СПАСИБО, ОСЕНЬ, ЗА ТВОИ ДАРЫ!!!
Конспект внеклассного занятия по теме «Спасибо, осень, за твои дары!!!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор материала | Стручков Евгений Алексеевич, учитель биологии и географии |
Естественно- научное направление | Биология, Экология, Агротехника, География |
Класс | 5- 11 класс |
Тема | Спасибо, осень, за твои дары |
Цель | Организовать активную деятельность учащихся по закреплению и расширению знаний по темам «Грибы. Плоды и семена. Соцветия.Культурные растения»» в ходе интеллектуальной игры |
Задачи | Обучающие: Закрепить и расширить знания учащихся о многообразии культурных растений и грибов продолжить формирование природоохранных знаний, необходимость сохранения видового биоразнообразия. Развивающие: развивать у учащихся навыки практической работы с полученной информацией при выполнении конкретных заданий; продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между строением органов живых организмов и выполняемыми функциями; способствовать развитию познавательного интереса при работе с дополнительным занимательным материалом. Воспитывающие: формировать у учащихся научное мировоззрение; способствовать пониманию необходимости охраны биологического разнообразия, показать роль человека в создании многообразия культурных растений |
Формируемые УУД | Познавательные: умение делать обобщение, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; умение оценивать последствия деятельности человека в природе. |
Предметные: умение составлять характеристики живых организмов и их органов; знать сущности биологических явлений, их закономерностей; использование знаний для прогноза экологической ситуации, выявление влияния экологических факторов на развитие культурных растений. | |
Личностные: развитие познавательных интересов к естественнонаучным знаниям; умение поставить учебную задачу и контролировать её выполнение; углубление знаний по предмету; формирование навыков самообразования и проявление самостоятельности при выполнении заданий. | |
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение адекватно делать само- и взаимооценку выполнения учебной задачи. | |
Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умение работать в группе, находить общее решение путём согласования позиций и учёта интересов; взаимодействие с учителем по коррекции допущенных ошибок. | |
План занятия | 1.Вступительное слово учителя. 2.Конкурс капитанов «И это всё о нём…» 3. Конкурс «Подсказка «Таике разные злаки». 4. Конкурс «Кроссворд «Грибы для колдунов деревенских» 5. Физкультминутка. 6. Конкурс «Акула и Добрый Дельфин». 7. Конкурс «Биоаукцион «Овощи. На огороде, в поле, в сказке…» 8. Подведение итогов игры, награждение победителя,определение лучших игроков 9. Рефлексия – 3 минуты. Продолжительность занятия 45 минут. |
Актуальность проводимого занятия | Данная игра проводится на классных часах, внеклассных занятиях, посвящённых наступлению осени, она важна для развития мотивации, интереса к предмету |
Новизна | Занятие проводится в форме интеллектуальной игры с разнообразными конкурсами. Можно пригласить в команды учеников старших классов, учителей, родителей |
Оборудование | Игровые столы с карточками, цветная бумага, шаблоны для ответов и кроссворда, переходящий приз для победителей, фишки – умники для банкира (судьи), ноутбук, проектор, экран, презентация |
Содержание конкурсных материалов | 1. Пояснительная записка 2. Задания по конкурсам капитанов, «Подсказка», «Кроссворд», «Акула и Добрый Дельфин», «Биоаукцион» с пояснениями к каждому конкурсу 3. Шаблон для конкурса «Акула и Добрый Дельфин», лист с заданиями кроссворда 4. Сводная таблица для оценки работы команд 5. Источники. |
Источники | Источники даны в приложении к занятию |
Конкурс капитанов «И это всё о нём…»
1.Это многолетнее растение, хотя и используется как одноголетнее
2.Это пропашная культура, способствующая очищению полей от сорняков
3.Индейцы Перу вывели около 200 сортов картофеля
4.Картофель не являлся главным героем русских сказок
5.Первоначально картофель итальянцы называли трюфелями
6.Клубни картофеля образуются на корнях (нет, на побегах – столонах)
7.Витамина С в картофеле больше, чем в апельсине
8.Самый дорогой картофель продают во Франции по 500 евро за килограмм
9.Самый известный памятник картофелю находится в Беларуси
10.Латинское название картофеля – паслён клубненосный
11.Столоны – это видоизменённые подземные побеги
12.Картофель – ядовитое растение
13.Листья картофеля лучше других культур умеют поглощать воду из воздуха
14.Плод картофеля – ягода
15.Картофельные бунты были в России при Петре первом (нет, при Екатерине второй)
Конкурс «Подсказка – Такие разные злаки»
1.Считается, что это растение родом из сорняков, засорявших пшеничные поля.
