного университета (КМЦ АГУ), Республиканская естественно-математическая школа (Республика Адыгея), ГАОУ ДПО “Центр Педагогического Мастерства” г. Москвы (ЦПМ) и Московский Центр Непрерывного Математического Образования (МЦНМО) совместно с Всероссийской ассоциацией учителей математики.

В рамках школы-семинара прошли мастер-классы с участием учащихся РЕМШ (Республиканская естественно-математическая школа) и школ г. Майкопа, а также лекции, семинары и круглые столы. Обсуждались вопросы, касающиеся преподавания математики в школе, различных видов и форм контроля знаний, проблемы внеурочной деятельности, олимпиадного движения и др. В качестве преподавателей и лекторов были приглашены известные математики, учителя и методисты, организаторы и составители математических олимпиад. На одном из вечерних круглых столов Светлана Игоревна Зубарева из Москвы (школа № 218) поделилась своим опытом проведения игры «Захват» и даже по просьбе коллег провела ее. Эта командная игра проводится среди небольшого числа участников (3-4 команд по 3-6 человек). Игра мне настолько понравилась, что я задумалась, как можно ее применить в условиях летнего профильного лагеря АЛИР (Академия личностного и индивидуального роста), где мероприятия проводятся для всех детей, а это 4 профильных отряда (всего 80 детей), среди которых только один отряд является физико-математическим.

Что же пришлось существенно изменить? В общем-то почти все, кроме идеи игры. Правила игры «Захват» (цитирую С.И.Зубареву):

За каждой командой закрепляется цвет и им закрашивается стартовая территория.

Каждая команда получает комплект карточек для записи ответов, проверяет полноту комплекта.

Правила захвата.
1 задача (верно решенная) – можно закрасить белое поле, соседнее с любым своим.
2 задачи – высадить десант – закрасить любое белое, не соседнее с уже завоёванными территориями.
3 задачи – захват чужой территории.

Задачи решаются в произвольном порядке, ответы сдаются на карточках ведущему. Возможно две попытки на решение каждой задачи.

Игра заканчивается либо когда у какой-либо команды закончились карточки для ответов, либо когда вышло время.

Подводится итог игры. Выявляется победитель – команда, захватившая наибольшее количество территорий. Разбираются задачи, вызвавшие наибольшие затруднения, обсуждаются находки в стратегии ведения игры.

Подбор задач. Общее количество – около 20-30, разнообразные по тематике и сложности. Возможно проведение тематической игры по какой-то теме.

Теперь игровое поле. В игре «Захват» оно выглядит следующим образом:


t1608496864aa.png


t1608496864ab.png


Рис. 1. Игровое поле для четырех команд


Рис. 2. Так выглядит поле в итоге игры


Поле для игры можно вывести на электронную доску или на экран через проектор с компьютера. Можно заранее разлиновать обычную доску и использовать цветные маркеры или мелки.

Передо мной стояла задача: как задействовать все отряды (физико-математический, естественно-научный, общественно-научный и филологический) в какой-то похожей игре. Не секрет, что представители последних двух отрядов, мягко говоря, не дружат с математикой. Прежде всего, чтобы уравнять шансы на победу для всех участников, перед началом игры разбиение на команды производилось путем жеребьёвки. В каждой команде было представлено поровну участников от каждого из четырех отрядов.

Эта тактика действительно себя оправдала. В список задач были включены самые разнообразные задачи: от совсем легких (на смекалку, логику, сообразительность), далее средней сложности задачи как олимпиадные, так и стандартные по школьной программе, и, наконец, достаточно серьезные (в основном по геометрии), специально для детей из физико-математического отряда. Поэтому все участники смогли применить свои знания, принять активное участие в решении и обсуждении задач, а также в обсуждении тактики захвата территорий на игровом поле. После того, как ребята прочувствовали, как проходит игра, поняли, как интересно бывает сообща решать задачи, да и сами задачи не скучные, то уровень азарта стал зашкаливать. Подростки даже отказались от дискотеки, чтобы как можно больше решить оставшихся задач и выиграть этот бой.

Так как в игре должны были участвовать десять команд по 8 человек в каждой, а список задач состоял из 36 задач (маловероятно, но в конце могло быть закрашено 360 клеток), то для игрового поля я взяла за основу поле для известной игры «Морской бой», только значительно больше. Понятно теперь название игры.


t1608496864ac.png


t1608496864ad.png


Рис. 3. Игровое поле для десяти команд


Рис. 4. Так выглядело поле в итоге игры


Теперь правила игры.

