Предварительный просмотр презентации
Название презентации: интеллектуальная игра «Путешествие в страну Лингвинию» Предмет: русский язык Тема урока: повторение изученного материала (в игровой форме) Класс: 5, для общеобразовательных школ. Цели урока: пробуждать интерес к изучению русского языка, систематизировать знания учащихся, развивать орфографические и пунктуационные навыки, повышать уровень языкового развития детей. Цели использования презентации: создать положительный настрой на работу, в занимательной форме обобщить знания учащихся. Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ Башкирский лицей №1 имени Зиганшина С.Ш. Булякова Лилия Хайдаровна
Интеллектуальная игра «Путешествие в страну Лингвинию»
Лингви́стика (от лат. «язык»), языкозна́ние, языкове́дение — наука, изучающая язык.
Чтобы попасть в эту удивительную страну, нам необходимо переплыть Лексический океан, пройти через фонетические джунгли!!!
«Фонетические джунгли»
1. Составьте слово из звуков: 1-й – глухая пара звука [з]; 2-й – глухая пара звука [д]; 3-й – гласный [о] под ударением; 4-й – глухая пара звука [г]. 2. «Перевертыши». Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получилось: Из слова лён – цифра; Из слова лей – название дерева; Из слова лоб – название настила; Из слова люк – большой мешок; Из слова ток – домашнее животное.
3. Отгадайте метаграммы: – С К в полях меня найдете, С Г – романсы запоете, С В – в косички заплетете. – С Л я остров в океане, С Р растаю вмиг в стакане. – С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М – рубашка-безрукавка, С З – скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали.
4.Решите пропорции, учитывая характер звуков в парах. 1) [ж]:[ш]=[ч’]:[?] А) [ш’]; Б) [ц]. 2) [г]:[к]=[?]:[т]=[з]:[с] А) [д’]; Б)[д]. 5. В каких словах этого предложения количество букв и звуков не одинаковое? Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды. (А. Чехов). А) Съела, наелась, много. Б) Только, еды.
Лексический океан Подберите синонимы к словам:
- Красивый - Жестокий - Злободневный - Фантазировать - Бежать - Доброта
Объясните значение фразеологизмов: 1. Сидеть сложа руки 2. Ума не приложу 3. Ахиллесова пята 4. Рукой подать 5. Пускать пыль в глаза 6. Вставлять палки в колеса 7. Повесить нос 8. Сесть в калошу 9. Потерять голову 10. Отложить в долгий ящик 11. Сломя голову
Будут ли синонимами слова? абонент – абонемент; благодарный - благодарственный; болотный – болотистый; эффектный – эффективный, поступок - проступок.
Конкурс «Омограф» 1. С ударением на первом слоге – часть живого организма, с ударением на втором слоге – музыкальный инструмент. 2. С ударением на первом слоге – мельчайшее отверстие на поверхности кожи, с ударением на втором слоге – продолжительный период времени. 3. С ударением на первом слоге – небольшие лесные зверьки с пушистыми хвостами, с ударением на втором слоге – белая часть вареных яиц. 4. С ударением на первом слоге – птица, с ударением на втором слоге – мужчина, достигший старости.
Сколько в стихотворении антонимов? Полюбил богатый – бедную, Полюбил ученый – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную, Золотой – полушку медную. М. Цветаева.
Ребята, мы наконец-то приплыли в Лингвинию. Встречает нас город Пословицын!
Что посеешь, … Без труда … Кончил дело – ... Волков бояться – ... С кем поведешься – … Как аукнется – … За двумя зайцами погонишься – … Тяжело в учении – … Любишь кататься - … Учение – свет, … Семь раз отмерь … Не имей сто рублей, …
Следующая остановка – Морфолоград. Ребята, насколько хорошо вы знаете традиции и обычаи жителей этой замечательной столицы? Живут в Морфолограде существительные, прилагательные, глаголы!
Подберите к существительным прилагательные: Тюль, рояль, фасоль, фамилия, кофе, кашне. Определите род существительных: георгин, туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведерко, какао, вуаль, лебедь.
Отгадайте загадки. Что объединяет все отгадки? А) Серое сукно тянется в окно. Б) Зубасты, а не кусаются. В) У одной мыши три хвоста. Г) Цепкий рак на тех сердит, Кто зазря в доске сидит. Д) Гостя примут от души: Так обнимут – не дыши! Е) Без ног, а ходят, без рук, а указывают.
А) Серое сукно тянется в окно. (Сумерки). Б) Зубасты, а не кусаются. (Грабли). В) У одной мыши три хвоста. (Вилы). Г) Цепкий рак на тех сердит, Кто зазря в доске сидит. (Клещи). Д) Гостя примут от души: Так обнимут – не дыши! (Тиски). Е) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы). (Все отгадки – существительные только множ. числа).
