Интеллектуальная игра «ДаНетка» для учащихся 5 класса
Практико-ориентированный проект
Русский язык
Авторы
Лагутина Дарья,
Тябокина Дарья
5 класс,
руководитель
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и
литературы
Брянск- 2018
Оглавление
1. Проектный продукт……………………………………………...…….….3
2. Аннотация……………………………………………………..……….….13
3. Этапы и методы работы над проектом………………………..…………13
4. Описание процесса исполнения……………………………………….…15
5. Заключение………………………………………………………………...18
Использованная литература…………………………………………………19
Приложение………………………………………………...…………..…....20
1.1 Проектный продукт
Правила игры
Для проведения игры необходимо от 6 до 20 участников, помещение для проведения игры, фишки для фиксации ответов. Играть можно в классе на уроках и переменах, в поезде, беседке двора, среди сверстников на детских праздниках и пикниках. Суть игры в следующем: ведущий спрашивает «Верно ли, что…» и озвучивает вопрос. Первый из игроков, кто готов, отвечает «да» или «нет». За правильный ответ получает фишку зеленого цвета. Если отвечающий объясняет свое решение, «Да, это верно, потому что…» или «Нет, это неверно, потому что…», то он получает еще и фишку красного цвета. Если никаких комментариев нет, их дает ведущий, используя материал в скобках. Ведь целью интеллектуальной игры является не только проверка знаний, но и расширение их, углубление, знакомство с новой информацией. Итоги игры подводятся по количеству фишек, набранных участниками. Играть можно столько времени, сколько подготовлено вопросов и сколько есть у играющих интереса. Удобно, если ведущих будет два, как в нашем случае: один читает вопросы, другой смотрит за реакцией играющих, раздает фишки, «ведет» игру.
ДаНетка по теме «История языка для любознательных»
1. Верно ли, что письменность на Руси возникла с принятием христианства, то есть в X веке. (да, это верно, но есть мнения, что восточные славяне еще до крещения Руси знали письмо и что древнерусское письмо было буквенным.)
2. Верно ли, что первые упоминания слова Русь относятся к началу первого тысячелетия нашей эры? (Нет, первые упоминания слова Русь относятся к концу первого тысячелетия нашей эры).
3. Верно ли, что новгородцы долгое время не считали себя русскими, считали, что слово Русь относится к территории вокруг Киева, Чернигова и Переславля Южного? (Да, это верно. В новгородских берестяных грамотах, а также и в летописях до 13 в. встречаются рассказы о том, что такой-то епископ в таком-то году отправился в Русь из Новгорода, то есть поехал на юг, в Киев или Чернигов.)
4. Верно ли, что все перечисленные языки относятся к восточнославянским: русский, украинский и белорусский, польский? (Нет, польский язык относится к западнославянской ветви языков).
5. Голландский дипломат XVI в. Бусбек с изумлением обнаружил, что понимает некоторые слова в речи жителя Крыма, говорящего на неизвестном языке. Верно ли, что крымско-готский язык- самый поздний остаток вымершего во всех остальных местах готского языка? (Да, это верно. Эти активные германские племена владели огромными территориями практически всей современной Украины, значительной части Балкан, Италии, Испании, а в Крыму жили до XVI в.)
6. Верно ли, что германскими заимствованиями в славянском языке является глагол купить? (Да, это верно, в современном немецком соответствующее древнегерманское слово дало kaufen «покупать».)
7. Верно ли, что слово парус заимствовано из латинского языка? (Нет, слово парус-это пример самого древнего заимствования из греческого языка, как и слово корабль. Парус — это то же самое слово, что греческое фарос, — в славянском исполнении.)
8. Верно ли, что большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные? (Да, это верно. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.)
9. Верно ли, что у всем известной поговорки Язык мой – враг мой есть продолжение? (Да, это верно. Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
10. Верно ли, что красная строка получила свое название еще в древнерусском языке, потому что первую букву принято было писать красным цветом? (Нет, это неверно. В древнерусском письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца и затейливо раскрашивались, т.е были красивыми).
ДаНетка по теме «Фонетика. Графика. Орфография»
1. Верно ли, что фонетика изучает звуки? (Да, фонетика изучает звуки).
2. Верно ли, что в слове зуб все согласные звонкие? (Нет, звук [Б] на конце оглушается [П]).
3. Верно ли, что в слове баррикада пишется одна буква «р»? (Нет - пишется две «р»).
5. Верно ли, что в слове боец два согласных звука? (Нет, их три: [й,б,ц] ).
