12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Александровна Максимова2819
Россия, Свердловская обл., Лесной
13

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по комедии А.С.  Грибоедова «Горе от ума»


 

Розыгрыш дорожек

Агон I. Выступите с речью — доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает традиционными классицистическими чертами.

Агон II. Выступите с речью — доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает чертами реализма.

Агон III. Выступите с речью — доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает чертами романтизма.

Финал. Вспомните один из афоризмов комедии «Горе от ума» и постройте на его основе высказывание о современной жизни.

Агон I

1. Узнай себя

Зелёная дорожка

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин...
Монашеским известен поведеньем!..

(Фамусов.)

Жёлтая дорожка

И утверждают все, кто только прежде знал,
Что с храбростью его, с талантом,
Когда бы службу продолжал,
Конечно, был бы он московским комендантом.

(Платон Михайлович Горич.)

Красная дорожка

С другими я и так и сяк,
С тобою говорю несмело,
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

(Репетилов.)

2. Биографическое

Зелёная дорожка

Павел Афанасьевич, напомните, пожалуйста, ваш распорядок на следующую неделю.

(К Прасковье Фёдоровне в дом
Во вторник зван я на форели...
В четверг я зван на погребенье...
...в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,

Я должен у вдовы, у докторши, крестить.)

Жёлтая дорожка

Какие болезни, Платон Михайлович, обнаружились у вас после женитьбы? (“Всё рюматизм [ревматизм] и головные боли...”)

Красная дорожка

Господин Репетилов, что именно вы делали, чтобы стать зятем барона, который в министры метил, когда “с его женой и с ним пускались в реверси”? (Играл в карточную игру.)

3. Толкование слов

Зелёная дорожка

Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить.

— О каком ключе идёт речь? (К парадному мундиру камергера полагается золотой ключ на голубой ленте, прикреплённый к левой фалде мундира.)

Жёлтая дорожка

Ему дан с бантом, мне на шею.

— О чём идёт речь? (Об орденах. Орден Владимира носили на груди, орден Анны надевали на шею.)

4. Биографическое

Зелёная дорожка

Чего, Павел Афанасьевич, вы смертельно боитесь относительно бумаг? (“Боюсь, сударь, я одного смертельно, чтоб множество не накоплялось их”.)

Агон II

1. Узнай себя

Зелёная дорожка

В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет.

(София.)

Жёлтая дорожка

Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.

(Скалозуб.)

Красная дорожка

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? — человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут...
При нём остерегись: переносить горазд,
И в карты не садись: продаст.

(Загорецкий.)

2. Биографическое

Зелёная дорожка

Из-за чего, Софья Павловна, вы потеряли сознание? (Молчалин упал с лошади — испугалась за него.)

Жёлтая дорожка

Полковник, каким тембром голоса вы обладаете? (Густым басом — указания в ремарках.)

Красная дорожка

Какой литературный жанр, Антон Антонович, вас не устраивает более всего и почему?

(А если б, между нами,
Был ценсором назначен я,
На басни бы налёг; ох! басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё-таки цари.)

3. История

Зелёная дорожка

В разговоре о Москве Скалозуб замечает: “По моему суждению, // Пожар способствовал ей много к украшенью”.

— О каком пожаре идёт речь? (Москва была сожжена французами в ходе Отечественной войны 1812 года, после него быстро застроилась новыми зданиями.)

Жёлтая дорожка

Там упражняются в расколах и в безверье профессоры!” — говорит княгиня Тугоуховская. О каком учебном заведении идёт речь? (Петербургский педагогический институт.)

4. Биографическое

Зелёная дорожка

Кем является вам старуха Хлёстова? (Тёткой. Хлёстова: “Легко ли в шестьдесят пять лет // Тащиться мне к тебе, племянница?..”)

Агон III

1. Узнай себя

Зелёная дорожка

Когда в делах — я от веселий прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.

(Чацкий.)

Жёлтая дорожка

...Дружбу всех он в доме приобрёл:
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит.
И, между прочим,
Весёлостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет...

(Молчалин.)

Красная дорожка

Скромна, а ничего кроме
Проказ и ветру на уме.

(Лиза.)