«Превратите» существительные одного склонения в существительные другого склонения, не изменив при этом их лексического значения. мама – … (III скл.); папа – … (II скл.); брат – … (I скл.); дедушка – … (II скл.); племянник – … (II скл.); доченька – … (III скл.); двоюродная сестра – … (I скл.); брат сестры – … (II скл.); мать жены – … (I скл.); отец жены – … (II скл.).
Определите, где прилагательное, а где – существительное. А) Больной человек очень слаб. – Врач дал больному лекарство. Б) Мы пришли в столовую. – Столовые приборы нужно вымыть. В) Рабочий клеил на стены обои. – Мы составили рабочий график. Г) Закончили ремонт в ванной комнате. – Я люблю мыть собаку после прогулки прямо в ванной.
«Ответьте одним словом». (Какой (-ая, -ое, -ие)?) Бой барабана; одеяло из шерсти, солдатик из олова, тулуп из овцы, гнездо ос, капля масла, каша из овса, мост из понтонов, гребень петуха, игрушка из дерева, бочка для сельди, огни станции, рассвет весной, питомник для сельди, огни станции, рассвет весной, питомник для фазанов, скважина нефти, куртка из полотна, ткань из льна, фары для тумана, икра из баклажан, свет луны, одежда из сукна, кнут из ремня, стакан из стекла, яйцо курицы.
Ответьте одним словом. – Неопределенная форма глагола – Чь в инфинитиве – суффикс или часть корня? – На что заканчивается суффикс в инфинитиве? – Сколько времен у глагола? – Суффикс прошедшего времени. - Сколько спряжений у глагола?
Обозначьте спряжение глаголов по инфинитиву. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно предать и продать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. В. Шефнер.
Молодцы, ребята! Вы знакомы с традициями и обычаями жителей Морфолограда! Таким умным и грамотным туристам непременно окажут теплый прием!
Предлагаю посетить ещё один прекрасный город, где живут орфограммы и морфемы! Давайте поближе познакомимся с жителями Морфеграфии!
Кроссворд «Словарные слова». 1. Надпись на конверте, указывающая на место, куда послано письмо. 2. Разговор. 3. Судно, плавающее по воде. 4. Группа людей, имеющая общие интересы, либо работающие вместе. 5. Мера веса. 6. «Дом» для книг, книгохранилище. 1 2 3 4 5 6
Распредели шары по корзинкам, вставив нужную букву.
Ошибка допущена в словах: 1. Разшевелить 2. Безшумный 3. Бесполезный 4. Разчертить 5. Разложить 6. Крыжовник 7. Пчёлы 8. Расчот 9. Почёт 10. Збить 11. Цынк 12. Иллюминацыя 13. Ресницы 14. Агитация 15. Птицин 16. Традиция
Составь слово 1. Корень такой же, как у слова звонок 2. Приставка такая же, как у слова завернул 3. Суффикс такой же, как у слова любить 4. Второй суффикс такой же, как у слова пришёл 5. Окончание такое же, как у слова краска
1. Корень такой же, как у слова крепкий 2. Приставка такая же, как у слова заехал 3. Суффикс такой же, как у слова решить 4. Второй суффикс такой же, как у слова стоял 5. Окончание такое же, как у слова узнал
Ребята, жители Морфеграфии подготовили для нас интересные вопросы!
1. В состав какого молочного продукта входит коровий рог? 2. Какое животное входит во фраке? 3. Какое средство передвижения можно вырезать из скатерти? 4. В каком цветочке разместилась целая страна? 5. Какая часть линейки очень быстро тает на солнце? 6.Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? 7.Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в состав железа? 8. Какая часть тела человека находится в воротнике одежды? 9. Какое сантехническое устройство спрятано внутри каждой подушки?
А теперь проверим себя! 1. Творог 2. Рак 3. Катер 4. Настурция 5. Иней 6. Слева 7. Желе 8. Рот 9. Душ
Молодцы, ребята! На этом наше увлекательное путешествие завершается. Поблагодарим жителей страны за гостеприимство!
Отплываем на корабле «Синтаксис». Чтобы поймать попутный ветер, нам нужно ответить на вопросы!
Закончите предложения. А) Осенью к нам прилетают птицы Севера: ..., ..., ... . Б) Поздней осенью появляются грибы: ..., ..., ... . В) ..., ..., ... – все появляется летом в лесу. Г) ..., ..., ... – любимые игрушки моего щенка.
Укажите правильную схему постановки знаков препинания при прямой речи. А) «П? – а». Б) «П? – А». В) «П?» – а. Определите неправильную пунктуацию в предложении. А) Пора нам Темка делом заняться. Б) Не спорьте со мной, товарищи. В) Пришла весна, цветут цветы.
Спасибо за внимание!