6. Верно ли, что в слове дуб все звуки твердые? (Да, это так).
7. Верно ли, что в слове ель один согласный звук? (Нет, два).
8. Верно ли, что в слове отдых происходит озвончение глухого согласного? (Да, в приставке перед звонким).
9. Верно ли, что в слове маяк количество букв и звуков совпадает? (Нет - 4 буквы, 5 звуков).
10. Верно ли, что вторая буква в слове долина «а»? (Нет, О, проверочное слово дол, что означает «низина»).
11. Верно ли, что в слове линия 5 букв и 5 звуков? (Нет, 5 букв и 6 звуков).
12. Верно ли, что в слове яблоко вторая гласная «а»? (Нет, вторая гласная «о»).
13. Верно ли, что в слове поздно есть непроизносимый согласный? (Да, это согласный [Д] 24. Есть ли проверочное слово у слова фонтан? (Нет, это словарное слово).
14. Верно ли, что в слове маятник количество букв и звуков совпадает? (Нет, в этом слове 7 букв и 8 звуков).
15. Верно ли, что буква «ё» в слове объём обозначает два звука 2 звука? (Да).
16. Верно ли, что в слове коммуникация первая гласная «а»? (Нет, «о»).
17. Верно ли, что графика изучает буквы? (Нет, она изучает написание слов).
18. Верно ли, что в слове гравюра первая гласная «а»? (Да).
19. Верно ли, что в слове родовое 7 букв и 7 звуков? (Нет, не верно. В слове родовое 8 звуков.)
20. Верно ли, что в слове род буква «д» озвончается? (Нет, оглушается).
21. Верно ли, что в слове букашечка 9 звуков? (Да, это так).
22. Верно ли, что в слове буря 5 звуков? (Нет, четыре).
23. Верно ли, что в слове ель количество букв и звуков совпадает? (Да, верно)
24. Верно ли, что в слове матрешка буква Е обозначает два звука? (Нет, один).
25. Верно ли, что в слове кроссовки [В] озвончается? (Нет, оглушается).
26. Верно ли, что в слове рисунок 6 букв и 7 звуков? (Нет, в нем 7 букв и 7 звуков).
27. Оглушается ли вторая буква «д» в слове подъезд? (Да, она оглушается).
28. Верно ли, что в слове дверь 5 звуков? (Нет, мягкий знак не обозначает звука).
29. Верно ли, что в слове медведь первая буква «д» оглушается? (Нет, не верно. Она остается звонкой).
30. Верно ли, что в слове раб все звуки звонкие? (Нет, не верно. [Б] в конце слова оглушается).
ДаНетка по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»
1. Верно ли, что у наречий нулевые окончания? (Нет, у наречий нет окончаний).
2. Верно ли, что слова веселый и веселого однокоренные? (Нет, это формы слова).
3. Верно ли, что слова хвастливый и хвостатый -однокоренные? (Нет, в первом слове корень –хваст-, во втором –хвост-)
4. Верно ли, что в слове взирать такая же приставка, как и в слове вскарабкаться? (Нет, в слове вскарабкаться нужно писать С перед глухим).
5. Верно ли, что в слове овцебык соединительная гласная Е? (Да, это верно, после непарных твердых и мягких пишется Е).
6. Верно ли, что в слове могут быть две приставки? (Да, такое может быть, например, безразмерный).
7. Верно ли, что в слове ворчливый и фасолевый одинаковый суффикс? (Нет, в словах суффиксы –ЛИВ- и –ЕВ- соответственно)
8. Назовите корень в слове вынуть. (Нулевой корень. В этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
9.Что общего у существительных человеконенавистничество и высокопревосходительство? (Это самые длинные существительные в русском языке, в них по 24 буквы)
10. Верно ли, что суффикс -ств-, имеет значение «союз, объединение лиц, которые названы в исходном слове, во всех следующих словах: братство, начальство, юношество, землячество, богатство? (Нет, в последнем слове суффикс обозначает отвлеченное понятие)
11. Верно ли, что в словах упрямец, резец, мудрец, глупец суффикс –ЕЦ- имеет значение «лицо, характеризующееся каким-либо свойством? (Нет, в слове резец суффикс обозначает предмет или явление, характеризующееся признаком или действием, названным словом, от которого оно образовано).
12. Верно ли, что приставки греческого происхождения А-, и АН-, которые передают отрицание, имеют аналоги среди исконно русских приставок? (Да, это приставки НЕ-, БЕЗ-)
13. Верно ли, что в слове представить и предобренький одна и та же приставка? (Нет, в первом слове пред-, во втором-пре-)
14. Верно ли, что в слове правописание два корня? (Да, оно сложное).
