12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондакова Галина Михайловна2246
Преподаватель химии
Россия, Ростовская обл., Шахты

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»



Рассмотрено Утверждаю

на заседании ЦМК зам. директора по УР

общеобразовательных дисциплин _____________Золотовская О.И.

естественнонаучного профиля «______»_________ 20 г.

Протокол №____от__________

Председатель ЦМК

_______________Кондакова Г.М.

Методическая разработка

Интеллектуальная игра "Посвящение в химики"

(внеаудиторное мероприятие)

t1642676235aa.jpg

Подготовил: преподаватель высшей категории

Кондакова Галина Михайловна

г. Шахты

Цели мероприятия:

Методическая цель: создание условий для развития коммуникативных и информационных компетенций.

Дата проведения: 20 ноября 2021 года Время проведения: 13 35 Аудитория: №1, корпус 2 Обучающиеся группы 1.14 и 1.13

Цели по содержанию: Образовательный аспект: закрепление теоретических и практических знаний и умений, полученных на уроках химии; выявление интеллектуальных возможностей студентов в области химических знаний. Развивающий аспект: развитие интеллектуально-творческих способностей, активизация познавательной деятельности, дать возможность студентам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру. Воспитывающий аспект: формирование определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коммуникативности .

Материальное обеспечение мероприятия: презентации,средства мультимедиа; музыкальное сопровождение(новогодние песни) таблицы: “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”, “Растворимость кислот, солей, оснований”, “Электрохимический ряд активности металлов”; наборы реактивов, лабораторной посуды, приспособлений; таблица

Форма проведения: игра.

Этапы игры:

Этап подготовки

Этап введения в игру

Этап проведения

Этап анализа

Заключительный этап

План мероприятия

1.Приветствие. Знакомство с командами.

2.1 тур: викторина «Что это?»

3. 2 тур: игра «Химики»

4.Конкурс капитанов.

5. Подведение итогов игры.



Участники:

1.Ведущие – студентка гр.2.12

2.Жюри – преподаватель Решетов В.П. и студенты: гр.1.14 (Перфильева Алина) и гр. 1.13 Полуянова Вероника (производят подсчет баллов каждой команды).

3.Участники – 2 команды по 6 человек

команда гр. 1.13: Смирнова Света, Смирнова Наталья, Новикова Диана, Стомат Валерия, Шамаева Галина, Благородова Элина,

команда гр.1.14: Елисеева Ксения, Кумскова Арина, Миронова Софья, Чайкина Екатерина, Стрикиченко Екатерина, Казаркина Диана,

1.Приветствие. Знакомство с командами.

Здравствуйте дорогие ребята, гости и участники нашей игры! Мы пригласили вас на наше мероприятие и надеемся, что оно станет для вас памятным и понравится вам. Главные действующие лица нашего мероприятия: 2 команды игроков, это студенты гр. 1.14 (Елисеева Ксения, Кумскова Арина, Миронова Софья, Чайкина Екатерина, Стрикиченко Екатерина, Казаркина Диана) капитан команды Кумскова Арина, и гр.1.13. (Смирнова Света, Смирнова Наталья, Новикова Диана, Стомат Валерия, Шамаева Галина, Благородова Элина, Полуянова Вероника) капитан команды Новикова Диана .Победителем сегодня будет та команда, которая сможет набрать большее количество баллов. Мы надеемся, что вы сможете сегодня показать хорошие знания, эрудицию, проявить смекалку и заработать как можно больше баллов.

2. Викторина «ЧТО ЭТО?»

Начинаем первый тур нашей игры, это викторина о веществах, которые вам хорошо знакомы.

Команды по очереди выбирают право выбора вопроса, обсуждение в течение 20 секунд, затем команда дает ответ на вопрос, если ответ неверный, то вторая команда может ответить на тот же самый вопрос и заработать баллы. ( Один балл за название вещества, второй за формулу).