2.Это растение с массой достоинств – холодостойкое (семена прорастают при +1-2 тепла, засухоустойчивое, не требовательное к плодородие почвы
3. Хлеб для космонавтов пекут из тёмной муки этой зерновой культуры
Рожь
1.Это не хлебный злак, но с самым маленьким и твёрдым зерном
2.Оно засухоустойчиво и растёт там, где другие злаки не растут
3.Крупа у этого растения называется по- другому
Просо
1.Это самая трудоёмкая культура, требующая тщательного ухода
2.Из него делают крупу и крахмал, а из зародышей – масло
3.Корневая система имеет воздушные полости, корневых волосков мало из-за постоянного затопления
Рис
1.Это особенный злак со стеблем соломиной, но она не полая изнутри, а заполнена рыхлой тканью
2.И сложного колоса не образует, зато соцветий два: на верхушке и в основании листьев
3.В разных странах этот высокий злак называют по-разному
Кукуруза, или маис
1 .Это один из старейших злаков, скороспелый – созревает даже в
Заполярье
2. В Древнем Риме им кормили гладиаторов для силы и выносливости
3. Именно из этого злака получают всем известную крупу, но под другим названием
Ячмень
Кроссворд «Грибы для колдунов деревенских»
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8. | ||||||||||
9. | ||||||||||
10. |
1.Это гриб не для колдунов, а для заварки целебного чая в походе (чага)
2.Этот может быть 50см в диаметре, белым и круглым, до нескольких кг (дождевик)
3.Её можно вырастить на пнях и мешках с опилками или найти в лесу на деревьях даже зимой (вешенка)
4.Бывает настоящий, синеющий, жёлтый и чёрный засолочный гриб (груздь)
5.Вымачивают 3-4 дня, 2 раза отваривают и солят. Два названия, выберите нужное (валуй)
6.Первый весенний гриб (любой из двух) (сморчок, стручок)
7.Вкусный гриб, кторый раздевают перед варкой (маслёнок)
8.Название гриба спасает от дождя (зонтик)
9.Похожа на грузди, зовут ещё сухарницей, молочайником, вкусна солёная, только мало кто собирает её (скрипица)
10.Плодовое тело похоже на пучок рогов, соединённых вместе, потому и и называют гриб ……… (рогатик)
Ключевое слово – съедобный гриб для колдунов - грибных пельменей - чешуйчатка Растёт на пнях,деревьях, на лежащих сучьях как опёнок, кучками из 6-8 грибов. Шляпка покрыта чешуйками, отсюда и название.
Конкурс «Акула и Добрый Дельфин»
по теме «Орехи, орешки и немного фруктов»
1.Соплодие травянистого растения с хохолком из листьев наверху (ананас)
2.Акула
3.Назовите плоды анакардиума западного, если его бобы, неправильно называемые орешками, изогнуты как сардельки (кешью)
4.Дерево, у которого цветки и плоды растут на стебле и дают нам масло и шоколад (какао, или шоколадное)
5.Это не орех, хотя известен нам как плавающий орех (кокос)
6.Плоды гигантской травы, знакомые всем (банан)
7.Акула
8.Культурная лещина, или ………………. (фундук)
9.Акула
10.Акула
11.Акула
12.Фиговое дерево, или ………………. (инжир,смоковница)
13.Крокодилова груша, или ………………(авокадо)
14.Крупные семена, развивающиеся в шишках (кедровые орешки)
15.Добрый Дельфин – даёт подарок в 5 умников для команды
16.Плоды для питания бедуинов, корм для собак и верблюдов (финик)
Биоаукцион по теме «Овощи. На огороде, в поле, в сказке…»
Овощ, крупные цветки которого съедобны
Плоды этого растения известны всем. Упоминались они в сказке, хорошо знакомой всем. Там они превращались в то, что требовалось человеку. А вот африканцы высушенные плоды используют как шлёмы. Но всё-таки главная ценность этого плода – пищевая. Среди плодов овощей – это рекордсмен по содержанию железа! Плоды могут быть синими, белыми , зелёными, орнажевыми и чёрными, полосатыми и пятнистыми. Самый крупный когда-либо выращенный плод в Бельгии весил 1190кг!!! Что же это за растение?