15. Верно ли, что в слове осьминог соединительная гласная «и»? (Нет, это окончание числительного, которое выступает в роли соединительной).
16. Верно ли, что слово муравьед сложное? (Да, в нем два корня).
17. Верно ли, что в слове слезливый такой же суффикс, что и в слове молчаливый? (Верно)
18. Верно ли, что в слове строитель есть суффикс? (Да, суффикс «тель»).
19. Верно ли, что суффикс входит в основу? (Да, в нее не входит только окончание).
20. Верно ли, что слово кашевар сложное? (Да, в нем два корня.)
21. Верно ли, что в слове кино окончание О? (Нет, это слово неизменяемое).
22. Верно ли, что в слове ноябрь есть суффикс? (Нет, в слове ноябрь корень все слово)
23. Верно ли, что ли слово шумный является антонимом к слову тихий? (Да, является).
24. Бывают ли в русском языке слова, в которых 3 корня? (Да, например самолетостроение).
25. Верно ли, что слова влага и отвага однокоренные? (Нет).
26. Есть ли суффикс в слове землетрясение? (Да, суффикс «ени»).
27. Есть ли приставка в слове лесопосадка? (Да, приставка «по»).
28. Первая буква в слове шеренга «и»? (Нет, первая буква «е»).
29. Верно ли, что слово наперсник и перст однокоренные? (Нет. Первое слово произошло от «перси», что значит груди т.е буквально «вскормленный на груди», а перст-это палец).
30. Верно ли, что в слове метро окончание О? (Нет, это слово неизменяемое).
ДаНетка по теме «Лексика»
1. Верно ли, что слово алмаз многозначное? (Да, верно, оно имеет два значения- прозрачный драгоценный камень; инструмент для резки стекла)
2. Верно ли, что слово лексикология латинское по происхождению? (Нет, неверно, это слово греческое-«слово, выражение+учение»)
3. Верно ли, что следующие существительные принадлежат к одной тематической группе «пространство»: километр, метр, сантиметр, пуд (устар.), верста (устар.). (Нет, неверно, слово пуд не принадлежит к тематической группе «пространство» со значением «мера длины», как другие представленные слова).
4.Верно ли, что слова вояка, баловник, запарка, мигом могут быть объединены в одну группу с точки зрения лексики? (Да, эти слова принадлежат к разговорной лексике)
5. Верно ли, что искусство писать четким красивым почерком называется чистописание? (Нет, это искусство называется каллиграфия)
6. Верно ли, что В.И.Даль создал «Толковый словарь современного русского языка»? (Нет, В.И.Даль создал «Словарь живого великорусского языка»)
7. Верно ли, что слово лопнуть, кроме прямого значения, имеет еще и переносное? (Да, верно, это значение «потерпеть полную неудачу»)
8.Верно ли, что отгадкой этой задачи является слово мяч?
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Нет, это слово колобок)
10. Верно ли, что слово апельсин переводится дословно как «японское яблоко»? (Нет, неверно, дословный перевод «китайское яблоко»).
11. Верно ли, что в древности слово «неделя» обозначало не промежуток в 7 дней, а один день? (Да, это верно, так называлось воскресенье, так как в этот день не было дел).
12. Верно ли, что следующие слова принадлежат к одной тематической группе «пространство»: близкий, далекий, соседний, окрестный, смежный? (Да, верно, эти слова со значением «расстояние» одной тематической группы).
13. Верно ли, что слово Солнце нужно писать с большой буквы? (Нет, неверно. Это слово пишется и с большой, если речь идет о космическом объекте в масштабах Вселенной, и с маленькой буквы, если мы говорим о привычном нам солнце).
14. Верно ли, что к однозначным словам относятся большинство терминов? (Да, это верно, например, гипотенуза, колит; морфология).
15. Верно ли, что метафора — это перенос названия с одного предмета (явления) на другой на основании их сходства? (Да, это верно, например: серп луны, проблеск мысли, шепот травы).
16. Верно ли, что слова доблесть, очи, фактор, эрудиция, квалификация могут быть объединены в одну группу с точки зрения лексики? (Да, эти слова принадлежат к книжной лексике).
17. Верно ли, что слово Земля нужно писать с большой буквы? (Нет, не верно. Данное слово пишется, как с большой буквы, так и с маленькой. Если говорится о космическом объекте в масштабах Вселенной, пишем с большой буквы, а если мы говорим о привычной нам земле – с маленькой).