Если команды затрудняются ответить, им могут помочь болельщики.

1.Это вещество белого цвета, которое раньше ценилось на вес золота.

Трудно представить, что в прошлом во многих странах оно служило источником пополнения казны, важным предметом торговли. Из-за него велись кровопролитные войны между соседними народами (Поваренная соль NaCl)

2. Это вещество обладает бактерицидными и кровеостанавливающими свойствами, является аптечным средством. Из него в лабораторных условиях получают кислород (Перекись водорода Н2О2)

3. Это вещество белого цвета является солью угольной кислоты, используется как разрыхлитель теста при выпечке. Реагирует с кислотами с выделением газа. (гидрокарбонат натрия NaHCO3)

4. Это природный минерал, широко распространенный в земной коре, в составе которого соединение железа. Цвет варьирует от стального черного до красно-бурого. Название у него от греческого слова «кровь» (Гематит Fe2O3)

5. Это вещество кристаллическое, цвет кристаллов фиолетовый. Оно есть в каждой домашней аптечке. Неконцентрированный раствор этого вещества применяется для промывания желудка при отравлении. ( Марганцовка – перманганат калия KMnO4)

6. Это газообразное вещество, имеет характерный запах, применяется для получения нашатырного спирта (Аммиак NH3)

7. Это тяжелый металл, оксид которого входит в состав хрустального стекла. Из него производят пули. А экраны из него защищают от рентгеновского и радиоактивного излучения (Свинец- Pb)

8. Это вещество, которое входит в состав яичной скорлупы, крабового и улиточных панцирей. Это мягкий белый камень, легко поддающийся обработке, используется в строительстве (Известняк, основа которого карбонат кальция - СаСО3)

9. Это легкий металл серебристо-белого цвета, мягкий и легкоплавкий. Его легкость позволяет его использовать для проводов и кабелей, для посуды, а самое главное - в самолетостроении и космической технике (Алюминий - Al)

10. Вещество, которое залегает в природе в виде самородков желтого цвета. Оно горит синеватым пламенем. Его используют при получении одной из самых сильных кислот.( Сера- S)

11. Тяжелый удушающий ядовитый газ желто-зеленого цвета. Его использовали в первой мировой войне в качестве химического отравляющего оружия (Хлор- Cl2)

12. Вещество- неметалл представляет собой темно-фиолетовые кристаллы, которые при нагревании переходят в фиолетовые пары. Спиртовой раствор этого вещества – бактерицидная настойка – распространенное аптечное средство (Иод- I2)

3. 2 тур: «Химики»

Начинаем второй тур: «Химики»

Вы видите игровое поле. Команды по очереди выбирают право выбора вопроса, обсуждение в течение 1 мин, затем команда дает ответ на вопрос, если ответ неверный, то вторая команда может ответить на тот же самый вопрос и заработать эти баллы (очередность выбора вопроса в случае неправильного ответа сохраняется за командой) Успехов вам!

1. Какой химический элемент дает более 3 млн. соединений? (Углерод)

2. Какой металл является самым легким? (Литий)

3. Какой неметалл имеет самую высокую температуру плавления? (Углерод – графит,3500)

4. Какое отношение к Д.И. Менделееву имел известный поэт А. Блок? (Блок является зятем – мужем дочери Менделеева)

5. Какое взрывчатое вещество держат под языком? (Нитроглицерин)

6. Платон называл это «любимым веществом богов», Гомер считал, что это имеет божественное происхождение, римские легионеры получали жалование в этой валюте. Владимир Даль приводит про это такую загадку: в воде родится, а воды боится?

ВОПРОС: О чем идет речь? (Поваренная соль)

7. Некий алхимик, экспериментируя с костями животных, получил загадочное вещество, светящееся призрачным светом.