Тыква
Сказочное растение, которое считается одним из древнейших среди культурных
К сожалению, плоды этого растения часто называют неправильно.Их перерабатывают на крупу, муку, консервы, едят свежими или консервируемыми. Именно это растение помогло Ивану справиться с лютым змеем и стать царём. Классические эксперименты на этом растении привели к возникновению важной новой науки.Так какое же растение всегда вспоминают, когда хотят подчеркунуть давность события?
Горох
Плоды, с которыми раньше всех познакомились индейцы ацтеки
Это многолетние и однолетние травянистые растения и полукустарники, но мы выращиваем их как однолетники. Индейцы ацтеки, оценив их размеры, назвали их крупными ягодами. Шведский систематик Карл Линней назвал их почему-то волчьим персиком. Плоды варят, жарят, вялят, маринуют, запекают, фаршируют. Соки, получаемые из волчьего персика, могут быть зелёными, жёлтыми, оранжевыми и красными. Какое растение, известное под двумя названиями?
Томат, или помидор
Вопрос о растении, которое в наших условиях могло дать два урожая в год
Во вторую половину ноября в швейцарском городе Рихтершвиль проводится фестиваль. Улицы города к празднику украшают фонарями, изготовленными из этого растения. А для угощения заготавливают 25 тонн этого овоща. Посетителям предлагают большой выбор блюд. Их приготовление не требует особого мастерства. В ёмкость загружают продукт и ставят в печь. Размягчаясь, овощ превращается в аппетитное блюдо. Какой же овощ наши предки жарили, варили, тушили, парили, ели сырым?
Репа
Вопрос о растении, в клетках которого достаточно много сахара
Этот овощь - кладезь ценных веществ. Есть витамины С и В6, лимонная и яблочные кислоты, эфирные масла, содержащие серу и обладающие бактерицидными свойствами. Латинское название лука – цепа. В Древнем Риме участки, где выращивали его для воинов, называли цепинариями, а выращивающих людей – цепариями. Римляне считали, что он восстанавливает силы и даёт энергию, поэтому включили его в ежедневный рацион для воинов. Это может быть двух- или трёхлетняя культура.
Лук
Подведение итогов
Вручение переходящего приза «Мудрая тётушка Сова» команде-победительнице
Приложения
Таблица для подведения итогов
Название конкурсов | Команда | Команда | Команда |
Конкурс капитанов | |||
Подсказка | |||
Кроссворд | |||
Акула | |||
Биоаукцион | |||
Итоги |
Таблица для конкурса «Акула и Добрый Дельфин»
1. | 2. | 3 | 4. |
5. | 6. | 7. | 8. |
9. | 10. | 11. | 12. |
13. | 14.. | 15. | 16. |
Ссылки на методику проведения игр в начальной и средней школах
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_odno_iz_sredstv_razvitiya_145344.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_sredstvo_formirovaniya_un_164655.html
Использованная литература
1.Смирнов А.В. Мир растений –М.:Дрофа, 2003
2. М.Аксёнова, С. Исмаилова Энциклопедия для детей. Биология. М, «Аванта+», 1994
3. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия . М, Эксмо, 2005
4. Стручков Е.А. Окружающий мир. 4 класс: развитие умения развёрнутого оценивания информации Волгоград, Учитель, 2012
5.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины М, Просвещение, 1991
6. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике М.: Молодая гвардия,1972
7. Стручков Е.А. Игровые технологии в преподавании биологии 5-7, 8-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением М.: Планета, 2016
8.Ильина Т.А. Лесные грибы. Иллюстрированная энциклопедия с рецептами. М: «Эксмо»,2022
Оригинальные шаблоны для презентаций://p: httpsresentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Горбачёва Марина Юрьевна
Евгений Алексеевич
Куликова Ирина Геннадьевна
Евгений Алексеевич
Трефилова Раиса Поликарповна
Евгений Алексеевич