18. Верно ли, что отгадкой этой загадки является слово колобок?
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот... (Нет, это слово блин)
19. Верно ли, что в этом стишке звук [з'] встречается три раза?
Скрепит мороз, сердит мороз,
И снег сухой и колкий,
И вяз озяб, и дуб замерз,
Насквозь продрогли елки. ( Нет, один раз. В слове озяб)
20. Верно ли, что слова газировка, малыш, башка, муторный относятся к нейтральной лексике? (Нет, эти слова относятся к разговорной лексике).
21. Верно ли, что в прилагательном чопорный первая буква – е? (Нет, это слово относится к исключениям, поэтому оно пишется через о).
22. Верно ли, что слово капитан однозначное? (Нет. 1.Офицерское звание в армии. 2. Командир, начальник судна. 3. Глава, руководитель спортивной команды).
23. Верно ли, что в словосочетании «Горячий привет» слово горячий употребляется в значении «Имеющий очень теплую температуру»? ( Нет, слово горячий здесь употребляется в переносном значении. Горячий – полный чувств).
24. Верно ли, что слово территория образовалось от «терра», что значит «вода»? (Нет, «терра» значит «земля»).
25. Верно ли, что слово осеклась имеет значение «Задумалась»? (Нет, это не верно, слово осеклась имеет значение «неожиданно оборвала речь»).
26. Верно ли, что слово «перистый» - многозначное? (Да, это так. 1. Имеющий оперение. 2. По форме напоминающий перья.)
27. Верно ли, что слово ариозо имеет значение дорогого американского фрукта? (Нет, не верно. Ариозо – небольшая ария с напевно-декламационной мелодикой).
28. Верно ли, что слова причинный и пришибленный относятся в разговорной лексике? (Нет, это не так. Причинный это – книжная лексика).
29. Верно ли, что слова участвовать и участие однокоренные? (Да, верно.)
30. Верно ли, что слово фиаско – это неудача? (Да, это так. В современном сленге говорят «Это фиаско, братан». Это значит, что человек потерпел большую неудачу).
ДаНетка по теме «Фразеологизмы»
1. Верно ли, что выражение «реветь белугой» означает, что рыба белуга умеет реветь? ( Нет, не верно. Дело в том, что поговорка имеет в виду не рыбу белугу, а белуху – крупного морского зверя, похожего на тюленя и обитающего в северных морях. И вот это-та белуха умеет реветь, да еще как! Когда зверь высовывает морду из воды и набирает воздух , он производит длинный жалобный звук – рев).
2. Верно ли, что строки из произведения Н.В.Гоголя: Дед не любил долго собираться: грамоту зашил в шапку, вывел коня… означает «зашил в шапку грамоту»? (Да, это так. Оказывается, когда почты не существовало, письма передавались гонцами. Сумка с пакетом привлекала внимание грабителей, которые промышляли по проезжим дорогам. Именно поэтому самые важные сообщения - «дела» зашивали под подкладку шляпы и шапки).
3. Верно ли, что выражение «золотые руки» означает, что руки у этого человека из золота? (Нет, это не так. Данное выражение означает, что человек – искусный мастер своего дела).
4. Верно ли, что выражение «я его раскусил» употребляют, когда хотят сказать, что человек что-то раскусил, например, орех? (Нет, не верно. Этот фразеологизм обозначает, что кто-то понял, заметил обман или открыл тайну).
5. Верно ли, что фразеологизм «с высоты птичьего полета» практически является дословным? (Да, это так. Данный фразеологизм, употребляют, когда хотят сказать, что это было на высоте).
6. Верно ли, что фразеологизм «зарыть талант в землю» употребляется, когда талант того или иного человека хотят забрать и закопать? (Нет, это не так. Талант человека нельзя забрать, а уж тем более закопать. Тут говорится о том, что человек не использует возможности, данные ему от природы).
7. Верно ли, что в фразеологизме «довел до белого каления» говорится о смене цвета наших с вами колен? (Нет, не верно. Здесь говорится о том, что человека очень сильно разозлили).
8. Верно ли, что выражение «мыльная опера» используется в операх, где было много-много мыла? (Нет, это не так. «Мыльная опера»- телесериал с тривиальным сюжетом).
9. Верно ли, что фразеологизм «петь лазаря» означает, петь песни современного певца, Сергея Лазарева? (Нет, не верно. Это значит – пытаться вызвать у кого-то жалость).