2. Факты биографии

Зелёная дорожка

Как долго вы отсутствовали в Москве, Александр Андреевич? (Три года. Фамусов: “Ну выкинул ты штуку! // Три года не писал двух слов”.)

Жёлтая дорожка

Какой чин вы получили благодаря протекции Фамусова? (Чин коллежского асессора — гражданский чин, который давал право на личное дворянство.)

Красная дорожка

Почему, Лиза, вы уверены, что в любви Софии к Молчалину не будет прока “ни во веки веков”?

(Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами да с чинами...
Ну, разумеется, к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы...)

3. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний»

Зелёная дорожка

Объясните, почему И.А. Гончаров называет роль Чацкого страдательной, хотя в то же время и победительной? (“...Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу — не найдя ни в ком «сочувствия живого»”, “они (Чацкие) сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадёжности успеха”, а раз только сеют, то “не знают о своей победе”.)

Жёлтая дорожка

С какой литературной героиней сопоставляет Гончаров Софью: “...Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как ... : обе, как в лунатизме, бродят в увлечении, с детской простотой”? (С Татьяной Лариной.)

4. Биографическое

Зелёная дорожка

Как зовут ваших родителей? (Андрей Ильич и Анна Алексеевна.)

Финал

1. Советы

Зелёная дорожка

Вы Чацкий. Напомните, пожалуйста, какой рецепт от всех болезней вы дали Горичу. (“Движенья более. В деревню, в тёплый край. // Будь чаще на коне. Деревня летом — рай”.)

Жёлтая дорожка

Вы Молчалин. Вам завещал отец, а вы поведайте нам, как нужно вести себя в обществе. (“...Угождать всем людям без изъятья”.)

Красная дорожка

Вы Фамусов. Дайте совет молодому поколению, как нужно читать. (“...С чувством, с толком, с расстановкой”.)

2. Знание текста

Зелёная дорожка

Выберите из списка персонажей разных произведений только действующих лиц комедии «Горе от ума»: Фамусов, Сквозник-Дмухановский, князь Игорь, Лиза, Молчалин, Митрофан, князь Тугоуховский, Онегин, Осип, Стародум, Ляпкин-Тяпкин, Загорецкий, Ленский, Петрушка, Гринёв, графиня Хрюмина, Скалозуб, Скотинин.

Жёлтая дорожка

Вставьте нужное слово в фразу:

Дома новы, но ... стары.

Минуй нас пуще всех печалей
И ... гнев, и ... любовь.

... часов не наблюдают

Не человек, ...

Ах! ... страшнее пистолета.

(Предрассудки; барский, барская; счастливые; змея; злые языки.)

Красная дорожка

Соотнесите амплуа классицистической комедии с героями комедии «Горе от ума». Можно ли говорить о полном совпадении?

1. Фамусов 2. София 3. Лиза 4. Молчалин 5. Чацкий

2. героиня 4. герой-любовник 1. благородный (обманутый) отец 5. обманутый (несостоявшийся) любовник 3. ловкая служанка, помощница героини

(Чацкий ещё и резонёр, так же как и Лиза, которая оказывается одновременно и соперницей Софии.)

3. Московские реалии

Зелёная дорожка

Откуда “моды к нам, и авторы, и музы”? Иными словами, что “губило карманы и сердца” молодого поколения того времени? (“А всё Кузнецкий мост...”)

Жёлтая дорожка

Являлась ли София Павловна членом Английского клуба? (Нет, в этот клуб допускались только мужчины.)

4. Знание текста

Зелёная дорожка

Кому (каким героиням) делает данные комплименты Чацкий: “расцвели прелестно” и “похорошели страх”? (Софии, Наталье Дмитриевне Горич.)


 

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (4)

Юлия Васильевна Воробьева, 01.10.17 в 20:02 1Ответить Пожаловаться
Замечательная игра!

Светлана Александровна Максимова, 07.01.19 в 19:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна! Рада, что Вам понравился этот материал)
Дьячкова Наталья Анатольевна, 07.01.19 в 12:06 1Ответить Пожаловаться
Очень хорошая разработка, содержательная! Спасибо!
Светлана Александровна Максимова, 07.01.19 в 19:03 1Ответить Пожаловаться
Пожалуйста!!!! Буду рада, если игра будет проведена)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.