ВОПРОС: Что это за вещество? (Фосфор (при прокаливании фосфатов из костей с углём в песке выделяется фосфор)

8. Любимым занятием на досуге у знаменитого русского химика было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Материалы для этих работ он закупал в гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

Кто этот почтенный господин?

Таких людей знать надо, — с уважением в голосе ответил приказчик.

Это знаменитый чемоданных дел мастер.

ВОПРОС: Кто из русских химиков имел такое необычное хобби? (Д. И.Менделеев)

9. На большом интендантском складе, где хранились солдатские пуговицы, вместо пуговиц обнаружили серую труху.

ВОПРОС: Из какого металла были изготовлены пуговицы? (Олово – при низкой температуре оно превращается в рыхлый серый порошок)

10. В18 веке в Испании был издан указ, согласно которому, при добыче золота в Колумбии требовалось тщательнейшим образом отделять от золота некий металл-примесь и топить его реке Рио-дель-пинто. Те остатки металла, которые на тот момент были в Испании, необходимо было утопить в море. Тем самым испанский король боролся с фальшивомонетчиками. Пользуясь тем, что этот металл легко сплавлялся с золотом и почти не отличался от него по плотности (21,45 г/см³), фальшивомонетчики чеканили из сплава монеты.

ВОПРОС: Назовите металл? (Платина)

4.Конкурс капитанов

Химия – наука, полная тайн. И эти тайны можно зашифровать в загадки. Конкурс химические загадки для капитанов. Капитанам команд необходимо отгадать загадки, за правильный ответ вы получаете 2 балла, если помогает капитану команда – то 1 балл.

5. Подведение итогов. 

Дорогие ребята! Вы успешно прошли все испытания, приготовленные для Вас. Вы все достойны звания «Химик». Жюри решила наградить Дипломом II степени на звание «Химик» команду … , Дипломом I степени команду…. Команды допускаются для торжественного принятие клятвы Химика. Вы готовы? Положите, пожалуйста, правую руку на учебник химии и повторяйте за мной:

Клянусь я кислотой и хлором
Всегда урок по химии учить
И быть в учении упорным. Клянусь!
Клянусь Периодическим законом
Достичь того чего не знал,
И до всего дойти умом. Клянусь!
Клянусь я синим купоросом
Раскрыть все сложные вопросы. Клянусь!

Вот теперь Вы действительно стали химиками, и вполне готовы продолжить свое путешествие по стране увлекательной химии. Вам предстоит узнать много нового и интересного.

Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений, она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами».

























































Приложение 1

Этапы игры

1 команда

гр.1.13

2 команда

гр.1.14

Болельщики

1 команды

Болельщики

2 команды

1 тур

викторина

«ЧТО ЭТО?»



































2 тур

игра

«Химики»











































3 тур

Конкурс капитанов

























Всего






Приложение 2

Химия и лирика.

Живет всегда природа по своим законам,

Мы изучаем их, стремясь понять,

И очень важно знать и понимать основы,

Чтоб эти знанья в жизни применять.

Без физики не полетели б люди в космос,

Не укротили б атом никогда.

Хотим мы знать, что значат в мире нашем

Солнце, воздух, чем мы дышим, и вода,

А вот без химии промышленность застынет,

Ведь золотые руки у нее:

Лекарство создает с ней наша медицина

А с древесиной создаем жилье.

С ней металлурги работают на пару,

Волокна новые она же создает,

Красители, крема, духи ,помады, но эта часть, увы, не все.

А человек - явление самой природы-

Всегда стремился к ней, она его душа.

Энергия везде, энергия свободы

И до чего ж природа хороша!







***

Химические темы, как перроны

Проносятся, на каждом столько лиц!

На траектории не люди – электроны,

И жизнь почти невидимых частиц!

И как планеты в космосе частицы

Несутся, открывая мир идей.

Не химия ли открывает принцип

Валентных связей и среди людей?

Не знать законов?!

Что ж, сказать по чести,

Безграмотный, увы, убог и сир.