10. Верно ли, что фразеологизм «Белены объесться» обозначает, что кто-то съел очень много блинов и теперь страдает от болезни живота? (Нет, это неверно. Данный фразеологизм
11. Верно ли, что фразеологизм бить баклуши имеет переносное значение? (Да, верно. Этот фразеологизм означает – ленится, нечего не делать).
12. Верно ли, что фразеологизм «голову потерять» мы употребляем, если хотим сказать об умном, сообразительном человеке? (Нет, неверно. Об умном мы скажем «светлая голова», а «потерять голову»-значит растеряться).
13.Верно ли, что в словосочетании «Горячий привет» слово горячий употребляется в значении «Имеющий очень теплую температуру»? ( Нет, слово горячий здесь употребляется в переносном значении. Горячий – полный чувств).
14. Верно ли, что выражение «Легок на помине» означает, что человек легкий и худой? (Нет, не верно. Это значит – «о ком-либо, кто появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят»).
15. Верно ли, что словосочетание закусить губу и закусить язык относятся к разговорной лексике? (Да, верно. Эти фразеологизмы употребляются в разговорном стиле).
16. Верно ли, что фразеологизм «лица нет» означает, что человек плохо себя чувствует? (Да, верно).
17. Верно ли, что словосочетание «только свистни» это – угроза? (Нет, не верно. Достаточно одного слова, намека, чтобы человек отреагировал).
18. Верно ли, что выражение «смотреть сквозь пальцы» употребляется тогда, когда хотят продемонстрировать экстрасенсорные способности человека? (Нет, не верно. Это значит - намеренно не обращать внимания на что-либо плохое).
19. Верно ли, что выражение «растаяло сердце» употребляется в значении «ушла боль, человек выздоровел»? (Нет, не верно. Так говорят, когда человек стал добрее и мягче).
20. Верно ли, что выражение «клев на уду» означает пожелание успеха рыболову? (Да, это так).
ДаНетка по теме «Имя существительное»
1. Верно ли, что слово «существительное» произошло от старославянского слова «сущий», то есть «существующий», «тот, который есть»? (Да, это верно. Слова, относящиеся к данной части речи, называют предметы, явления и лица, которые «реально существуют»).
2.Верно ли, что в предложении «Директор Петрова вошла в офис» существительное директор мужского рода? (Да, это верно. Это существительное может обозначать лиц как женского, так и мужского пола, но существительное это мужского рода).
3. Верно ли, что слова кенгуру и какаду мужского рода? (Да, верно, несклоняемые существительные, обозначающие птиц и животных, как правило, относятся к мужскому роду)
4. Верно ли, что существительное хвастунишка в предложении «Хвастунишка Валя снова всех насмешил» мужского рода? (Да, это верно, судя по форме глагола, Валя-это девочка)
5.Верно ли составлено предложение Быстрая пони мчалась по степи? (Нет, неверно. Пони-существительное мужского рода, как и другие существительные, обозначающие птиц и животных. Правильно: быстрый пони)
6. Верно ли, что слово Европа не имеет множественного числа? (Да, это верно. Имена собственные, обозначающие географические названия, не имеют множественного числа.)
7. Верно ли, что существительные шелк, бархат и атлас не имеют формы множественного числа? (Нет, неверно. Существительное шелк имеет форму множественного числа-шелка)
8. Верно ли, что существительные снеговик и робот-неодушевленные? (Нет, неверно, они одушевленные. Проверяем при помощи винительного падежа-у неодушевленных окончания винительного и именительного совпадают, у одушевленных они разные).
9. Верно ли, что слово непоседа 1 склонения? (Да, это верно, существительное непоседа, как идругие существительные мужского и женского рода с окончанием _-а,-я относятся к 1 склонению.
10. Верно ли, что в предложении «Листва изменила свой цвет» слово листва стоит в винительном падеже? (Нет, слово листва стоит в именительном падеже).
11. Верно ли, что свое название родительный падеж получил, от слова рождение? (Да, это верно. Родительный означает тот, который получен от рождения. Его главная задача — обозначать род, происхождение, например, дочь Николая, тетрадь брата, житель деревни, поэтому и слова в родительном падеже отвечают на вопросы кого? чего?
12. Верно ли, что существительные сапоги, ворота, очки, качели употребляются только во множественном числе, потому что обозначают парные предметы? (Нет, это неверно. В этом списке лишнее слово сапоги, оно имеет форму единственного числа).
13. Верно ли, что единственно правильная форма слова хлеб во множественном числе именительном падеже ХЛЕБА? (Нет, это неверно. Хлеба-это о злаках, а хлебы- о печеном хлебе).
