Интеллектуальная игра по физике и математике «Умники и умницы» (9–11 классы)
Пояснительная записка к презентации
Омарова Альмира Шигаповна, учитель физики высшей категории, Толстова Галина Юрьевна, учитель первой категории МОБУ «Никитинская СОШ»
Интеллектуальная викторина
«Умники и умницы»
9-10 класс
2013-2014 гг.
Интеллектуальная игра по физике и математике "Умники и умницы"Цели:
- Создание условий для формирования у ребёнка стремления к собственному интеллектуальному росту и развитию, самоутверждения и самоопределения, утверждения престижности образования
Задачи:
- повторение и закрепление изученного материала,
- развитие интереса к предмету,
- развитие творческой активности,
- вовлечь в интересный мир физики, математики,
- развить дух здорового соперничества.
Приборы и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация с вопросами, «звезды» из картона, призы, грамоты, черный ящик, оборудование для физического опыта.
Место проведения: кабинет физики.
Правила игры: Участвуют обучающиеся старших классов. В игре шесть туров, в каждом туре участники получают определённое количество баллов. В игре принимают 4 участника, перед игрой проводится жеребьёвка.
№ |
Название тура |
Количество баллов |
1 |
Конкурс «Восстановите текст» |
3 балла |
2 |
Конкурс Красноречия |
5 баллов |
3 |
Конкурс «Занимательная физика» |
5 баллов |
4 |
Конкурс «Старинные меры длины» |
За правильный ответ 2 балла |
5 |
Конкурс «Колесо истории» |
За правильный ответ 2 балла |
6 |
Конкурс «В мире функций» |
За правильный ответ 2 балла |
Ведущий знакомит с правилами игры, желает удачи и игра начинается. Между турами звучит музыка.
Первый тур «Восстановите текст»
Ведущий напоминает правила первого тура.
Участники сидят за столами. Каждый участник получает лист со стихотворением, в котором пропущены буквы, знаки препинания. Участникам надо восстановить текст. Время на выполнение задания 1 мин.
Ситуация такая.
(Очень даже непростая!)
Во дворе ведро с водой
Мы оставили зимой
Только что же там твори…я
Пр…вратилась в лед води…а.
Объясните, что к чему
Может быть и я пойму!?
Второй тур «Конкурс красноречия»
Мы все знакомы с высказыванием М.В. Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». А зачем надо изучать физику? Каждый участник в течение 1 минуты знакомит со своей точкой зрения.
Третий тур «Занимательная физика»
Проверка домашнего задания: участники должны подготовить по одному занимательному физическому опыту, продемонстрировать его, задать вопрос, научно объяснить.
Инструктаж по технике безопасности.
Четвёртый тур «Старинные меры длины»
Участникам задаются вопросы по старинным мерам длины. На экране появляются вопросы, 10 секунд на обдумывание и участник дает свой ответ. Если ответил неправильно, возможность ответить имеют зрители.
Вопросы тура:
Я думаю, что локоть, фунт, дюйм, фут - все старинные меры длины. Так ли это? (фунт – мера веса)
Расположите в порядке убывания: локоть, дюйм, фут.
Ответ: 1локоть = 46 см; 1фут = 30 см; 1дюйм = 2,5 см
Есть такая поговорка: «ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА»
Задание: Найдите рост человека.
Подсказка: горшок имеет высоту 2 пяди, а пядь равна 4 вершкам
Ответ: 1 вершок =4,44 см*10 = 44,4 см
Следующая поговорка гласит: «5 ВЁРСТ ДО НЕБЕС, И ВСЁ ЛЕСОМ».
Задание: Найдите расстояние до небес.
Ответ: 1 верста= 1, 07 км 5 вёрст=5*1,07=5,35 км
Пожелание: «7 ФУТОВ ПОД КИЛЕМ»
Задание:Сколько см составляет это расстояние?
Ответ: 7 футов= 7*30,48 =213,36 см
Пятый тур «Колесо истории»
Вам предлагаются факты из биографии некоторых знаменитых ученых. Участник, который правильно назовет имя того о ком идет речь, получает два балла.
Л.Н.ТОЛСТОЙ М.В.ЛОМОНОСОВ А.С.ПУШКИН
1 вопрос: Перед вами портреты великих людей. Кто является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Ответ: Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же сснополянской школе и написал оригинальный учебник «арифметика»)
2 вопрос: С кем из них произошёл следующий случай:
«…На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: «Учёный выглядывает оттуда…». «Нисколько, сударь, -немедленно ответил он, глупость заглядывает туда!»» (Ответ: №2, М.В.Ломоносов)
3 вопрос: Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э.
ПИФАГОР АРХИМЕД ФАЛЕС
На могиле этого великого ученого (математика, физика, механика) был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот ученый?
Ответ: Архимед, живший около 287-212 гг. до н. э. Изобретения этого ученого и поныне используются в быту и технике.
4 вопрос:
Самый долговечный учебник математики принадлежит этому ученому. Свою систему геометрии он создал за 300 лет до нашей эры. Но выводы и теоремы этого ученого изучают в школе и по сей день. «Что и требовалось доказать» - этими словами заканчивается каждое математическое рассуждение великого математика в его учебнике. Кто это?
Ответ: Евклид
5 вопрос:
Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике. Кто она?
С.В.Ковалевская
М.Кюри
Н.К.Крупская
Ответ: С. Ковалевская
тур «В мире функций» :
1 вопрос:
Какая функция называется квадратичной?
Варианты ответов:
2.
Где х – независимая переменная,
а,в,с –некоторые числа, причем а ≠ 0
3.
Где х – независимая переменная,
к, в – числа
Ответ: 2
2 вопрос:
Графиком квадратичной функции является:
ГИПЕРБОЛА
ПРЯМАЯ
ПАРАБОЛА
Ответ: 3
3 вопрос:
Выберите график квадратичной функции
Ответ: 3
4 вопрос:
Выберите свойства функции , при
Если х=0, то у=0.
График проходит через начало координат.
2. Функция убывает на промежутке [0;+∞) и возрастает в промежутке (-∞;0].
3. Если х≠0, то y>0. График функции
расположен в верхней полуплоскости.
Ответ: 1,3
Жюри подводит итоги. Для болельщиков конкурс «Чёрный ящик»
Внимание! Чёрный ящик!
Внимание! Чёрный ящик! То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник.
Вопрос: Что лежит в чёрном ящике?
(Циркуль.)
Жюри объявляет результаты. Набравший наибольшее количество баллов участник - победитель. Награждение “Умника”.
Из числа болельщиков по количеству жетонов выбирается «Самый умный» и «Самая умная».
Используемые источники:
Занимательная физика в вопросах и ответах http://elkin52.narod.ru/vopros/sagadki.htm
Григорьеви Г.И.Математика. Предметная неделя. Издательство «Глобус», Москва,2008 г
О длине
DOCX / 12.25 Кб
Презентация
PPTX / 1.65 Мб
Шубина Ольга Владимировна