В игре соревнуются команды, численностью по 6-8 человек. Количество команд фактически не ограничено, вернее ограничено только количеством хорошо различимых цветов в используемой программе (например, Word или Paint) или цветами имеющихся мелков или маркеров. В начале игры представителям команд вручаются запечатанные пакеты. Содержимое пакета включает в себя кроме названия команды (названием является цвет: красные, зелёные, синие и т.д.) список задач и бланки ответов.

Задачи разделены на три категории: простые (первый уровень), сложнее (второй уровень) и ещё сложнее (третий уровень). Задачи можно решать в любом порядке, в бланк ответов записывается только ответ. На каждую задачу дается одна попытка сдать ответ.

Верное решение задачи первого уровня позволяет захватить (закрасить в свой цвет) соседнее (по стороне) белое, не закрашенное поле. При правильном решении задачи второго уровня команда может высадить десант, то есть захватить любое белое поле на игровом поле, и, наконец, верное решение задачи третьего уровня даёт возможность перекрасить в свой цвет любую клетку, занятую противником.

Первоначальное расположение «баз» команд определяется ведущим заранее на игровом поле, похожем на поле для игры в морской бой, только значительно бóльшего размера. Базовое расположение состоит из одной клетки, закрашенной в цвет команды. Положение «баз» выбирается относительно равнозначным с точки зрения тактического преимущества, но некий элемент «везучести» или наоборот «невезучести» может присутствовать.

Победа присуждается той команде, которая к концу игры будет иметь наибольшее число закрашенных клеток.

В команде может быть один человек, который не решает задачи, а является парламентёром (курьером), доставляющим в штаб донесения (бланки ответов). Также может быть человек, отвечающий за тактические действия команды (то есть решающий, какое поле в данный момент выгоднее захватить его команде).

В ходе игры может случиться так, что поле, которое планировала занять какая-то команда, окажется уже занятым другой командой, так как донесения (ответы) обрабатываются последовательно по мере поступления. В этом случае ведущий делает объявление и команда выбирает другое поле.

Задачи были использованы в основном из архива математического конкурса «Кенгуру». Образцы задач (по три каждого уровня, а их было по двенадцать) представлены в таблице:


5 (I)

Четырёх кошек взвесили попарно во всех возможных комбинациях. Получились веса: 7 кг, 8 кг, 9 кг, 10 кг, 11 кг и 12 кг. Чему равен общий вес всех четырёх кошек?


4 (II)

десант

Как известно, минутой называется не только 1/60 часть одного часа, но и 1/60 часть одного градуса. На сколько минут за одну минуту поворачивается минутная стрелка часов?


1 (III)

захват

Если a и b – корни уравнения x2 + x – 2019 = 0, то число a2 + 2b2 + ab + b – 2019 равно


8 (I)

В классе 20 учеников. Они сели за парты по двое так, что ровно треть мальчиков сидят с девочками, и ровно половина девочек сидят с мальчиками. Сколько мальчиков в классе?


9 (II)

десант

Числа x, y и z таковы, что x2yz3=211 и xy2=27 . Чему равно xyz ?



4 (III)

захват


На рисунке точка O — центр окружности, AB || CD, ED || BC и EDC=15°. Найдите EAD.

t1608496864ae.png


10 (I)

Семь Бук весят как пять Бяк. Однажды Бяка набрался храбрости и проглотил Буку. Во сколько раз увеличился его вес?



12 (II)

десант

«Рыбка» состоит из правильного шестиугольника и двух правильных треугольников. Во сколько раз площадь «рыбки» больше площади заштрихованного треугольника? t1608496864af.png


2 (III)

захват


В поезде, состоящем из 18 вагонов, едет 700 пассажиров. В любых пяти последовательных вагонах едет 199 пассажиров. Сколько пассажиров едет в двух средних вагонах?



Приложение 1. Образец заполнения бланка ответов:

команда

фиолетовых

задача

3 (II)

закрасить

ПОЛЕ


ответ

t1608496864ag.png


t1608496864ah.png


t1608496864ai.png

Приложение 2. Фотографии:

t1608496864aj.jpg

t1608496864ak.jpg


Фото 1. Капитаны получают задания.


Фото 2. Начинаем решать задачи, все заняты.


t1608496864al.jpg


t1608496864am.jpg


Фото 3. Коллективный разум…


Фото 4. Стемнело… нам не надо дискотеки, мы решаем задачи…

Используемые источники:

Материалы международного математического конкурса «Кенгуру»: http://mathkang.ru/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.