14. Верно ли, что слова гений, иней, санаторий, лекторий в предложном падеже единственного числа имеют окончание -И? (Нет, неверно. Существительное иней в предложном падеже имеет окончание –Е)
15. Верно ли, что в словосочетании ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ КАКАДУ нет грамматической ошибки? (Да, ошибки нет. Существительное какаду мужского рода, как и другие существительные, обозначающие птиц и эверей).
1.2 Аннотация
На уроке русского языка наша учительница провела с нами интеллектуальную игру «Шеренга». Нам очень понравилось играть со словами и в слова, и мы решили создать свою собственную игру, подобную той, в которую с нами играла учительница. Мы попробовали создать сначала игру из десяти вопросов, потом добавили еще десять, потом увлеклись и написали еще тридцать. Мы изменили правила игры, и у нас получилась своя интеллектуальная игра. Так родилась идея проекта.
1.3 Целевая аудитория
Созданный продукт адресован прежде всего пятиклассникам, которые хотят проверить, углубить свои знания по русскому языку, а также ребятам 6-7 классов, которые хотят повторить изученное и расширить кругозор.
1.4 Цель проекта
Создать интеллектуальную игру «ДаНетка» по темам, изучаемым в 5 классе
Ожидаемый результат
Созданный продукт поможет лучше усвоить пройденные темы, а также углубить знания по изученным разделам, расширить лингвистический кругозор. .
1.5 Задачи проекта
1) Изучить научную литературу по проблеме проекта;
2) создать интеллектуальную игру «ДаНетка»;
4) представить созданный продукт перед учащимися гимназии.
1.6 Этапы и методы работы над проектом
Этапы работы |
Решаемые задачи |
Содержание работы и деятельность участников |
Предполагаемый результат |
Подготовительный (10 дней) |
Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, определить практическую направленность проекта. |
Работаем в Интернет. Составляем библиографический список литературы для изучения и ознакомления. Проводим анкетирование (приложение 1). Обсуждаем первые итоги проделанной работы и заполняем листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап». |
Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая направленность и новизна проекта осмыслены. Все свои идеи мы начали записывать в лист «Банк идей». |
Планирование (2 дня) |
Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты и продукты. |
Знакомимся с проектными работами по лингвистике. Составляем примерный план работы. Обсуждаем итоги проделанной работы. |
С проектными работами познакомились, план работы составили. |
Разработка проекта (3 месяца) |
Составить вопросы, познакомить с ними руководителя, отредактировать, предложить для ответов одноклассникам, вновь отредактировать. |
Компилируем отобранный материал, составляем игру. Предлагаем с полученным материалом ознакомиться учителю, одноклассникам, собираем и анализируем отзывы, вносим коррективы в соответствии с полученными результатами. |
Игра составлена, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов учителя и одноклассников внесены. |
Оформление результатов |
Закончить оформление игры. |
Редактируем и оформляем игру в соответствии с результатами экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся. |
Портфолио практико-ориентированного проекта оформлено. |
Презентация проекта (от 10 дней) |
Опубликовать игру в электронных СМИ, принять участие в Фестивалях детского творчества «Южный полюс» и «Апельсин, в городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска. |
Уточняем условия публикации и готовим игру в соответствии с положением о публикации. Уточняем положение о городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска. |
Публикации проекта в электронных СМИ, участие в фестивалях и конкурсах проектов. |
Оценивание (1 день) |
Изучить критерии оценки практико-ориентированных проектов, критерии конкурса в рамках фестиваля «Детство без границ» |
Обсуждаем созданный нами продукт, выполняем самоанализ созданного проекта. Заполняем листовку «Осмысление и оценка проекта» |
Отзыв о работе руководителя проекта получен, «Лист сопровождения проектом» получен. Самоанализ работы выполнен. |
Методы работы над проектом: изучение и анализ научной литературы, работа со словарями; сопоставительный метод; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, социологический опрос.
1.7 Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение
Для реализации проекта потребуется:
Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор компьютер;
программное обеспечение, бумага;
электронные ресурсы Интернета;
этимологические словари, словарь В.И.Даля в 4-х т.
Толковый словарь С.И.Ожегова
Описание процесса исполнения
1.Определение темы проекта.
