Статья «Интеллектуальные игры как одно из средств развития личности младших школьников»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Стручков Евгений Алексеевич, учитель высшей
квалификационной категории, Заслуженный
учитель РФ
Школа выполняет социальный заказ общества. В современном обществе происходят перемены, которые предъявляют выпускнику школы иные, новые требования. Чтобы шагать в ногу со временем, школа должна быстро и четко перестраивать свою работу.
Чтобы достичь требуемого уровня личностного, социального и познавательного развития учащихся, необходимо понять, что оно будет достигнуто за счет трех важных составляющих: содержания образования, способов организации познавательной деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Содержание образования четко определено в каждой предметной области. Способы организации познавательной деятельности должны существенным образом измениться в соответствии с требованиями стандарта. Традиционные формы организации познавательной деятельности должны быть дополнены новыми подходами, идеями. В практике начальной школы при организации познавательной деятельности желательно включать такие формы, которые способствовали не только усвоению суммы знаний, но и мотивировали учащихся на познание, на успех, радость сотрудничества и сотворчества При условии выполнения всех требований стандарта в итоге начальная школа будет выпускать умных и думающих учеников, творческих личностей. Конечно, творчеству научить нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. Для развития элементов творческой деятельности нужны активные методы. Для учащихся начальной школы в силу их возраста в методическую копилку учителя должны быть включены разнообразные игры. Материал курса «Окружающий мир» по своему содержанию может быть использован при проведении интеллектуальных игр.
Психологи относят игру к интрогенному поведению, т. е поведению, определяемому внутренними факторами личности (потребностями, интересами). Современная философия в числе ключевых ценностей человека называет радость. Именно на получение радости направлено интрогенное, или «игровое» удовлетворение духовных потребностей. Дети любят играть, особенно на уроке. Любят игру как источник радости в школьной повседневности, как источник положительных эмоций. А их, по мнению психотерапевтов, должно быть в семь раз больше, чем отрицательных.
Игра – сложное социально-психологическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуются особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Интеллектуальные игры это не только источник радости учеников, но и учителя. Он играет вместе со своими учениками по единым правилам. Игра для учителя – это один из источников самосовершенствования, возможность другими глазами взглянуть на накопленные знания, провести их капитальную сортировку и перепроверку. Взрослый в игре «пробует», «переживает» уже не использованные возможности жизни. Ребенок проигрывает, «примеряет» еще не использованные, не выбранные возможности. Именно это делает игру могучим средством социализации ребенка, приобщение его к нормам и ценностям общества.
. Удивительно, но и взрослые, и дети не совсем правильно понимают сущность игры. Ведь в игре важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Игра – это средство изучения особенностей общения и обучения общению. Она развивает в ребенке эмпатию – понимание психического состояния другого человека, способность к эмоциональному отклику, сопереживанию. В игре развивается и рефлексия, умение посмотреть на себя со стороны.
Человек по своей природе существо весьма любопытное. Этому есть физиологическое объяснение – срабатывает средний мозг с древним ориентировочным рефлексом, рефлексом на новизну. Именно поэтому игры вызывают интерес у учащихся. В игре должно быть интересно начало и ее завершение.
В играх используются разнообразные конкурсы: «Путаница», или «Сбой компьютера», «Барон Мюнхаузен», «Меткий стрелок», «С миру по нитке», «Вперед на барханы», «Животные и растения в пословицах и поговорках русского народа», Дальше, дальше, дальше….». Но из этого разнообразия традиционными бывают «Конкурс капитанов», «Подсказка», «Кроссворд», «Биоаукцион». При необходимости и при наличии времени на уроке они дополняются другими конкурсами. Одинаковый алгоритм заданий способствует выработке необходимых умений, позволяет сэкономить драгоценное время, накопить опыт коллективной игровой деятельности. Каждая игра предусматривает несколько большее число конкурсов, которых можно провести на уроке. Поэтому можно часть заданий использовать по ходу других уроков или сделать игру перманентной, завершая ее на итоговом уроке по теме. Предусматривается и замена вопросов для аукциона. С учетом краеведческого подхода можно выбрать вопросы по темам «Растения», «Птицы» и «Млекопитающие».
. Очень важны условия для проведения игры – игровое поле. Для каждой команды сдвигается два стола, вокруг расставляются стулья. Необходима доска, на которой размещаются фото, рисунки, картины, соответствующие теме игры. Команда, выигравшая приз, на следующей игре забирает приз на свой игровой стол. Доски могут пригодиться для зарисовки решетки для некоторых конкурсов. К игре готовят и свою «валюту». Называться она может по-разному: «кудряши», «стручки», «умники» – пластмассовые или стеклянные фишки, которые помощник учителя по ходу игры кладет
в «банк» каждой команде, а перед биоаукционом выдает «сбережения» игрокам для «покупки» вопросов. Должен быть и переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова». Готовятся письмен-ные задания для конкурсов («Барон Мюнхаузен», «Кроссворд», «Животные в пословицах и поговорках», «Сбой компьютера»)
и листки для ответа на вопросы конкурса «Подсказка».