Все движется, мир не стоит на месте,

И ХИМИЯ – окно в огромный мир!























Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах

Все от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых

Как формула, как график трудовой

Строй менделеевской системы строгий

Вокруг тебя творится мир живой

Входи в него, вдыхай, руками трогай

Есть просто газ легчайший – водород

Есть просто кислород, а вместе-

Это июльский дождь, от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассвете

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома

И кажется Вселенная сама

Одной лабораторией огромной

Тут оптика едва ль поможет глазу

Тут мысль пытливая всего верней

Пылинку и увидишь – но не сразу

Глубины мироздания скрыты в ней

Будь то вода, что поле оросила

Будь то железо, медь или гранит

Все страшную космическую силу

Закованную в атомы хранит

Мы не отступим, мы пробьем туда дорогу

Где замкнут мирозданья круг,

И, что приписывалось раньше богу,

Все будет делом наших дружных рук. (С.Щипачев)

***

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это

А в сущности только вода

Безбрежная тишь океана

И тихая заводь пруда

Каскад водопада и брызги фонтана

А в сущности только вода.

В бирюзовой дали исчезая

Лебедями плывут облака

Вот туча идет грозовая

А в сущности только вода

Высокие гребни вздымая

Бушует морская вода

И гонит, как будто играя

Большие морские суда

Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет, все растает

И будет пустая вода.















***

В нашей жизни сложной

Нельзя без химии прожить,

Науку эту, точно,

Нельзя не полюбить!

Мы ездим на трамвае

И мчимся на авто,

Но нам нельзя представить,

Как выжить без нее!

Без химии науки

Печален был бы свет,

Сидели б дома в скуке, не зная всех утех.

Не зная телевизора, и света, и тепла,

Что химия чудесная

Сегодня нам дала!

Нам сделала лекарства,

Игрушки создала,

Не верила в препятствия

И дальше шла и шла!



















***

Что химия – волшебница, знают все на свете.

Ждут многого от химиков и взрослые, и дети.

Но, чтоб волшебниками стать,

Нужно очень много знать.

Как реакция пойдет

И что такое водород?

Что покажет индикатор

И для чего катализатор?

Как сделать из песка хрусталь,

А из руды – чугун и сталь?

Конечно, это не секрет.

На все вопросы мы ответ

В курсе химии найдем,

Учебник лишь перелистнем!

Сегодня знает стар и млад, что нитраты – это яд,

А жизнь поддерживает в нас,

Кислород, бесцветный газ.

Куда ни бросим взгляда мы,

Увидим химии плоды.

Жить без неё никак нельзя,

Так будьте с нею вы - друзья!













Приложение 3

Задание.

1.Зачеркни лишнее слово в каждой строке

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Хром, сера, вода.

1. Алюминий, серная кислота, хлорид натрия.

2. Оксид цинка, цинк, алюминий.

2. Гипс, фтор, глюкоза.

3. Железо, сероводород, медь.

3. Оксид цинка, сульфид цинка, водород.

4. Хлорид натрия, азот, водород.

4. Жиры, хлорид магния, медь.

5. Железо, сера, углекислый газ.

5. Поваренная соль, железо, вода.

6. Хлор, сульфид цинка, цинк.

6. Бром, хлорид натрия, оксид натрия.





Задание.

1.Зачеркни лишнее слово в каждой строке

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Сахароза, медь, кислород.

1. Карбонат кальция, золото, азотная кислота

2. Сера, хлороводород, магний.

2. Вода, оксид натрия, цинк.

3. Сульфид цинка, железо, водород.

3. Железо, поваренная соль, оксид магния.

4. Натрий, иод, глюкоза.

4. Углекислый газ, серная кислота, алюминий.

5. Сульфид натрия, углерод, ртуть.

5. Сероводород, сульфид кальция, фосфор.

6. Марганец, хлор, оксид лития.