В 5 классе мы особенно интересуемся различными играми, в том числе интеллектуальными. Поэтому мы решили создать свои игры для того, чтобы интереснее проводить время с друзьями. Одноклассники и учитель русского языка поддержали нашу идею и даже обещали помочь. В необходимости такого проекта нас убедили и результаты анкетирования. (Приложение 1). Изучив различные проекты, мы для начала решили попробовать свои силы в интеллектуальной игре «Шеренга», потому что подобную игру с нами проводили на тренировочных занятиях в гимназическом клубе «Мудрая сова», и нам всем очень понравилась эта игра. Сможем ли мы заинтересовать своей игрой одноклассников?
2. Проблема: сможем ли мы, создав игру и проведя ее в классе, увлечь одноклассников? Будет ли наш продукт полезен сверстникам? Удастся ли нам углубить знания ребят по русскому языку, расширить их кругозор?
3. Погружаемся в тему: еще раз убеждаемся в том, что наш проектный продукт будет интересен ребятам. Для этого проводим анкетирование (приложение 1).
4. По совету учителя работаем с книгами, в которых занимательно рассказывается о русском языке и темах, изучаемых в 5 классе. В частности, многое мы узнали из книги «Русский язык. 5 кл.: Пособие для учащихся» из серии «За страницами школьного учебника». Например, нас заинтересовала информация о редуцированных звуках, которые еще называют сверхкраткими. Такие звуки появляются в заударных слогах и предударных. А в фонетической транскрипции эти звуки обозначаются особыми знаками: [ъ] (после твердого согласного) и [ь] (после мягкого согласного): [мълако] – молоко, [вымъj′ьт]-вымоет [ 5, 31 ].
Также нам показалась интересной информация о метафоре. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений, например: алмазная роса (сверкает, как алмаз). От греч. metaphora - «перенос». Выполняя упражнения из этой главы книги, мы придумали несколько интересных вопросов для нашей игры, например, Верно ли, что в строке Мандельштама «морской воды тяжелый изумруд» использована метафора? (Да, верно, в этой строке морская вода сравнивается по цвету с изумрудом, а слово тяжелый подчеркивает, что цвет насыщенный, глубокий) [5, 136 ].
Пользуясь этой книгой, мы составили много других вопросов, например, «Верно ли, что слова еда и яд являются родственными?» (Да, верно, от древнерусского есть возникло существительное еда, а от старославянского ясти – яд, которое в древности применялось из деликатности, чтобы не выговаривать грубого «отрава» [ 5, 133 ].
Большую помощь в работе над проектом оказала нам и книга «Занимательные задачи по русскому языку» из серии «Здравствуй, школа!» Например, мы прочитали отрывок из стихотворения «Стансы Толстому» А.С.Пушкина. Из этого отрывка мы поняли, что многие слова в нем не соответствуют современным орфоэпическим нормам произношения. Вот некоторые из них: балуя, сединами [ 2, 5 ].
Наша учительница дала нам очень интересную книгу «Новые олимпиады по русскому языку Н. В. Безденежных из серии «Здравствуй, школа!». Мы узнали, что с древнерусского языка слово «баюшки-баю» переводится, как «сказки сказываю» [1, 67 ].
Для нашего проекта была использована книга «Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных» авторского коллектива Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. ». В этой книге нам показался интересным материал о словах, которые, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них свободные, другие несвободные. Например, в предложении Он смазал больное место йодом сочетание больное место является свободным: каждое слово в нем сохраняет самостоятельное значение и выполняет синтаксическую функцию отдельного члена предложения. А в тексте Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела, то же самое сочетание употреблено как несвободное, как единое смысловое и синтаксическое целое. В этом тексте это словосочетание имеет значение «то, что более всего волнует, беспокоит и т.п.» [3, 270 ].
Также мы по рекомендации учителя работали в библиотеке с энциклопедией «Я познаю мир. Русский язык». Особенно нам понравилась статья о языке жестов. Оказывается, в Австралии существовал такой обычай: когда мужчины уходили на охоту, женщины должны были молчать, чтобы не повредить охоте. Мужчины отсутствовали длительное время, а бедным женщинам нельзя было произнести ни единого слова, и они просто изнывали от тоски, не имея возможности поговорить друг с другом. Вот тут-то и пришел на помощь язык жестов. Существует и азбука глухонемых. В нашей стране по одному из каналов телевидения программа новостей ведется с переводом на язык глухонемых, или сурдопереводом (от латинского surdus - глухой). Естественно, что глухонемые других стран имеют свою азбуку и свой язык [11, 12 ].