Важны и правила игры. Их вырабатывают и накапливают вместе с детьми, иногда делают поправки после возникших непредвиденных обстоятельств
Как успешно провести игру? Трудно проводить только первую, когда ученики еще не знают, как играть.
В конкурсе капитанов капитаны выходят к доске и получают карточки со словами «ДА» и «НЕТ». Прослушав утверждение, они поднимают карточку «ДА», если согласны с утверждением, «НЕТ» – в противоположном случае. За каждый правильный ответ капитан зарабатывает один «умник». Разрешается удачный ответ капитана сопровождать аплодисментами, запрещается подсказывать капитану, навязывать ему свое мнение. На последние 5 вопросов отвечают по порядку команды, а только после этого капитаны поднимают карточки. В случае правильного ответа у команды и у капитана команде начисляется 2 «умника», один, когда правильный ответ дает кто-то один.
Конкурс «Биоаукцион» – итоговый конкурс, который решает все, здесь можно и проиграть, и выиграть, несмотря на неудачи или успех в первых конкурсах. В этом конкурсе и проверяется чувство команды, умение коллективно мыслить. Первый вопрос, его сложность определяется учителем в зависимости от ситуации на игре. Если есть команды, рвущиеся к победе любой ценой, не умеющие контролировать свой игровой азарт, то начинать лучше с трудного вопроса. Если обстановка спокойная, команды чувствуют себя неуверенно, то лучше начинать с простого вопроса. Сначала учитель говорит, о чем вопрос и называет начальную его стоимость. Команды предлагают новую сумму. После каждого предложения учитель говорит: «Кто больше?».
И так до тех пор, пока команды не делают новых ставок. После слов, допустим: «10 «умников» – раз, 10 «умников» – 2, 10 «умников» – 3», – звучит слово «продано». Командам надо дать понять, что не надо делать высокие ставки, так как в случае неправильного ответа можно потом уже и не отыграться. А в случае выигрыша пропадет интерес к игре у других команд, которые потеряют надежду на успех. В кризисный момент игры команды могут идти «ва-банк», поставить на вопрос все свои «сбережения». В этом случае вопрос «покупает» та команда, которая заявила об этом первой. В этом конкурсе важно в пределах правил стимулировать неуверенные команды, создавать игровое настроение, настраивать на риск, особенно когда вопросы несложные. Хотя предугадать трудность вопроса практически невозможно. О методике проведения конкурсов можно прочитать в моей книге « Окружающий мир.4 класс: развитие умения развернутого оценивания информации / Е.А. стручков. – Волгоград : Учитель, 2012.- 114 с.
Важный момент игры – подведение итогов. Баллы считать не надо, команды сами знают, сколько «умников» у них и их соперников. Команде-победительнице вручается переходящий приз, делаются снимки победителей. Желательно определить лучших игроков в каждой команде и лучшего капитана. При выделении лучшего капитана высказывает свое мнение и учитель. Необходимо так же отметить лучшие качества команд, участвовавших
в игре.
Игра – это объединяющее начало не только для детей. Она предполагает создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса, где главная и ведущая сила - учитель
Во-первых, это взаимодействие учеников и учителя. Именно учитель создает
в классе условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в наибольшей степени в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, взаимодействие учителей с целью обмена опытом по реализации требований стандарта. Причем, в это взаимодействие подключаются не только учителя начальных классов, но и предметники, к ним перейдут со временем ученики начальной школы. В-третьих, сотрудничество родителей и учителя. Именно от этого в большей степени зависит конечный результат. Привлечь родителей в образовательный процесс, сделать их своими союзниками под силу каждому, кто этого захочет. И, наконец, самое главное – это взаимодействие учеников в классе, атмосфера, в которой идет образовательный процесс, атмосфера доброжелательности, где каждый чувствует себя под надежной защитой.
Интеллектуальные игры это не только источник радости учеников, но и учителя. Он играет вместе со своими учениками по единым правилам. Игра для учителя – это один из источников самосовершенствования, возможность другими глазами взглянуть на накопленные знания, провести их капитальную сортировку и перепроверку.
Лещёва Светлана Николаевна
Евгений Алексеевич
Селиванова Галина Геннадьевна
Евгений Алексеевич
Евгений Алексеевич