6. Оксид магния, бром, сода





Приложение 4

Занимательные опыты

Костер без спичек

В походе может возникнуть ситуация, при которой спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась, но это не помеха для человека знакомого с химией, он может разжечь костер без спичек или зажигалки. Сейчас я покажу способ, как это можно сделать

Описание опыта: делаем смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Помещаем смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее ложем лучинки (дрова), таким образом, что бы они не касались смеси. Смачиваем ватку обильно спиртом и выдавливаем каплю спирта на смесь. Костер загорается.

Зажигание без спичек («волшебная палочка»)

Для опыта необходимо приготовить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты в фарфоровой чашечке. Волшебную палочку готовят заранее. Для этого возьмите указку, на конец которой наденьте стеклянную трубочку длиной 1–2 см. Стеклянную трубочку погрузите в свежеприготовленную окислительную смесь. Коснувшись палочкой фитиля, зажгите спиртовку. В смеси образуется сильный окислитель – Mn2O7, который окисляет спирт. В ходе данной реакции выделяется большое количество тепла, из-за чего и происходит воспламенение спирта.

Эскимо

Многие дети любят мороженое, химики тоже любят это лакомство, но на этом они не остановились и придумали свой способ приготовления эскимо.

В химический стакан ёмкостью 150мл насыпьте 40гр растёртого в порошок сахара и слегка смочите его 3-4мл воды. Теперь в полученную массу добавьте 20-25мл концентрированной серной кислоты и размешайте смесь стеклянной палочкой. Палочку не вынимайте. Через несколько минут смесь потемнеет, температура повысится, и из стакана начнёт "вырастать" чёрная пенообразная масса. Это пористый уголь, появление которого объясняется дегитратацией сахара серной кислотой:

C12H22O11 = 12C + 11H2O

Кроме этого происходит восстановление серной кислоты углём:

2H2SO4 + C = CO2 + 2SO2 + 2H2O



«Вулкан на столе»

В горло конической колбы вставьте тигелек или фарфоровую чашечку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы. Под колбу положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(III). В тигелек насыпьте дихромат аммония, в центре холмик смочите спиртом. Зажигается «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом и парами воды вылетают раскаленные частички оксида хрома(III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

Огонь на воде

В кристаллизатор наливают воды и добавляют несколько капель фенолфталеина. В воду бросают кусочек натрия. Натрий взаимодействует с водой и образуется водород, который сгорает голубоватым пламенем, а вода окрашивается в малиновый цвет, так как в ней образуется щелочь

«Волшебный стакан»

В один стакан налейте раствор щелочи, в другой – раствор кислоты. Произнеся «заклинание», перемешайте раствор щелочи стеклянной палочкой, смоченной спиртовым раствором фенолфталеина, – раствор станет малиновым. Прилейте к полученному раствору раствор кислоты (не забудьте «заклинание»!) – произойдет реакция нейтрализации, и малиновая окраска исчезнет.

«Получение медного ножа»

В химический стакан налейте 200 мл концентрированного (лучше насыщенного) раствора медного купороса и подкислите его 1 мл серной кислоты. Хорошо почистите нож наждачной бумагой (после чего не дотрагивайтесь до поверхности металла руками). Опустите нож на несколько секунд в раствор медного купороса, затем выньте его, быстро сполосните водой и сейчас же насухо протрите мягкой тканью. Нож покрывается ровным блестящим слоем меди.

«Зеленое пламя»

В фарфоровой чашке зажигают спирт. Он горит почти бесцветным пламенем. Когда горение окончится, в эту же чашу наливают 5 мл спирта и 0,5 мл насыщенного раствора борной кислоты H3BO3 и поджигают. Спирт горит красивым зеленым пламенем. Это объясняется тем, что борная кислота образует со спиртом сложный эфир, окрашивающий пламя в зеленый цвет: 3С2H5OH+H3BO3 =3H2O+ (C2H5O)3B.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.