В нашей гимназической библиотеке познакомились с Энциклопедией для детей Аванта+. Узнали, что такое пассивный запас лексики. «К пассивному запасу относятся архаизмы (устаревшие слова) и историзмы (слова, обозначающие реалии прошедших эпох, например, опричник). Ни «центр», ни «окраины» лексического уровня не установлены раз и навсегда. Давно забытое слово вдруг оказывается одним из самых распространенных, а то, что еще вчера было у всех на устах, отправляется на «отдых». Поэтому строго разделить историю лексики и современное ее состояние нельзя: обновление словаря исподволь происходит каждый день» [10, 258 с.].
5. Далее составляем график работы над проектом. Вносим в него и те шаги, которые нами уже сделаны.
п/п |
Мероприятие |
Дата |
1. |
Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой. |
12. 09.17. |
2. |
Формулировка темы. |
19. 09. 17 |
3. |
Составление библиографического списка Анкетирование одноклассников. |
21-26. 09.17 |
4. |
Работа с материалами сайта http://project.1september.ru |
25-28. 09.17 |
5. |
Работа в библиотеке и Интернете. Уточнение отдельных слов и понятий, сбор языкового материала. |
26.09.17-7.10.17 |
6. |
Уточнение цели и задач проекта, беседа с руководителем проекта. |
8. 10.17 |
7. |
Беседа с руководителем проекта и составление плана и графика работы. |
8.10.17 |
8. |
Систематизация собранного материала, попытка ответить на вопрос проекта. Беседа с руководителем проекта. |
10.10.17. |
9. |
Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам |
19.10.17. |
10. |
Составление интеллектуальных игр. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта. |
до конца ноября |
12. |
Редактирование и проведение игр на уроках, на внеклассных мероприятиях, на выезде классом за город. |
в течение ноября-декабря |
13. |
Презентация полученного продукта в рамках недели русского языка перед учащимися гимназии |
в течение октября и ноября 2017 г. |
14. |
Сбор и изучение отзывов учащихся гимназии, редактирование проекта и его презентации с учетом замечаний и пожеланий. |
декабрь-январь 2018 г. |
15. |
Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ |
до конца учебного года |
16. |
Рефлексия. |
6. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии.
В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие
знания: расширили свой кругозор, узнали много новых терминов и понятий, изучаемым в курсе русского языка в 5 классе;
умения: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; выступать перед аудиторией;
навыки: самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа и использования полученной информации в самостоятельной работе, работы в паре.
Мы еще раз убедились в ценности научных знаний в современном мире, проверили свои способности в проектной деятельности. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием этих способностей.
Проект дал возможность проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел: мы создать несколько интеллектуальных игр, в которые с большим удовольствием поиграли наши одноклассники ребята из параллельных классов.
Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:
- работать вдвоем сложно: мы часто спорили, надо было пригласить еще хотя бы одного человека;
-было очень сложно организовать игру среди одноклассников, потому что все хотели ответить, а нам не удавалось достичь порядка;
-многие вопросы, особенно из истории языка, оказались слишком сложными для наших сверстников, нам было очень трудно редактировать вопросы, делая их проще.
Использованная литература
1.Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку / Н. В. Безденежных.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д : Феникс, 2010.- 283 с. - (Здравствуй, школа!).
2. Галкина Г.В. Занимательные задачи по русскому языку./ Г.В.Галкина, Л.З.Полонецкая.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.-142 с.
3. Голуб И.Б. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных.- М.: «МИЧ» при участии АО «СТОЛЕТИЕ», 1998.- 392 с. с илл.
4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4-М.: Русский язык, 1989.
5. Львова С. И. Русский язык. 5 кл.: Пособие для учащихся.- М.: Дрофа, 2002.- 224 с.: ил.- (За страницами школьного учебника).
6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.- 24-е изд., испр.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.- 896 с.
7. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1; под ред. Л.М.Рыбченовой.-7-е изд. -М.: Просвещение, 2016.-127.с.
8. Русский язык.: Энциклопедия/Под ред. Ю.Н.Караулова.-М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия», 2003, Репр. Изд.-704 с.
9. Ступицкая, М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.
10. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.-3-е изд., перераб. И доп./Гл.ред.М.Д.Аксенова.-М.: Аванта+, 2001.-704 с.
11. Я познаю мир: Дет.энцик.: Русский язык; Автор В.В.Волина..- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.-544 с.
Приложение 1
Любите ли вы играть в интеллектуальные игры? (всего опрошенных 69 учащихся 5 классов)
Какие интеллектуальные игры вам известны?
Хотели ли бы вы поиграть в интеллектуальные игры с одноклассниками?
Ивлиева Наталия Алексеевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Касимова Людмила Михайловна
Легоцкая Вера Сергеевна